Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:36, контрольная работа
Цель работы - выявление педагогических условий профессионального развития педагога.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального развития личности педагога;
2) выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального развития;
3) проанализировать профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Профессиональный рост педагогов в образовании……………………5
1.1 Психологические закономерности профессионализации……………5
1.2 Психологические особенности личности педагога…………………..8
1.3 Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога……………………………………………………...9
1.4 Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на
профессиональный рост……………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...17
Гармония
в структуре личности учителя
достигается не на основе равномерного
и пропорционального развития всех
качеств, а прежде всего за счет максимального
развития тех способностей, которые
создают преобладающую
Важным
профессиональным качеством учителя
является его стрессоустойчивость.
Проявления стресса в работе учителя
разнообразны и обширны. Так, в первую
очередь, выделяются фрустрированность,
тревожность, изможденность и выгорание.
В отечественных исследованиях
в перечень стрессовых реакций учителей
включается до 14 различных проявлений.
Поэтому стрессоустойчивость
Важным
фактором социальной адаптации к
стрессовым ситуациям является развитая
социально-психологическая
С
ростом внутреннего контроля учителя
высокого уровня педагогического мастерства
эффективнее справляются с
3. Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают
внешние и внутренние источники
активности саморазвития. Внешние источники
(требования и ожидания общества) выступают
в качестве основных и определяют
направление и глубину
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия
1) целеполагание:
ставить перед собой
2) планирование:
выбирать средства и способы,
действия и приемы
3) самоконтроль:
осуществлять сопоставление
4) коррекция:
вносить необходимые поправки
в результаты работы над собой.
4.Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
Творческую
индивидуальность учителя характеризует
прежде всего потребность в
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Творческий
потенциал педагога формируется
на основе двух компонентов: педагогического
профессионального и
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Итак, педагогическое творчество
само по себе - это процесс,
начинающийся с усвоения того,
что уже было накоплено (
Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Заключение
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.
Развитие
личности профессионала характеризуется
активным преобразованием своего внутреннего
мира, определяемое процессами самодвижения
личности и ее деятельности, способностью
встать в практическое отношение
к своей жизнедеятельности в
целом. Однако, выход за пределы наличных
условий жизни не предопределяет
того, что эти условия будут
реально изменены. Необходимы внутренние
ресурсы, энергетически превышающие
инерцию наличных условий существования,
способствующие пробуждению Я-духовного,
которое обусловливает
Результат проведенной работы исследования позволили показать, что личностное становление профессионала является сложным процессом, и на каждом его этапе обеспечивается различными механизмами.
В ходе работы можно выделить несколько этапов профессионализации. На I этапе профессионализации основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а также обучения и образования. На следующем этапе становления в профессии наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни. На III этапе профессионализации ценности реализуются в сферах профессиональной жизни и обучения и образования. Сфера увлечений также занимает высокое место среди сфер проявления активности человека. На I этапе профессионализации наибольшую значимость имеет такая ценность, как материальное положение, к остальным ценностям положение индифферентное. На следующем этапе становления в профессии, предпочитаемой ценностью, является сохранение собственной индивидуальности. Также высокую значимость приобретают собственный престиж, креативность, активные социальные контакты, достижения. На III этапе становления предпочтение отдается креативности, духовному удовлетворению и развитию себя. Резко снижена необходимость в престиже, высоком материальном положении и достижениях. Даже значимость сохранения собственной индивидуальности оказывается сниженной, что свидетельствует о переходе от индивидуализации к интеграции.
Таким
образом, цель достигнута. Задачи, поставленные
в начале работы, выполнены в полной мере.
Список используемой литературы
1. Елканов,
С.Б. Основы профессионального
самовоспитания будущего
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие/Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Екатеринбург, 2000. – 554 с.
3. Мищенко, А.И. Введение в педагогическую профессию [Текст]: учебник/А.И. Мищенко. – М.: Новосибирск, 1991. – 268 с.
4. Мухамедьянов,
С.А. Практическая педагогика [Текст]: учебник
для вузов/С.А. Мухамедьянов. – Уфа.: «ЧУРАГУЛ»,
2007. – 292 с.
Информация о работе Пути профессионального развития педагога