Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Оглавление

Введение:
1. Актуальность, цель и задачи;
2. Знакомство с базовыми понятиями: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
Глава 1:История развития дошкольного образования в России:
1. История развития дошкольного образования в России;
2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
3. ДОУ разного вида и категорий;
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида:

2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования;
2.2. Формы организации дошкольного образования:
• Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
• Группы кратковременного пребывания:
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;
2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:
• Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
• Организация работы в группе кратковременного пребывания;
• Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;
2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;
2.8.Проблема дошкольного образования;
3. Заключение;
4. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

      Вариант 2 предусматривает более полноценную  организацию жизнедеятельности  группы, которая включает в себя следующие формы организации педагогического процесса:

    • Совместная деятельность взрослого с детьми:

      - организация занятий; 

      - игровая деятельность (игры взрослого  с парами и небольшими подгруппами);

      - групповое общение (утром - игры-приветствия,  «минутки общения»; вечером - «дружеские посиделки», игры на прощание).

    • Самостоятельная деятельность детей:

      - игровая деятельность (динамические, развивающие, сюжетно-ролевые игры);

      - деятельность по интересам;

      - свободное общение.  

2.6.Особенности группы кратковременного пребывания

Группы  посещают 20 детей из семей различных  социальных категорий, в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия в группах проходят 3 раза в неделю по 3,5 ч в день.

Образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно-речевую, социально-личностную, художественно-эстетическую. При организации занятий с детьми устанавливается учебная нагрузка в соответствии с нормами СанПиН.

Образовательный процесс строится как сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. Специфика организации групп заключается в том, что здесь время “сжато”, и у детей нет таких возможностей “обжиться” в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами.

Такие занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами), что способствует свободному общению  детей и педагогов.

Организация работы в группе кратковременного пребывания 
Понятно, что организация работы специалистов в группе кратковременного пребывания не может быть такой же, как в обычной специализированной группе. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Педагоги работают с детьми индивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы со сходной структурой отклоняющегося развития) и группами. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Только на музыкально - ритмических занятиях и занятиях по физическому воспитанию и развитию игровой деятельности дети объединяются в подгруппы по 6 - 8 человек. 
Каждые 20-30 минут предусматривается смена видов деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие психического и физического напряжения (например, наблюдение за рыбками в аквариуме). Данная работа проводится совместно воспитателем и родителями детей.  
Такой подход к организации работы группы кратковременного пребывания позволяет обеспечить нормальную работу учителя-дефектолога и логопеда при полном использовании их рабочего времени, которое составляет 20 часов в неделю. 
Так как состав группы неоднороден по возрасту, уровню развития детей, по сложности нарушений, то, с одной стороны, подготовка к проведению занятий требует от специалистов большей тщательности при отборе содержания работы и, как следствие, занимает больше времени на подготовку к занятию. Кроме того, методические пособия в группе КП быстрее, чем в других группах, приходят в негодность. Это связано с тем, что, кроме работы с ними в группе, специалисты выдают их на дом для закрепления полученных на занятиях знаний, умений и навыков. Еще одной причиной быстрого износа пособий являются индивидуальные особенности поведения детей: они могут брать пособия в рот, ломать, рвать. Поэтому специалистам приходится больше тратить времени на изготовление или восстановление пособий и материалов для индивидуальной работы. Это обстоятельство, а также необходимость составления подробных домашних заданий, привело к осознанию необходимости выделения одного дня в неделю, как методического. С другой стороны, многим детям требуется щадящий режим. Поэтому в процессе работы наиболее эффективным оказалось следующее распределение рабочей недели:  
- понедельник, вторник - проведение занятий по "сетке",  
- среда - методический день (дети отдыхают дома или занимаются с родителями по заданиям специалистов),  
- четверг, пятница - проведение занятий по "сетке",.  
В методический день педагоги, помимо подготовки к проведению занятий и изготовления пособий, уточняют и корректируют индивидуальные планы работы, готовят рекомендации родителям для занятий с детьми в домашних условиях, участвуют в психолого-педагогических консилиумах и других методических мероприятиях детского сада. 
Общее планирование коррекционно-образовательного процесса строится практически по той же схеме, что и во всем детском саду.  
В начале учебного года проводится комплексная диагностика детей, по результатам которой составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка. Планы периодически уточняются в зависимости от динамики индивидуальных достижений. 
Ежедневно каждый ребенок посещает от трех до четырех занятий, в зависимости от возраста, работоспособности и тяжести нарушений.  
Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы кратковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специалистов группы, которые совместно проводят диагностические обследования, отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы работы.

Принцип объединения детей  в группы для составления  перспективных программ коррекционно-образовательной работы.  
В связи с тем, что состав группы КП неоднороден как по возрасту, так и по структуре и тяжести отклоняющегося развития детей, для организации планирования и проведения коррекционно-образовательной работы учителем-дефектологом, предлагается условно разделить детей на три группы. 
В первую группу входят дети от 2,5 до 5 лет с выраженными формами нарушения коммуникации и социальной адаптации, а также дети со значительно сниженным уровнем речевого и интеллектуального развития. 
Во вторую группу входят дети 4 - 6 лет, которые могут освоить программу специального детского сада для детей с ЗПР для среднего и старшего дошкольного возраста, а также дети более старшего возраста со значительно сниженным интеллектуальным и речевым развитием. 
Третью группу составляют дети 6 -7 лет. Основной целью функционирования этой группы является их социальная адаптация и подготовка к школьному обучению.

Иной  принцип деления на группы у педагога-психолога. Он строит свою работу с учетом отклонений в эмоционально-волевой и коммуникативной сфере детей, а также с учетом нарушений произвольной регуляции поведения. Исходя из этого, педагог-психолог также условно делит детей на три группы.  
Первую группу составляют дети с выраженными нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, с проблемами установления вербального, зрительного и тактильного контакта (например, дети с РДА). Занятия в этой группе проходят только в индивидуальной форме. 
Во вторую группу входят дети с нарушениями произвольности и регуляции поведения, дети с гипервозбудимостью, гиперподвижностью и выраженным дефицитом внимания. Дети этой группы могут объединяться на занятиях по два человека. 
Третью группу составляют дети с легкими формами отклонений эмоционально-личностной сферы, негрубыми проявлениями дезадаптации. Дети этой группы могут объединяться на занятиях по три - четыре человека.
 

Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

Воспитательно-образовательный  процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию.

Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

При работе с детьми широко используются разнообразные  дидактические, развивающие игры, занимательные  упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.

Важнейшим моментом является организация предметнопространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом  помещении выделены рабочая часть  для занятий и пространство для  свободной деятельности. Есть зоны для сюжетноролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг.

В кабинете изодеятельности предусмотрено  панно для экспозиции детских  работ.

Физкультурный зал оснащен различным оборудованием  для выполнения общеразвивающих  упражнений и основных движений. В  музыкальном зале имеются все  необходимые инструменты для  занятий музыкой.

С психологом дети работают в сенсорной комнате, где с помощью различных элементов  обеспечивается комфорт и безопасность, что способствует быстрому установлению контакта между педагогом и детьми.

Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.

Развитие  детей отслеживается в конце  года согласно показателям, предусмотренным  в программе по предшкольному образованию. 

Проанализировав причины отказов в приеме, мы выделили группу детей, которой мы смогли бы обеспечить длительную комплексную  психолого-педагогическую помощь в  условиях группы кратковременного пребывания.  
Условно в этой группе детей можно выделить несколько категорий: 
1. Дети с осложненной формой задержки психического развития. Осложнения выражаются в разных формах. У одних детей отмечаются серьезные отклонения поведения (повышенная агрессивность, расторможенность), у других - выраженная форма дефицита внимания, у третьих отмечаются судорожные дневные пароксизмы или дневной энурез и ряд других отклонений в сфере психического здоровья и состояния нервной системы 
2. Дети, у которых задержка психического развития осложнена текущими соматическими заболеваниями. Этим детям не рекомендуется посещение детского дошкольного учреждения из-за серьезного ограничения по питанию и частых соматических заболеваний.  
3. Дети с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, с низкой коммуникативностью и ослабленными адаптационными процессами. Часто с таким ребенком можно заниматься только в присутствии матери.  
4. Дети, родители которых, осознавая ценность дошкольного образования (в том числе и специального), все же не желают оставлять ребенка в детском саду на полный день, так как считают, что основное время ребенок должен находиться в семье. 
Для разработки и апробации экспериментальной модели группы кратковременного пребывания для детей с ЗПР на базе детского сада компенсирующего вида , была создана рабочая группа, в которою вошли заведующая д/с, старший учитель-дефектолог, старший воспитатель, учитель-дефектолог и педагог-психолог.  
Проанализировав нормативную базу по работе групп кратковременного пребывания, мы пришли в выводу, что предложенное штатное расписание не может обеспечить эффективную коррекционно-развивающую работу. Основным специалистом при работе с детьми с ЗПР является учитель-дефектолог. Норматив наполнения группы - 10детей. А в "Положении …" раздел 2, предусматривались 0,25 единицы учителя-дефектолога, 0,25 единицы учителя-логопеда. В документе не предусматривались ставки педагога-психолога и воспитателя. На основе предлагаемого штатного расписания нам не удалось спроектировать полноценную модель организации коррекционно-образовательной помощи. Составив и обосновав заявку, мы обратись в Московский комитет образования с целью изменения штатного расписания и получения разрешения на апробацию разработанной нами экспериментальной модели.  
На основании разрешения МКО, в сентябре 2000 года в нашем детском саду была открыта первая группа кратковременного пребывания, основной целью которой является достижение максимально возможных результатов в коррекции и развитии детей с отклонениями в развитии с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Одной из ведущих задач этой группы является социализация детей и обеспечение возможности дальнейшего обучения в общеобразовательной школе или классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Кроме того, мы рассматриваем период обучения в группе кратковременного пребывания для большинства детей как переходный, обеспечивающий возможность в будущем посещать группу с полным пребыванием. Таким образом, группу кратковременного пребывания можно рассматривать и с точки зрения процесса интеграции детей в систему дошкольного образования.  

