Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Оглавление

Введение:
1. Актуальность, цель и задачи;
2. Знакомство с базовыми понятиями: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
Глава 1:История развития дошкольного образования в России:
1. История развития дошкольного образования в России;
2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
3. ДОУ разного вида и категорий;
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида:

2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования;
2.2. Формы организации дошкольного образования:
• Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
• Группы кратковременного пребывания:
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;
2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:
• Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
• Организация работы в группе кратковременного пребывания;
• Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;
2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;
2.8.Проблема дошкольного образования;
3. Заключение;
4. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Комплектование  группы осуществляется по заявлению  родителей (законных представителей) и  на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с  учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.Состав группы может быть постоянным в течение года или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинированные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на психолого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными приказом Минпроса СССР от 31.12.71 N 103 и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными постановлением Минтруда России от 21.04.93 N 88.В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковременного пребывания, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. На сегодняшний момент в Красноярске существует всего 18 дошкольных учреждений компенсирующего вида.

3. ДОУ разного вида  и категорий

Дошкольное  образовательное учреждение (ДОУ) - имеет следующие виды:

  1. Детский сад.
  2. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
  3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
  4. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
  5. Детский сад комбинированного вида (в составе комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании).
  6. Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Категория ДОУ определяется в соответствии с уровнем реализации образовательной  программы дошкольного образования, то есть характеризует то, насколько данное ДОУ работает хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.).

      I категория - это Центр развития  ребенка, то есть ДОУ, реализующее  образовательную программу в  соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

      II категория - это ДОУ, реализующее  образовательную программу в  соответствии с требованиями, превышающими  государственный образовательный  стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности.

      III категория - это ДОУ, реализующее  образовательную программу в  соответствии с требованиями  государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

      4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске

 
Детский сад № 50 Компенсирующего  Вида 
Детский сад № 53 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 67 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 68 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 139 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 151 Компенсирующего Вида 
 
Детский сад № 176 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 218 Компенсирующего Вида 
детский сад № 226 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 249 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 268 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 274 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 303 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 312 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 321 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 322 Компенсирующего Вида 
Детский сад № 326 Компенсирующего Вида 
Хрусталик Детский сад № 220 Компенсирующего Вида 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида

2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования

Образовательные программы, которые используются в  ДОУ разного вида и категории, должны соответствовать его специфике, а также специфике той или  иной формы организации дошкольного  образования.

      В связи с этим после заполнения Карты экспертной оценки III кат. (см. тему V) необходимо сделать вывод о возможности реализации программы (программ) в ДОУ определенного вида, категории, а также в определенной форме (формах) организации дошкольного образования.

      На  основе анализа соответствия программы  описанным ниже требованиям может быть сформулировано Экспертное заключение по рекомендации программы к использованию в образовательных учреждениях разного типа и вида, категории, а также в разных формах организации дошкольного образования. 

2.2. Формы организации дошкольного образования

      1. ДОУ полного дня. Дети находятся  здесь в течение всего дня:  занимаются, едят, спят, гуляют, играют, имеют свободное время.

      2. Группы кратковременного пребывания  детей при ДОУ: функционируют  в утреннее время вместо ДОУ  полного дня. 

Центры поддержки развития ребенка при ДОУ

Функционируют в вечернее время в дополнение к ДОУ полного дня.

      Основная  задача работы таких центров - обеспечение  полноценного развития индивидуально-личностного  потенциала воспитанников.

      В такие центры дети приходят вечером, уже утомленные занятиями в ДОУ в дневное время. Поэтому при организации занятий в центрах поддержки развития детей необходимо использовать яркие интересные сюжеты, музыкальное сопровождение, соответствующий теме наглядный материал - все это, в целом, создаст у детей ощущение игры, поддержит интерес к изучаемому материалу, предупредит умственные перегрузки. Активное перемещение в пространстве (в групповой комнате и по разным помещениям центра), использование на занятиях двигательных игр, физкультурных пауз, организация динамических пауз в перерывах между занятиями обеспечивает переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, создает оптимальный для старшего дошкольного возраста режим двигательной активности, предупреждает переутомление организма. Однако при организации педагогического процесса в центрах поддержки развития нельзя забывать и о том, что детям старшего дошкольного возраста необходимо непринужденное общение со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями своих товарищей). Поэтому при планировании режима дня необходимо предусмотреть такую возможность.

 Центры  поддержки развития детей, не  посещающих ДОУ: функционируют  в ДОУ в утреннее или вечернее  время.

     Предназначены для интенсивной подготовки к  школе детей, ранее не посещавших ДОУ, в течение одного учебного года.

      В центры поддержки развития приводят детей, не посещавших ранее ДОУ; причем некоторые из них, возможно, вообще не посещали никаких образовательных  учреждений (это так называемые «домашние» дети). В связи с этим при организации педагогического процесса в таких центрах могут возникнуть определенные трудности.

      Прежде  всего, необходимо облегчить адаптацию  детей к новым условиям (профессиональная психологическая помощь; организация  педагогических условий - динамические паузы между занятиями, музыкальное сопровождение, рациональное планирование режима дня и жизнедеятельности детей, создание развивающей предметно-пространственной среды и др.).

      Целесообразно предусмотреть 2 варианта планирования педагогической работы и организации режима дня и жизнедеятельности детей в центрах поддержки развития:

      Вариант 1: предполагает организацию только лишь занятий (что, к сожалению, практикуется в Центрах поддержки развития довольно часто).

      Вариант 2: предусматривает более полноценную организацию жизнедеятельности группы, которая включает в себя разные формы организации педагогического процесса: 1) совместная деятельность взрослого с детьми; самостоятельная деятельность детей. (См. Группы кратковременного пребывания детей при ДОУ.)

  Группы кратковременного пребывания

      Как показывает практика, группы кратковременного пребывания при ДОУ посещают соматически  ослабленные дети и дети, имеющие  те или иные трудности развития (поведенческие  нарушения - гиперактивность, тревожность, застенчивость и т.д.; сниженная работоспособность; сложности в формировании фонематического слуха; проблемы речевого развития и т.д.). Именно в группах кратковременного пребывания создаются наиболее благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ребенку с учетом психофизиологических возрастных особенностей его развития.

      Одной из основных характеристик функционирования групп кратковременного пребывания является краткосрочность пребывания детей в ДОУ - 2-5 дней в неделю по 3-3, 5 часа.

2.4.Пакет  документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ

При открытии группы кратковременного пребывания “Предшкольное  образование для детей 5–7 лет” был  подготовлен следующий пакет  документов:

  • приказ «Об открытии группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”»;   
    изменения и дополнения к Уставу дошкольного учреждения;
  • положение о группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе ДОУ, для детей, не посещающих дошкольные учреждения; 
  • штатное расписание специалистов группы кратковременного пребывания; 
  • приказ «О распределении функционала работников группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”»; 
  • приказ “О назначении на должность воспитателя (группы кратковременного пребывания)”; 
  • сведения о педагогических работниках групп кратковременного пребывания;  
  • дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении;  
  • приказ “Об установлении доплаты за совмещение должности и расширение зоны обслуживания должности воспитателя (группы кратковременного пребывания)”;  
  • должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания; 
  • учебная нагрузка специалистов группы кратковременного пребывания;  
  • учебный план и режим дня группы кратковременного пребывания;
  • договор с родителями ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”.

Впоследствии  была выбрана программа (Огнева Н.Э., Фомичева Т.П. Программа предшкольного  образования детей 5–7 лет. Красноярск: ККИПК РО, 2006), которую представили в отдел по контролю и надзору Красноярского края для лицензирования.

В январе 2007 г. были укомплектованы 2 группы кратковременного пребывания (4 подгруппы), и на законных основаниях с марта они приступили к работе согласно договору с родителями.  

2.5. Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания

      Целесообразно предусмотреть 2 варианта планирования педагогической работы и организации  режима дня и жизнедеятельности  детей в группах кратковременного пребывания:

      Вариант 1 предполагает организацию только лишь занятий (что, к сожалению, практикуется в группах кратковременного пребывания довольно часто).

Информация о работе Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида