Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа
Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Введение:
1. Актуальность, цель и задачи;
2. Знакомство с базовыми понятиями: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
Глава 1:История развития дошкольного образования в России:
1. История развития дошкольного образования в России;
2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
3. ДОУ разного вида и категорий;
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида:
2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования;
2.2. Формы организации дошкольного образования:
• Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
• Группы кратковременного пребывания:
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;
2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:
• Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
• Организация работы в группе кратковременного пребывания;
• Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;
2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;
2.8.Проблема дошкольного образования;
3. Заключение;
4. Библиографический список.
Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.Состав группы может быть постоянным в течение года или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинированные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными приказом Минпроса СССР от 31.12.71 N 103 и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными постановлением Минтруда России от 21.04.93 N 88.В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковременного пребывания, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. На сегодняшний момент в Красноярске существует всего 18 дошкольных учреждений компенсирующего вида.
3. ДОУ разного вида и категорий
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - имеет следующие виды:
Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть характеризует то, насколько данное ДОУ работает хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.).
I
категория - это Центр развития
ребенка, то есть ДОУ,
II
категория - это ДОУ, реализующее
образовательную программу в
соответствии с требованиями, превышающими
государственный
III
категория - это ДОУ, реализующее
образовательную программу в
соответствии с требованиями
государственного
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске
Детский сад № 50 Компенсирующего
Вида
Детский сад № 53 Компенсирующего Вида
Детский сад № 67 Компенсирующего Вида
Детский сад № 68 Компенсирующего Вида
Детский сад № 139 Компенсирующего Вида
Детский сад № 151 Компенсирующего Вида
Детский сад № 176 Компенсирующего Вида
Детский сад № 218 Компенсирующего Вида
детский сад № 226 Компенсирующего Вида
Детский сад № 249 Компенсирующего Вида
Детский сад № 268 Компенсирующего Вида
Детский сад № 274 Компенсирующего Вида
Детский сад № 303 Компенсирующего Вида
Детский сад № 312 Компенсирующего Вида
Детский сад № 321 Компенсирующего Вида
Детский сад № 322 Компенсирующего Вида
Детский сад № 326 Компенсирующего Вида
Хрусталик Детский сад № 220 Компенсирующего
Вида
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида
2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования
Образовательные программы, которые используются в ДОУ разного вида и категории, должны соответствовать его специфике, а также специфике той или иной формы организации дошкольного образования.
В связи с этим после заполнения Карты экспертной оценки III кат. (см. тему V) необходимо сделать вывод о возможности реализации программы (программ) в ДОУ определенного вида, категории, а также в определенной форме (формах) организации дошкольного образования.
На
основе анализа соответствия программы
описанным ниже требованиям может быть
сформулировано Экспертное заключение
по рекомендации программы к использованию
в образовательных учреждениях разного
типа и вида, категории, а также в разных
формах организации дошкольного образования.
2.2. Формы организации дошкольного образования
1.
ДОУ полного дня. Дети
2.
Группы кратковременного
Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
Функционируют в вечернее время в дополнение к ДОУ полного дня.
Основная задача работы таких центров - обеспечение полноценного развития индивидуально-личностного потенциала воспитанников.
В такие центры дети приходят вечером, уже утомленные занятиями в ДОУ в дневное время. Поэтому при организации занятий в центрах поддержки развития детей необходимо использовать яркие интересные сюжеты, музыкальное сопровождение, соответствующий теме наглядный материал - все это, в целом, создаст у детей ощущение игры, поддержит интерес к изучаемому материалу, предупредит умственные перегрузки. Активное перемещение в пространстве (в групповой комнате и по разным помещениям центра), использование на занятиях двигательных игр, физкультурных пауз, организация динамических пауз в перерывах между занятиями обеспечивает переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, создает оптимальный для старшего дошкольного возраста режим двигательной активности, предупреждает переутомление организма. Однако при организации педагогического процесса в центрах поддержки развития нельзя забывать и о том, что детям старшего дошкольного возраста необходимо непринужденное общение со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями своих товарищей). Поэтому при планировании режима дня необходимо предусмотреть такую возможность.
Центры поддержки развития детей, не посещающих ДОУ: функционируют в ДОУ в утреннее или вечернее время.
Предназначены для интенсивной подготовки к школе детей, ранее не посещавших ДОУ, в течение одного учебного года.
В центры поддержки развития приводят детей, не посещавших ранее ДОУ; причем некоторые из них, возможно, вообще не посещали никаких образовательных учреждений (это так называемые «домашние» дети). В связи с этим при организации педагогического процесса в таких центрах могут возникнуть определенные трудности.
Прежде всего, необходимо облегчить адаптацию детей к новым условиям (профессиональная психологическая помощь; организация педагогических условий - динамические паузы между занятиями, музыкальное сопровождение, рациональное планирование режима дня и жизнедеятельности детей, создание развивающей предметно-пространственной среды и др.).
Целесообразно предусмотреть 2 варианта планирования педагогической работы и организации режима дня и жизнедеятельности детей в центрах поддержки развития:
Вариант 1: предполагает организацию только лишь занятий (что, к сожалению, практикуется в Центрах поддержки развития довольно часто).
Вариант
2: предусматривает более
Группы кратковременного пребывания
Как показывает практика, группы кратковременного пребывания при ДОУ посещают соматически ослабленные дети и дети, имеющие те или иные трудности развития (поведенческие нарушения - гиперактивность, тревожность, застенчивость и т.д.; сниженная работоспособность; сложности в формировании фонематического слуха; проблемы речевого развития и т.д.). Именно в группах кратковременного пребывания создаются наиболее благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом психофизиологических возрастных особенностей его развития.
Одной из основных характеристик функционирования групп кратковременного пребывания является краткосрочность пребывания детей в ДОУ - 2-5 дней в неделю по 3-3, 5 часа.
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ
При открытии группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет” был подготовлен следующий пакет документов:
Впоследствии была выбрана программа (Огнева Н.Э., Фомичева Т.П. Программа предшкольного образования детей 5–7 лет. Красноярск: ККИПК РО, 2006), которую представили в отдел по контролю и надзору Красноярского края для лицензирования.
В январе
2007 г. были укомплектованы 2 группы кратковременного
пребывания (4 подгруппы), и на законных
основаниях с марта они приступили
к работе согласно договору с родителями.
2.5. Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания
Целесообразно предусмотреть 2 варианта планирования педагогической работы и организации режима дня и жизнедеятельности детей в группах кратковременного пребывания:
Вариант 1 предполагает организацию только лишь занятий (что, к сожалению, практикуется в группах кратковременного пребывания довольно часто).