Трехлетний  опыт функционирования группы показал, что максимально положительная  динамика достигается при ежедневном посещении группы по индивидуальному  графику. Детям оказывалась необходимая  коррекционно-развивающая помощь и психологическая поддержка. Воспитание и обучение детей проводилось по основным дошкольным линиям развития и реализовывалось на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Индивидуальные и групповые программы составлялись специалистами на основании совместного обсуждения результатов психолого-педагогического обследования в начале учебного года и с учетом состояния здоровья воспитанника.  
В рамках функционирования группы планировались и проводились оздоровительные занятия и процедуры.  
Дети и их родители активно привлекались к участию в жизни детского сада: принимали участие вместе с группами полного пребывания в праздниках и досугах, готовили вместе с родителями поделки для выставок детских работ.

2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно образовательный процесс в группе 
Работу в группе организовывают и проводят следующие педагоги: 
· Учитель-дефектолог - 1 ставка на одну группу.  
· Учитель-логопед - 1 ставка на одну группу (при необходимости). 
· Педагог-психолог - 0,25 ставки (группа КП для детей с ЗПР) и 0,5 ставки (группа КП для детей со сложным дефектом развития). 
· Воспитатель - по 1 ставке на каждую группу. 
· Воспитатель по физической культуре - 0, 25 ставки на каждую группу. 
· Музыкальный руководитель - 0, 25 ставки на каждую группу. 
Группу курируют старший воспитатель и старшая медицинская сестра. 
Учитель-дефектолог и воспитатель проводят занятия четыре раза в неделю с каждым ребенком. Педагог-психолог проводит занятия два раза в неделю. Учитель-логопед проводит 2 - 4 занятия в неделю с каждым ребенком, в зависимости от тяжести речевого нарушения и возраста. Занятия по музыке и физкультуре проводятся два раза в неделю.  
Функциональные обязанности специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, практически не отличаются от аналогичных для обычной коррекционной группы, за исключением обязанностей воспитателя. Основными направлениями работы воспитателя являются проведение занятий, организация отдыха детей между занятиями и обеспечение скользящего графика работы группы. Это позволяет обеспечить непрерывность коррекционно-образовательного процесса.

2.8.Проблема дошкольного образования.

 В  настоящее время проблема предшкольного  образования довольно остро стоит  перед всей педагогической общественностью  России. Так, в г. Красноярске  сегодня 10 275 детей дошкольного возраста встали на очередь в детский сад.

Несколько лет назад в своем детском  саду мы пытались решить данную проблему путем открытия групп кратковременного пребывания. Работа групп охватывала различные направления: лечебно-оздоровительную деятельность, билингвистическое (изучение русского и английского языка) и коммуникативное развитие, адаптацию к детскому саду, подготовку детей к школе.

Функционирование  вышеуказанных групп рассматривалось  как предоставление услуг дополнительного образования. Поэтому для них был разработан пакет нормативно-правовой документации. Но при этом возникало много сложностей. Это было связано с расчетом оплаты за услугу, начислением заработной платы педагогам, переподготовкой кадров, изысканием помещений, недостатком вариативных программ для детей 5–7 лет, т. к. дети в детском саду пребывали не целый день. Необходимо отметить, что инициатива исходила от самого дошкольного учреждения и в полной мере не получила поддержки.

Обширный  круг проблем был разрешен в 2006/07 уч. г. благодаря принятию Закона Красноярского края от 26.12.06 № 21¬5664 «О краевой целевой программе “Дети” на 2007–2009 годы». Программа наметила разнообразные пути решения:

  1. Выплата пособий по уходу за детьми до 3 лет. Таким образом, мамы, имеющие детей до 1,5 лет, получают пособия в размере 3 тыс. руб. из федерального бюджета, а от 1,5 до 3 лет – из краевого*.
  2. В 2008 г. для детей дошкольного возраста будет открыто 832 места в ДОУ за счет освобождения имеющихся помещений (кабинеты, студии, зимние сады и т. д.).
  3. Определенное количество мест откроется за счет освобождения некоторых зданий бывших детских садов, отданных когдато под начальные школы.
  4. Рассматривается вариант освобождения в школах целого этажа или крыла вследствие капитального ремонта и строительства (до 2009 г. планируется построить пять новых дошкольных учреждений).

Но при  этом с помощью вышеобозначенного  закона, возможно, решится проблема тех родителей, чей ребенок не может дождаться своей очереди  в ДОУ.

В 2007 г. в соответствии с приказом главного управления образования администрации г. Красноярска от 26.01.07 № 27/п “Об открытии групп кратковременного пребывания по подготовке детей 5–7 лет к школе на базе муниципальных образовательных учреждений” в г. Красноярске было открыто 20 групп кратковременного пребывания для детей 5–7 лет на базе ДОУ, которые финансируются из городского бюджета и ориентированы на обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу. Таким образом, и в нашем детском саду официально было предложено открыть группы кратковременного пребывания, а для этого муниципалитет выделил 1 ставку воспитателя и 0,22 ставки младшего воспитателя. 

Информация о работе Особенности организации групп кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида