Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Оглавление

Введение:
1. Актуальность, цель и задачи;
2. Знакомство с базовыми понятиями: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
Глава 1:История развития дошкольного образования в России:
1. История развития дошкольного образования в России;
2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
3. ДОУ разного вида и категорий;
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида:

2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования;
2.2. Формы организации дошкольного образования:
• Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
• Группы кратковременного пребывания:
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;
2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:
• Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
• Организация работы в группе кратковременного пребывания;
• Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;
2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;
2.8.Проблема дошкольного образования;
3. Заключение;
4. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РФ 
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. 
Факультет педагогики и психологии детства.

Кафедра педагогики детства.

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА. 
 
На тему: "Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                             
Выполнил:

      студент 3-го курса, 

                Иванова О.А.____________ 
                 

      Научный руководитель:

      Василькевич Инна Владимировна.

      ________________________ 
 
 
 
 

                                               Красноярск 2011 г..

Содержание:

Введение:

  • 1. Актуальность, цель и задачи;
  • 2. Знакомство  с базовыми понятиями: коррекция,  компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
  • Глава 1:История развития дошкольного образования в России:

    1. История развития дошкольного образования в России;
    2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
    3. ДОУ разного вида и категорий;

         4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;

    Глава 2. Организация  групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных  учреждениях компенсирующего вида: 

  • 2.1. Необходимость  разработки дополнительных экспертных  требований для ДОУ разного  вида и категории, для разных  форм организации дошкольного образования;

    2.2. Формы организации дошкольного образования:

    • Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
    • Группы кратковременного пребывания:

    2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;

    2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;

    2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:

    • Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
    • Организация работы в группе кратковременного пребывания;
    • Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;

    2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;

    2.8.Проблема дошкольного образования;

    3.   Заключение;

    1. Библиографический список.
     

      Введение

    1. Актуальность

      Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств следует в полной мере использовать свой потенциал в сфере образовательных услуг и науки.Вот почему научные исследования проблем экономики и управления образованием являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом.Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.В реформировании отечественного образования важно иметь адекватное представление о его предыстории и современном состоянии. Иначе легко повторить старые ошибки, приняв их за новые откровения.Решение данной проблемы может основываться на изучении теоретических источников, освещающих с одной стороны, организацию методической работы с педагогическим коллективом, с другой стороны, взаимодействие педагогов ДОУ с семьёй.

      Актуальность  проблемы управления в сфере образовательных  услуг, недостаточная степень ее изученности - особенно управления на региональном и муниципальном уровнях - послужили основанием выбора темы, постановки цели и задач исследования.Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития. В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.

    Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направления, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования.

    На протяжении последних лет для системы коррекционного образования  стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров. Краткому анализу психолого-педагогических аспектов этой проблемы и посвящена данная работа. 
     

    Цель: изучить особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида; 

    Задачи:

      • изучить содержание базовых понятий исследования: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
      • изучить особенности организации и функционирования групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида;
     

    2. Знакомство с базовыми  понятиями: коррекция,  компенсация,социальная  реабилитация, социальная  адаптация, воспитание аномальных детей 

    Воспитание  и обучение аномальных детей —  сложная социальная и педагогическая

    проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии  с  их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.

    Дефектология  как педагогическая наука оперирует  рядом основных педагогических терминов и категорий.

        

    Коррекция 

    Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система

    педагогических  мер, направленных на исправление или  ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

    Устранение  или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического  развития ребенка обозначается понятием «коррекционно- воспитательная работа».

    Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях.

    Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

    Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и  виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно- воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей

    общеобразовательным знаниям.

        

    Компенсация

     

    Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

    У аномальных детей в процессе компенсации  происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

    Специфическое развитие аномальных детей, вызванное  нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации.

    Специальное обучение и воспитание открывают  широкие возможности развития функций.

    В развитии аномального ребенка ведущую  роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

    Процессы  компенсации не в состоянии полностью  выправить дефект, но они

    помогают  преодолеть затруднения, создаваемые  дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

    Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше

    развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

    Информация о работе Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида