Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему нравственного воспитания дошкольников.
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………...
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания………………
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте ……………………
1.3. Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду…..
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада …………………………………………………………………
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста….
2.2. Нравственное воспитание детей среднего и старшего возраста………
2.3. Подготовительная к школе группа…………………..…………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..

Файлы: 1 файл

Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Педагогу важно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Под его влиянием у дошкольников растет способность самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети, особенно малыши, могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности дошкольника. Поэтому очень важно выявить, какие мотивы побуждали ребенка к действию. Только при этом условии педагог может правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребенка. Например, малыш отнял игрушку у сверстника. Можно предположить, что он невоспитан; но оказывается, он просто хотел успокоить другого плачущего ребенка той игрушкой, которой накануне воспитательница забавляла его самого. Еще пример. Ребенок ударил сверстника. Педагог осуждает его поведение, но оказывается, что этот поступок совершен в ответ на обиду, нанесенную ему или его товарищу. Конечно, подобный поступок не может быть оправдан, но мотив объясняет его причину. Поэтому следует объяснить ребенку, что так поступать нельзя, и подсказать (или вместе обсудить), как следовало бы действовать в подобной ситуации.

Используя оценку как метод воспитания, педагог учитывает возраст детей. Так, малышей он стремится почаще одобрить, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, а также послушание, исполнительность, следование установленным правилам. Это создает у них хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.

При оценке поступков старших дошкольников учитываются проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в соответствии с известными моральными нормами как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое время без него (например, при выходе на прогулку, разговоре педагога с родителями, посещении группы посторонними лицами и т. д.).

Воспитатель становится более требовательным в оценке, сдержаннее пользуется поощрением, чаще прибегая к рассуждениям типа: «Старшие дети и должны правильно поступать. Этому вы уже научились, и стыдно заставлять взрослого снова напоминать о правилах, которые вам давно известны». Он выражает и недовольство отдельными детьми, осуждает их отрицательные поступки. Порицание, замечание, звучащие в его оценках, служат детям предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому так важно, чтобы педагог выражал уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторен провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что, осуждая поступок, воспитатель не должен осуждать самого ребенка. [16]

В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя. Пример всегда конкретен, легко воспринимается дошкольниками, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого воспитателя.

Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь взрослому и сверстникам, вежливо обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т. п. Действия воспитателя они копируют и в играх. По примеру взрослого дети охотнее включаются в труд, проявляют волевые усилия, не бросают работу незаконченной. Положительно-эмоциональное отношение педагога к процессу труда также влияет на детей; взрослый заражает их своим оптимизмом, постоянной готовностью включиться в работу. [19]

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал расталкивать детей, чтобы встать в строй, а немножко отошел и пропустил вперед Колю». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и построение проходит без излишней сутолоки. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Максим повесил свою одежду в шкаф! Он не торопился, постарался. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют!» Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям. [7]

Дошкольники и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать, правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Воспитатель стремится предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, он разъясняет, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, педагог одновременно прибегает и к методам разъяснения и убеждения. [19]

Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, дается доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых - выражение внимания к окружающим, умение подчинить свое поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращенное к ребенку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершенного поступка.

В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д. [7]

Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.

Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества советского человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. [8]

Советские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д.

Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Воспитатель сочетает разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах воспитатель создает условия для усвоения положительного нравственного опыта. В младших группах он указывает детям, как надо поступить в той или иной ситуации, как правило непосредственно адресуясь к конкретному ребенку. В средней группе, используя имеющийся у детей опыт, педагог больше прибегает к напоминанию, предлагает подумать, как надо поступить. В старших группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. [9]

В младших группах воспитатель стремится возможно чаще одобрять каждого из детей за малейшее проявление самостоятельности, инициативы. В средней группе оценки его становятся более мотивированными, включают разъяснение всем детям морального смысла действий и поступков. В группах старшего возраста педагог оценивает детей сдержаннее, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада

 

2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

 

У многих детей третьего года жизни еще трудно обнаружить потребность в общении со сверстниками. Хотя у них появляются инициативные действия, направленные на привлечения к себе внимания сверстников, чтобы продемонстрировать свои успехи. Но эта инициатива остается односторонней. Сверстник сам по себе еще мало интересует ребенка.

К 3 годам пробуждается внимание к товарищу, развивается потребность в общении, появляется ответ на инициативу ровесника, возникают общие игры.

Налаживать контакты друг с другом детям часто мешает эмоциональность, свойственная этому возрасту. Находясь во власти внешних впечатлений, которые определяют ближайшие цели действий, ребенок может попытаться отнять у другого понравившуюся ему игрушку. Тот будет сопротивляться, может ударить.

Пользуясь эмоциональностью детей, воспитатель должен выразить свое отношение к драке, объяснить, что можно делать, а что нельзя. Эта ситуация позволяет закрепить правило: «Хорошие дети не обижают других» и укрепить желание быть хорошим. Оценка воспитателя вызывает эмоциональный отлик, поэтому она может выполнять функцию как стимула положительных поступков, так и тормоза отрицательных. Однако оценка поступка не должна распространяться на личность ребенка в целом. Слова «Ты плохой мальчик» могут вызвать протест: «Нет, я хороший!».

Учитывая неустойчивость внимания детей, их быструю переключаемость на внешние впечатления, воспитатель может быстро погасить ссору, предложив новые действия и впечатления: «А давайте пойдем поливать цветы!» Новое занятие (да еще вместе с воспитателем) снимает конфликт, заглушает отрицательный опыт.[6]

Способность воспринимать и понимать речь воспитателя подкрепляется развитием памяти. Дети могут запомнить требования педагога. Однако важно, чтобы словесная инструкция подкреплялась наглядными средствами: показом правильной формы поведения(слов – действие), оценкой действий детей, игрой, рассматриванием картинок и чтение художественных произведений.

Доброе отношение к людям помогает воспитывать игра. Особое место среди игрушек занимает кукла как носитель человеческих качеств. Подражая взрослым, ребенок может качать куклу, обнимать, кормить, лечить, сопровождая свои действия ласковыми словами. Через игру, общение с куклой, поощрение доброго и ласкового обращения с ней ребенок приобретает положительный опыт. После игры важно подвести итог: «Вот маша и Катя сделали из пластилина пирожные для кукол, пригласили гостей, угощали их. Потом возили кукол на машине в парк. А Митя и Паша построили из кубиков для кукол дом». [6]

Дети сами начинают с гордостью говорить, что они сделали для кукол и что собираются сделать. Положительная оценка воспитателя подкрепляется проявление заботы, внимания, добрых чувств к детям. Образцы доброго отношения из игры переносятся в повседневную жизнь.

В этом возрасте дети уже знают некоторые «вежливые слова». Углубить представления о них помогут небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни. Хорошо взять за основу ситуацию, когда без вежливого слова просьба не выполняется, а с ним осуществляется как по волшебству. [6]

Информация о работе Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении