Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа
Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Введение:
1. Актуальность, цель и задачи;
2. Знакомство с базовыми понятиями: коррекция, компенсация,социальная реабилитация, социальная адаптация, воспитание аномальных детей;
Глава 1:История развития дошкольного образования в России:
1. История развития дошкольного образования в России;
2. Система специального (коррекционного) образования. Новейшая история развития коррекционного образования;
3. ДОУ разного вида и категорий;
4. Дошкольные учреждения компенсирующего вида в г.Красноярске;
Глава 2. Организация групп кратковременного пребывания в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида:
2.1. Необходимость разработки дополнительных экспертных требований для ДОУ разного вида и категории, для разных форм организации дошкольного образования;
2.2. Формы организации дошкольного образования:
• Центры поддержки развития ребенка при ДОУ
• Группы кратковременного пребывания:
2.4.Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ;
2.5.Планирование педагогической работы в группах кратковременного пребывания;
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания:
• Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания;
• Организация работы в группе кратковременного пребывания;
• Принцип объединения детей в группы для составления перспективных программ коррекционно-образовательной работы;
2.7.Педагоги, обеспечивающие коррекционно- образовательный процесс в группе;
2.8.Проблема дошкольного образования;
3. Заключение;
4. Библиографический список.
Вариант
2 предусматривает более
- организация занятий;
-
игровая деятельность (игры взрослого
с парами и небольшими
- групповое общение (утром - игры-приветствия, «минутки общения»; вечером - «дружеские посиделки», игры на прощание).
-
игровая деятельность (динамические,
развивающие, сюжетно-ролевые
- деятельность по интересам;
-
свободное общение.
2.6.Особенности группы кратковременного пребывания
Группы посещают 20 детей из семей различных социальных категорий, в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия в группах проходят 3 раза в неделю по 3,5 ч в день.
Образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно-речевую, социально-личностную, художественно-эстетическую. При организации занятий с детьми устанавливается учебная нагрузка в соответствии с нормами СанПиН.
Образовательный процесс строится как сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. Специфика организации групп заключается в том, что здесь время “сжато”, и у детей нет таких возможностей “обжиться” в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами.
Такие занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами), что способствует свободному общению детей и педагогов.
Организация
работы в группе кратковременного
пребывания
Понятно, что организация работы специалистов
в группе кратковременного пребывания
не может быть такой же, как в обычной специализированной
группе. Практически у всех педагогов
изменена форма и структура занятий. В
большинстве случаев они носят комплексный
комбинированный характер, что позволяет
перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие,
образовательные и воспитательные задачи.
Педагоги работают с детьми индивидуально,
малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной
группы со сходной структурой отклоняющегося
развития) и группами. Право выбора формы
работы принадлежит педагогам и зависит
от индивидуальных особенностей детей,
целей, которые ставит специалист, а также
стадии обучения. Только на музыкально
- ритмических занятиях и занятиях по физическому
воспитанию и развитию игровой деятельности
дети объединяются в подгруппы по 6 - 8 человек.
Каждые 20-30 минут предусматривается смена
видов деятельности, а между занятиями
планируются минуты отдыха и психологической
разгрузки: физкультурные паузы, разные
виды специальной гимнастики, релаксационные
упражнения и специальные виды деятельности,
направленные на снятие психического
и физического напряжения (например, наблюдение
за рыбками в аквариуме). Данная работа
проводится совместно воспитателем и
родителями детей.
Такой подход к организации работы группы
кратковременного пребывания позволяет
обеспечить нормальную работу учителя-дефектолога
и логопеда при полном использовании их
рабочего времени, которое составляет
20 часов в неделю.
Так как состав группы неоднороден по
возрасту, уровню развития детей, по сложности
нарушений, то, с одной стороны, подготовка
к проведению занятий требует от специалистов
большей тщательности при отборе содержания
работы и, как следствие, занимает больше
времени на подготовку к занятию. Кроме
того, методические пособия в группе КП
быстрее, чем в других группах, приходят
в негодность. Это связано с тем, что, кроме
работы с ними в группе, специалисты выдают
их на дом для закрепления полученных
на занятиях знаний, умений и навыков.
Еще одной причиной быстрого износа пособий
являются индивидуальные особенности
поведения детей: они могут брать пособия
в рот, ломать, рвать. Поэтому специалистам
приходится больше тратить времени на
изготовление или восстановление пособий
и материалов для индивидуальной работы.
Это обстоятельство, а также необходимость
составления подробных домашних заданий,
привело к осознанию необходимости выделения
одного дня в неделю, как методического.
С другой стороны, многим детям требуется
щадящий режим. Поэтому в процессе работы
наиболее эффективным оказалось следующее
распределение рабочей недели:
- понедельник, вторник - проведение занятий
по "сетке",
- среда - методический день (дети отдыхают
дома или занимаются с родителями по заданиям
специалистов),
- четверг, пятница - проведение занятий
по "сетке",.
В методический день педагоги, помимо
подготовки к проведению занятий и изготовления
пособий, уточняют и корректируют индивидуальные
планы работы, готовят рекомендации родителям
для занятий с детьми в домашних условиях,
участвуют в психолого-педагогических
консилиумах и других методических мероприятиях
детского сада.
Общее планирование коррекционно-образовательного
процесса строится практически по той
же схеме, что и во всем детском саду.
В начале учебного года проводится комплексная
диагностика детей, по результатам которой
составляются перспективные планы коррекционно-образовательной
работы на каждого ребенка. Планы периодически
уточняются в зависимости от динамики
индивидуальных достижений.
Ежедневно каждый ребенок посещает от
трех до четырех занятий, в зависимости
от возраста, работоспособности и тяжести
нарушений.
Одним из важнейших компонентов эффективной
работы группы кратковременного пребывания
является тесное взаимодействие всех
специалистов группы, которые совместно
проводят диагностические обследования,
отбирают содержание коррекционно-образовательной
работы, согласовывают планы работы.
Принцип
объединения детей
в группы для составления
перспективных программ
коррекционно-образовательной
работы.
В связи с тем, что состав группы КП неоднороден
как по возрасту, так и по структуре и тяжести
отклоняющегося развития детей, для организации
планирования и проведения коррекционно-образовательной
работы учителем-дефектологом, предлагается
условно разделить детей на три группы.
В первую группу входят дети от 2,5 до 5 лет
с выраженными формами нарушения коммуникации
и социальной адаптации, а также дети со
значительно сниженным уровнем речевого
и интеллектуального развития.
Во вторую группу входят дети 4 - 6 лет, которые
могут освоить программу специального
детского сада для детей с ЗПР для среднего
и старшего дошкольного возраста, а также
дети более старшего возраста со значительно
сниженным интеллектуальным и речевым
развитием.
Третью группу составляют дети 6 -7 лет.
Основной целью функционирования этой
группы является их социальная адаптация
и подготовка к школьному обучению.
Иной
принцип деления на группы у педагога-психолога.
Он строит свою работу с учетом отклонений
в эмоционально-волевой и коммуникативной
сфере детей, а также с учетом нарушений
произвольной регуляции поведения. Исходя
из этого, педагог-психолог также условно
делит детей на три группы.
Первую группу составляют дети с выраженными
нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной
сферы, с проблемами установления вербального,
зрительного и тактильного контакта (например,
дети с РДА). Занятия в этой группе проходят
только в индивидуальной форме.
Во вторую группу входят дети с нарушениями
произвольности и регуляции поведения,
дети с гипервозбудимостью, гиперподвижностью
и выраженным дефицитом внимания. Дети
этой группы могут объединяться на занятиях
по два человека.
Третью группу составляют дети с легкими
формами отклонений эмоционально-личностной
сферы, негрубыми проявлениями дезадаптации.
Дети этой группы могут объединяться на
занятиях по три - четыре человека.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
Воспитательно-образовательный
процесс в группах
Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
При работе
с детьми широко используются разнообразные
дидактические, развивающие игры, занимательные
упражнения, игры-экспериментирования,
игровые и проблемные ситуации, элементы
моделирования и
Важнейшим моментом является организация предметнопространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).
В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Есть зоны для сюжетноролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг.
В кабинете изодеятельности предусмотрено панно для экспозиции детских работ.
Физкультурный
зал оснащен различным
С психологом
дети работают в сенсорной комнате,
где с помощью различных
Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.
Развитие
детей отслеживается в конце
года согласно показателям, предусмотренным
в программе по предшкольному образованию.
Проанализировав
причины отказов в приеме, мы выделили
группу детей, которой мы смогли бы
обеспечить длительную комплексную
психолого-педагогическую помощь в
условиях группы кратковременного пребывания.
Условно в этой группе детей можно выделить
несколько категорий:
1. Дети с осложненной формой задержки
психического развития. Осложнения выражаются
в разных формах. У одних детей отмечаются
серьезные отклонения поведения (повышенная
агрессивность, расторможенность), у других
- выраженная форма дефицита внимания,
у третьих отмечаются судорожные дневные
пароксизмы или дневной энурез и ряд других
отклонений в сфере психического здоровья
и состояния нервной системы
2. Дети, у которых задержка психического
развития осложнена текущими соматическими
заболеваниями. Этим детям не рекомендуется
посещение детского дошкольного учреждения
из-за серьезного ограничения по питанию
и частых соматических заболеваний.
3. Дети с отклонениями в эмоционально-волевой
сфере, с низкой коммуникативностью и
ослабленными адаптационными процессами.
Часто с таким ребенком можно заниматься
только в присутствии матери.
4. Дети, родители которых, осознавая ценность
дошкольного образования (в том числе
и специального), все же не желают оставлять
ребенка в детском саду на полный день,
так как считают, что основное время ребенок
должен находиться в семье.
Для разработки и апробации экспериментальной
модели группы кратковременного пребывания
для детей с ЗПР на базе детского сада
компенсирующего вида , была создана рабочая
группа, в которою вошли заведующая д/с,
старший учитель-дефектолог, старший воспитатель,
учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Проанализировав нормативную базу по
работе групп кратковременного пребывания,
мы пришли в выводу, что предложенное штатное
расписание не может обеспечить эффективную
коррекционно-развивающую работу. Основным
специалистом при работе с детьми с ЗПР
является учитель-дефектолог. Норматив
наполнения группы - 10детей. А в "Положении
…" раздел 2, предусматривались 0,25 единицы
учителя-дефектолога, 0,25 единицы учителя-логопеда.
В документе не предусматривались ставки
педагога-психолога и воспитателя. На
основе предлагаемого штатного расписания
нам не удалось спроектировать полноценную
модель организации коррекционно-образовательной
помощи. Составив и обосновав заявку, мы
обратись в Московский комитет образования
с целью изменения штатного расписания
и получения разрешения на апробацию разработанной
нами экспериментальной модели.
На основании разрешения МКО, в сентябре
2000 года в нашем детском саду была открыта
первая группа кратковременного пребывания,
основной целью которой является достижение
максимально возможных результатов в
коррекции и развитии детей с отклонениями
в развитии с учетом индивидуальных возможностей
и способностей. Одной из ведущих задач
этой группы является социализация детей
и обеспечение возможности дальнейшего
обучения в общеобразовательной школе
или классе коррекционно-развивающего
обучения (КРО). Кроме того, мы рассматриваем
период обучения в группе кратковременного
пребывания для большинства детей как
переходный, обеспечивающий возможность
в будущем посещать группу с полным пребыванием.
Таким образом, группу кратковременного
пребывания можно рассматривать и с точки
зрения процесса интеграции детей в систему
дошкольного образования.
Трехлетний
опыт функционирования группы показал,
что максимально положительная
динамика достигается при ежедневном
посещении группы по индивидуальному
графику. Детям оказывалась необходимая
коррекционно-развивающая
В рамках функционирования группы планировались
и проводились оздоровительные занятия
и процедуры.
Дети и их родители активно привлекались
к участию в жизни детского сада: принимали
участие вместе с группами полного пребывания
в праздниках и досугах, готовили вместе
с родителями поделки для выставок детских
работ.
2.7.Педагоги,
обеспечивающие коррекционно
образовательный процесс
в группе
Работу в группе организовывают и проводят
следующие педагоги:
· Учитель-дефектолог - 1 ставка на одну
группу.
· Учитель-логопед - 1 ставка на одну группу
(при необходимости).
· Педагог-психолог - 0,25 ставки (группа
КП для детей с ЗПР) и 0,5 ставки (группа
КП для детей со сложным дефектом развития).
· Воспитатель - по 1 ставке на каждую группу.
· Воспитатель по физической культуре
- 0, 25 ставки на каждую группу.
· Музыкальный руководитель - 0, 25 ставки
на каждую группу.
Группу курируют старший воспитатель
и старшая медицинская сестра.
Учитель-дефектолог и воспитатель проводят
занятия четыре раза в неделю с каждым
ребенком. Педагог-психолог проводит занятия
два раза в неделю. Учитель-логопед проводит
2 - 4 занятия в неделю с каждым ребенком,
в зависимости от тяжести речевого нарушения
и возраста. Занятия по музыке и физкультуре
проводятся два раза в неделю.
Функциональные обязанности специалистов,
работающих в группе кратковременного
пребывания, практически не отличаются
от аналогичных для обычной коррекционной
группы, за исключением обязанностей воспитателя.
Основными направлениями работы воспитателя
являются проведение занятий, организация
отдыха детей между занятиями и обеспечение
скользящего графика работы группы. Это
позволяет обеспечить непрерывность коррекционно-образовательного
процесса.
2.8.Проблема дошкольного образования.
В
настоящее время проблема
Несколько лет назад в своем детском саду мы пытались решить данную проблему путем открытия групп кратковременного пребывания. Работа групп охватывала различные направления: лечебно-оздоровительную деятельность, билингвистическое (изучение русского и английского языка) и коммуникативное развитие, адаптацию к детскому саду, подготовку детей к школе.
Функционирование
вышеуказанных групп
Обширный круг проблем был разрешен в 2006/07 уч. г. благодаря принятию Закона Красноярского края от 26.12.06 № 21¬5664 «О краевой целевой программе “Дети” на 2007–2009 годы». Программа наметила разнообразные пути решения:
Но при этом с помощью вышеобозначенного закона, возможно, решится проблема тех родителей, чей ребенок не может дождаться своей очереди в ДОУ.
В 2007 г.
в соответствии с приказом главного
управления образования администрации
г. Красноярска от 26.01.07 № 27/п “Об открытии
групп кратковременного пребывания по
подготовке детей 5–7 лет к школе на базе
муниципальных образовательных учреждений”
в г. Красноярске было открыто 20 групп
кратковременного пребывания для детей
5–7 лет на базе ДОУ, которые финансируются
из городского бюджета и ориентированы
на обеспечение равных стартовых возможностей
для поступления в школу. Таким образом,
и в нашем детском саду официально было
предложено открыть группы кратковременного
пребывания, а для этого муниципалитет
выделил 1 ставку воспитателя и 0,22 ставки
младшего воспитателя.