Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему нравственного воспитания дошкольников.
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………...
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания………………
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте ……………………
1.3. Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду…..
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада …………………………………………………………………
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста….
2.2. Нравственное воспитание детей среднего и старшего возраста………
2.3. Подготовительная к школе группа…………………..…………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..
Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
Курсовая работа по педагогике
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………... |
6 |
1.1.История изучения проблемы |
6 |
1.2. Нравственное воспитание в |
8 |
1.3. Общая характеристика |
14 |
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада ………………………………………………………………… |
32 |
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста…. |
32 |
2.2. Нравственное воспитание детей
среднего и старшего возраста…… |
35 |
2.3. Подготовительная к школе |
39 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
42 |
Список используемой литературы ……………………………………….. |
45 |
Приложение ………………………………………………………………….. |
47 |
Введение
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
В процессе нравственного воспитании у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех возрастных группах.
К основными задачами нравственного воспитания относиться: воспитание гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к представителям разных национальностей, уважения и симпатии к трудящимся, воспитание у детей трудолюбия.
Существуют разные пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение дошкольников друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Образовательные программы для ДОУ содержат раздел, который специально посвящен нравственному воспитанию детей в ДОУ, развитию качеств личности. Предмет такого воспитания можно назвать по-разному: социально-эмоциональное воспитание, или нравственное воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Значительное число исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции. Основные направления психологических исследований, а также педагогические подходы к морально-нравственному развитию ребенка опираются на современные методы нравственного воспитания.
Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.
Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания. [1]
Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 - 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [5]
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность».
Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.
Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. [7]
Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. [3]
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. [8]
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями. [12]
На рубеже раннего и дошкольного детства совместная с взрослыми деятельность распадается, у ребенка появляется собственные желания, тенденции к самостоятельной деятельности, формируются отношения со сверстниками, которые строятся уже на основе приобретенного опыта поведения. В этот период взрослый выделяется как образец. Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям: стремится действовать «как взрослый».Это новое отношение активизирует действия ребенка, служит основой его личностных новообразований. [10]
Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинение действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоении этических норм (то есть складывается новый тип личностного поведения). Значительная роль в этом процессе принадлежит игре как ведущему виду деятельности в развитии ребенка. Ученые Д.В. Менджерицкая, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская и другие утверждали, что развитие дошкольника зависит от сформированности игровой деятельности, ее содержательности, степени активности в ней ребенка.
Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики ума (например, ребенок быстро переключатся на новую роль, конструирует оборудование для игры из имеющихся предметов и пр.), а также регулируемое ребенком собственное поведение. В игре в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. [3]
В период, когда дети овладели сюжетно-ролевой игрой, взрослый присутствует в игре опосредованно, через роль, которую берет на себя ребенок. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами. Так, в раннем возрасте (второй год жизни) доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении ребенка. Позднее (к трем годам) доминирующее значение приобретает память как основа накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план постепенно выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного содержания.