Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему нравственного воспитания дошкольников.
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………...
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания………………
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте ……………………
1.3. Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду…..
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада …………………………………………………………………
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста….
2.2. Нравственное воспитание детей среднего и старшего возраста………
2.3. Подготовительная к школе группа…………………..…………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..
Внешние условия жизни и воспитания детей, сочетаясь с развивающимся внутренним миром, определяют социальную ситуацию развития. Связующим звеном между внешним и внутренним миром ребенка являются его переживания. Эмоциональность выражается в индивидуальном отношении к окружающему, в частности, в симпатиях, предпочтениях, неприятии чего-либо. [11]
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
а) четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
б) гуманного отношения воспитателя к детям, стремление понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
в) создания условий для активной деятельности, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Отношение «воспитатель – ребенок» воспринимается и переживается детьми с знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо», «плохо», «добро», «зло».
С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Первоначально превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника. Позднее с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или действий. Но тем не менее на протяжении всего дошкольного детства взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.
Воспитатель в своей работе по нравственному воспитанию опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим инструментом воспитания служат разные виды деятельности детей. Младшие дошкольники, опираясь на пример воспитателя, показ, слово, овладевают определенными действиями, нормами поведения. Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности, прежде всего игр.
Положение об определяющей роли обучения в развитии ребенка как фундаментальная позиция отечественной психологии и педагогики относится и к области нравственного развития дошкольника. Обучение детей нормам нравственного поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. Позднее он переходит к «внешнему» руководству. Так например, педагог учит детей ухаживать за куклой (одевать, кормить, укладывать спать), передает свое отношение к отдельным действиям (забота, помощь), поддерживает самостоятельность малыша, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты. [12]
В соответствии с внешней деятельностью формируется внутренний план действий. У старшего дошкольника возникает представление о тех действиях, нормах поведения, которыми он уже овладел. Имея такое представление, он может предварительно «внутренним взором» проследить ход и результат деятельности, последствия своих поступков. Но пока ребенок делает только первые шаги в этом направлении в соответствии со своими возрастными возможностями. Его деятельность педагог направляет словом, оценочными суждениями о том, что хорошо, а что плохо.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи
В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации (иногда они создаются педагогом специально, целенаправленно), которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила поведения.
Если в определенный период развития ребенка ситуация, действие в ней и правило слоты в его сознании, то по мере накопления опыта он оказывается способным к обобщению ситуаций, действий и отделению правила от конкретных условий. Обобщенный образ ситуации и действий, выраженный в правиле, норме поведения, выступает ориентиром и стимулом нравственного поступка или тормозом негативного намерения.
Любое обобщение – это проявление умственной деятельности, элемент сознания. Говоря о единстве нравственного сознания, эмоций и поведения, следует помнить, что каждый из этих факторов играет разную роль в нравственном развитии ребенка. Поэтому в раннем возрасте (до трех лет) преобладают действия по принципу «я хочу», отмечается слабое развитие произвольного поведения. [7]
В 3-4 года у ребенка начинается развиваться образное мышление. Это позволяет ребенку идти от мысли к ситуации, от правила к действию. Но эти правила (в виде словесных требований, инструкций) еще слабо реализуется ребенком). В 4-5 лет под контролем педагога дошкольник значительно продвигается в способности действовать по правилу. К 6-7 годам он в достаточной мере овладевает действиям по правилам.
Надо заметить, что в игре даже ребенок 4-5 лет гораздо успешнее управляет свом поведением, чем в повседневной жизни. Расхождение между знанием правила и действием в соответствии с ним наблюдается не только у дошкольников, но и у детей более старшего возраста. Так, например, ребенок может знать норму, назвать правило, но не действует в соответствии с ним или может выполнить знакомое правило не всегда (например, не справился со своими эмоциями, не соотнес правило с конкретной ситуацией).
Развитие трудовой деятельности дошкольника связано с осознанием им новых мотивов общественной направленности, осознанием причастности к серьезному труду взрослого. Педагог должен поддерживать и развивать такое отношение. Посильное участие в труде взрослого, а затем самостоятельная деятельность способствует формированию трудовых умений, способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности труда в жизни людей. [18]
Важное место в работе с детьми занимает подготовка к обучению в школе. Учебные мотивы возникают в ситуациях, связанных с игрой, рисованием, конструированием, практическими заданиями,
Социальные мотивы как внутренне побудители нравственных поступков формируются под влиянием систематической работы по развитию нравственного сознания ребенка.
Развитие образного мышления дошкольника требует адекватных педагогических средств. В этом неоценимую помощь оказывает педагогу литература и другие эстетические дисциплины. Проза, поэзия, фольклор, насыщенные образами, отражающими такие категории, как добро и зло, обогащают сознание ребенка.
Работая с литературой, педагог опирается на образность, выразительность речи. Точность речевых средств обеспечивает адекватность оценок нравственных проявлений. Особенно это важно при определении внутреннего состояния персонажей (например, «мать любит дочерей все сердцем, до глубины души, души в них не чает»). Яркость, контрастность литературных образов, их переносный смысл пробуждает интерес ребенка, его творческое начало.
Особое значение педагог придает творческим работам детей, что позволяет не только развивать нравственное сознание, но и избегать назидательности, излишнего дидактизма. Например, воспитатель может предложить детям определить сходство и различие сюжетов сказок, дать сказке или рассказу другое название, придумать конец рассказа, нарисовать иллюстрацию к сказке; провести викторину по известным сказкам. Такая работа с детьми эффективна, если в ней реализуются принципы гуманизма, коллективизма, патриотизма; расковывается содержание таких нравственных категорий, как добро, справедливость, долг, совесть, трудолюбие, честь. При этом абстрактные для ребенка понятия раскрываются через образы понятных и доступных сказок, рассказов, стихов. [5]
1.3.Общая характеристика
нравственного воспитания в
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. [15]
Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы. [20]
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл. [7]
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.
Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. [10]
В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.
В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам коммунистической морали.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали советского общества. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, педагог проводит большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми целесообразности, справедливости и правильности тех или иных поступков, которые он предлагает им совершать. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть». [16]
Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневой жизни в обществе сверстников.