Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 21:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей в ДОУ.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему нравственного воспитания дошкольников.
2.Раскрыть особенности развития нравственных качеств дошкольников.
3.Изучить особенности нравственного воспитания детей в ДОУ
4.Рассмотреть влияние занятий в дошкольном учреждении на формирование нравственных качеств у детей.
Введение ………………………………………………………………………
Глава I. Проблемы нравственного воспитания психолого-педагогической науки ……………………………………………………...
1.1.История изучения проблемы нравственного воспитания………………
1.2. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте ……………………
1.3. Общая характеристика нравственного воспитания в детском саду…..
Глава II. Аспекты нравственного воспитание в возрастных группах детского сада …………………………………………………………………
2.1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста….
2.2. Нравственное воспитание детей среднего и старшего возраста………
2.3. Подготовительная к школе группа…………………..…………………..
Заключение …………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Следует вывод, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности
нравственного воспитания как
психолого-педагогического
- знание “механизмов”
- умение планировать работу
по формированию культуры
-уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Ни один метод воспитания не может быть универсальным,
пригодным для всех ситуаций, которые
возникают в работе с детьми. Воспитателю
необходимо использовать разные методы,
учитывая при этом особенности возраста,
индивидуальные проявления, уровень воспитанности
каждого ребенка и всей группы в целом.
Одни и те же методы приобретают своеобразие
в зависимости от их использования в воспитании
детей разного возраста. Так, во всех возрастных
группах воспитатель создает условия
для усвоения положительного нравственного
опыта. В младших группах он указывает
детям, как надо поступить в той или иной
ситуации, как правило непосредственно
адресуясь к конкретному ребенку. В средней
группе, используя имеющийся у детей опыт,
педагог больше прибегает к напоминанию,
предлагает подумать, как надо поступить.
В старших группах значительно шире используется
метод контроля, объективной оценки.
В младших группах воспитатель стремится
возможно чаще одобрять каждого из детей
за малейшее проявление самостоятельности,
инициативы. В средней группе оценки его
становятся более мотивированными, включают
разъяснение всем детям морального смысла
действий и поступков. В группах старшего
возраста педагог оценивает детей сдержаннее,
подчеркивает их самостоятельность в
выборе поступка, ответственность за него
перед детским коллективом. Таким образом,
оценка поведения детей становится все
в большей степени требовательной, учитывает
накопленный детьми опыт нравственного
поведения, их возрастающую самостоятельность
и способность осмыслить свое поведение.
Список используемой литературы
Приложение
Занятие для детей средней группы.
Цели. Расширять представление детей о птицах. Вызвать желание заботиться о них. Закреплять умение читать. Развивать логическое мышление. Познакомить детей со способом лепки из целого куска пластилина.
Материал. Попугай, напечатанные загадки на листочках, пластилин.
Методика.
В гости прилетел Попугай. Беседа о птицах, чем питаются, где и как зимуют, зачем они нужны на земле.
Дидактическая игра "Кто больше назовет птиц" (перелетных, зимующих, водоплавающих, хищных, певчих).
Дети называют птиц, находят ее на картинке и помещают в соответствующее место. Попугай сообщил, что скоро будет птичий слет, где будет дан птичий концерт. Воспитатель предлагает сделать подарки для птиц. У Попугая есть загадки. Он раздает каждому ребенку по отпечатанной загадке. Дети читают их, отгадывают и лепят отгадку.
Отгадайте это кто
Ходит в костяном пальто? (Черепаха.)
На беленькой ножке
Шляпка в горошках. (Мухомор.)
Маленькая, легкая,
А за хвост не поднимешь. (Ящерица.)
Этот конь не есть овса,
Вместо ног два колеса. (Велосипед.)
Перья есть, да не летает.
Ног нет, да не поймаешь. (Рыба.)
Едет тараторка
На двух колесах. (Мотоцикл.)
Дом по улице идет,
На работу всех везет. (Автобус)
Сухой как клин,
А мокрый как блин. (Зонт.)
Стоят в поле сестрицы -Платья белены, шапки зелены. (Березы.) Воспитатель уточняет приемы лепки из целого куска пластилина.
Итог. Подвижная игра "Летает - не летает". Воспитатель называет птиц, насекомых, животных, предметы, летательные аппараты и т. д.
Занятие для детей старшей группы детского сада
Цели. Расширять представления детей о профессиях, школьных принадлежностях. Развивать умение рассказывать по картине. Закреплять знания о временах года, правила поведения в общественных мес тах, умение писать печатными буквами, считать в пределах 20. Учить ориентироваться на листе бумаге в линейку.
Материал. Оборудование школьного уголка, костюм Буратино, картины известных художников-пейзажистов, тетради в линейку, ручки и простые карандаши.
Методика. Воспитатель рассказывает детям о профессии дизайнера и предлагает детям подумать, как лучше расположить школьный уголок в групповой комнате, какими атрибутами его нужно пополнить.
Игра в школу. Когда уголок готов, воспитатель предлагает детям поиграть в школу: воспитатель - учитель, дети - ученики. Воспитатель показывает детям картинки различных времен года, явлений природы, предлагает им рассказать по картинкам, уточнить, что на них изображено, назвать время года, явление, причину этого явления.
Правила поведения. Когда картины рассмотрены, в группу приходит Буратино (ребенок, одетый в костюм Буратино, или взрослый). Он громко разговаривает, жует жевательную резинку, бросает бумажки. Дети тактично делают Буратино замечания и рассказывают о том, как надо себя вести в школе. Буратино удивляется: "Но это же детский сад, а не школа". Дети убеждают Буратино в том, что и в детском саду надо вести себя прилично, к тому же идет игра в школу. "Вы неправильно играете, - говорит Буратино. - Все это в школе разрешено. Я там был и знаю". Дети рассказывают Буратино, что вчера они были в школе и видели, какой там "порядок. Буратино с интересом слушает рассказ детей и спрашивает, умеют ли они писать. Мальвина учила Буратино писать, и он умеет писать свое имя.
Диктант. Воспитатель говорит, что дети умеют писать любые слова. Дети пишут диктант на бумаге в линейку печатными буквами, ставят точки в конце предложений, начинают предложение с большой буквы.
Диктант: Осень. Дети идут в школу. Там они читают и пишут. Кто ходит в школу, тот много знает.
Буратино считает количество одинаковых букв в диктанте, сколько всего букв. Звенит звонок. Урок окончен. На перемене дети играют в игру "Кто больше назовет цветов" (дети, отбивая мяч об пол, называют цветы: лесные, садовые, полевые, комнатные). Буратино прощается.