Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему нравственного воспитания дошкольников.
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………...
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания………………
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте ……………………
1.3. Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду…..
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада …………………………………………………………………
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста….
2.2. Нравственное воспитание детей среднего и старшего возраста………
2.3. Подготовительная к школе группа…………………..…………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..

Файлы: 1 файл

Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д.), об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. [8]

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено «Программой воспитания в детском саду». Оно включает в себя воспитание любви к Родине, советским людям, уважения к ним и их труду, начал интернационализма, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы педагога с детьми. Руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, занятия, он придает им воспитывающий характер. Так, наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание характеру взаимоотношений между участниками; намечая занятие по изобразительной деятельности, продумывает тему таким образом, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности; руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей. [11]

Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста разрабатываются на основе принципа коммунистической идейности и целенаправленности, т. е. в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания. Нравственное воспитание в советском детском саду проникнуто идеями коммунистической морали: «Человек человеку друг, товарищ, брат», идеями дружбы, мира и сотрудничества между народами, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Педагог руководствуется этими принципами во всей воспитательно-образовательной работе. [12]

Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. Н. К. Крупская, подчеркивая важность воспитания в коллективе, писала: «...Школа должна учить ребят объединяться, ставить общие цели и общие задачи и общими усилиями эти задачи разрешать». Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между советскими людьми.

Коллектив - это школа формирования общественной направленности личности ребенка. Здесь наиболее ярко раскрывается его индивидуальность, способности и нравственные качества. Моральная ценность человека проявляется прежде всего в поступках. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие. [11]

Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах совместной деятельности для благотворного влияния на личность каждого ребенка. Так, организуя коллективный труд, воспитатель учит детей совместными, усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных взаимоотношений, начал коллективизма.

В процессе общения происходит взаимовлияние детей друг на друга. Знания одного становятся достоянием всей группы, а положительная оценка робкого, застенчивого ребенка перед коллективом товарищей поддерживает его стремление поделиться своими знаниями со сверстниками.

Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Это соответствует сущности социалистической морали, основанной на уважении к человеку и признании его личного достоинства. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко.

Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение. [12]

Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества.

Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребенка. Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников.

Учитывая этот принцип, педагог определяет задачи и методы индивидуального подхода к ребенку. Например, решая общую задачу воспитания положительных взаимоотношений в группе, он формирует у одного ребенка умение уступить, поделиться, у другого - инициативу, умение отстаивать свое мнение, у третьего - сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, у четвертого - умение спокойно и дружелюбно договариваться о совместном пользовании игрушкой, о ролях в коллективной игре и у всего коллектива детей - положительные взаимоотношения. [16]

В каждой группе педагог формирует положительное отношение к труду, учитывая при этом возрастные возможности детей. Так, руководя первыми трудовыми действиями малышей, воспитатель поддерживает любую их попытку включиться в работу, снисходительно относится к ее качеству и результатам. В средней группе он формирует целенаправленность в работе и потому более требовательно относится к случаям отвлечений, настаивая на большей сосредоточенности. В старшей группе воспитатель значительно повышает требования к качеству работы, особенно в тех видах труда, в которых дети имеют достаточный опыт участия, с целью сформировать у них старательность, умение добиваться результата в соответствии с поставленной задачей.

Воспитателю детского сада доверено государством формирование у самых юных граждан основ высоких моральных качеств строителя коммунизма. Выполнить такую ответственную и почетную задачу может педагог, который сам обладает этими качествами. Только такой педагог может правильно понять и оценить важность и значимость выдвигаемых Коммунистической партией и Советским правительством задач коммунистического строительства, донести до детей социальный смысл происходящих общественных событий, показать в каждодневных будничных делах трудолюбие и героизм советских людей, товарищескую взаимопомощь, умение откликнуться на чужую беду, бескорыстно прийти на помощь. Дети во всем подражают своему воспитателю, верят в его справедливость, проникаются его убежденностью. Моральный облик педагога становится для них примером отношения к окружающим, к природе, к Родине, к своим обязанностям. [7]

Воспитатель, обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма. Будучи убежденным в идеях коммунизма, он сможет формировать у детей чувство любви к Родине, советский патриотизм, интернационализм, уважение к трудящимся, их труду.

Педагогу детского сада должно быть свойственно стремление к самовоспитанию, строгому контролю за своим поведением и отношением к окружающим. Он должен систематически повышать свой идейно-теоретический и профессиональный уровень.

Одним из основных в советской педагогике является положение о ведущей роли в воспитании целесообразно организованной деятельности детей.

Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является ведущим методом нравственного воспитания. В практической деятельности ребенок накапливает нравственный опыт, вступает в отношения со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников, руководствуется ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали, проявлять уважительное отношение к взрослым, настойчивость и трудолюбие в собственной деятельности, дружно играть и трудиться вместе с другими детьми, помогать им поддерживать порядок, бережно относиться к вещам. [13]

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты: зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

Педагог, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам воспитатель многократно напоминает о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагает помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу и т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В средней группе воспитатель, опираясь на имеющийся у детей опыт, вместо прямых указаний нередко сначала обращает внимание детей на ситуации, в которых надо проявить отзывчивость, заботливость и т. п. Например: «Я вижу, что Сережа чем-то огорчен. Как ему помочь? Что надо сделать?» Выяснив, в чем причина беспокойства мальчика, педагог привлекает детей к проявлению заботливого отношения к сверстнику.

Воспитатель часто ставит детей в условия, в которых они сами решают, как следует поступить, или облегчает это решение, давая не прямо выраженный совет, а как бы подсказывая: обращается к детям с вопросом о том, как можно порадовать заболевшего товарища (нарисовать общий рисунок, послать письмо).

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Воспитатель обращает внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобряет поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, педагог вместе с тем активно обогащает нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным, примером, тактичным замечанием. Особое значение он придает культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д. Воспитатель также формирует у детей умение проявить такт и уважение в разговоре со взрослым, оказать ему внимание.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении