Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Вывод: Деревьям в городе живётся совсем не просто: если растения растут в хороших условиях, то они выглядят весёлыми и здоровыми, а если растениям что-то не хватает для роста, то такие деревья выглядят не весёлыми и грустными.
Задание: Найдите деревья, которые нуждаются в нашей помощи (дети забинтовывают надломленные ветки и вместе с воспитателем делают обрезку).
Вывод: Зелёные деревья на городских улицах - самая драгоценная часть городской природы для нас.
- Можно ли назвать городские растения "зелёным сокровищем"? А если это сокровище, то обращаться с ним надо по-особому бережно!
Расскажите об этом своим друзьям, родным и всем-всем, кому дорог наш город.
Конспект прогулки по городу
Общее расстояние — 1,5км. Продолжительность — 1 час.
Движения: ходьба парами с остановкой на сигнал, на носках. Закрепление правил личного движения.
Наблюдения в природе: лето в городе, природоохранная деятельность человека, труд людей летом; «дары лета» в овощном магазине.
1.Маршрут прокладывается по аллеям города, скверам, с двумя переходами через проезжую часть.
Цель: Учить детей правильно переходить улицу.
2.Пункты наблюдения:
Частный сектор — труд в огородах; прополка культур, полив гений. Беседа с хозяевами одного из домов (договориться заранее). По возможности дети оказывают посильную помощь: переносят овощи( огурцы, помидоры), поливают цветы. Обратить внимание на сады; кое-где на деревьях видны яблоки, груши, вишни сливы. Прочитать стихотворение:
Весною сад богат цветами,
А осенью — богат плодами.
Веселым жарким летом богат зеленым цветом.
Зимой пустынный сад надеждами богат.
(В. Викторов)
2)Сквер летом — рассматривание растений, насекомых, птиц.
3 ) Овощной магазин — на полках «дары лета» — овощи, фрукты; рассмотреть витрину, спросить цену некоторых овощей, понаблюдать, как делаются покупки. Загадать загадки: «Круглое, румяное с дерева достану я яблоко», «Красна, да не девица, с хвостом, да не мышь. (Морковь)», «Ни ни дверей -— полна горница людей (Огурец)», «Все меня любят, а как : в зевать — слезы проливать (Лук)» и т.д.
3. Короткая дорога обратно.
4. Последующая работа:
-рисование на тему «Лето в городе», «Овощной магазин», «Как люди отдыхают и трудятся летом» (по выбору детей);
ПРИЛОЖЕНИЕ Е РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 1» НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
№п/п и |
Баллы |
уровень | ||||||
имя ребёнка |
полученные |
сумма |
знаний о | |||||
детьми за ответы |
баллов |
% |
летних | |||||
на вопросы |
явлениях в | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
природе | |||
1. Маша Ш. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93% |
высокий |
2. Виталик О. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
3. Саша М. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
86% |
высокий |
4. Вера Т. |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
5. Максим П. |
3 |
1 |
3 |
3 |
13 |
86% |
высокий | |
6. Оля Т. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
86% |
высокий |
7. Лена Л. |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
11 |
73% |
достаточный |
8. Сергей К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
13 |
86% |
высокий |
9. Паша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
10. Света Б. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
86% |
высокий |
11 .Оксана Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93% |
высокий |
12. Николай Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
13. Стёпа Ш, |
-Э |
3 |
3 |
1 |
3 |
13 |
86% |
высокий |
14. Юля Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93% |
высокий |
15. Виталик |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий | |
16. Марк Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
17. Ульяна О. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
14 |
93% |
высокий |
18. Яна К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93% |
высокий |
19. Полина Ю. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
20. Наташа Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100% |
высокий |
Высокий уровень -19 детей-95%
Достаточный - 1 человека - 5%
Средний уровень - 0
Низкий уровень - 0
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 2» НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Л'^п п и |
Баллы |
уровень | ||||||
л- ребёнка |
полученные |
сумма |
знаний о летних | |||||
детьми за ответы |
баллов |
% |
явлениях в | |||||
на вопросы |
природе | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
."ерз. В |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
1 \f~? к |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
79 |
достаточный | |
5 1ЕХ2Г Л. |
о J |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93 |
высокий | ||
: ilxii Л |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
I Олег Н. |
j |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
" 1Гя=.- Д> |
*з |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
66 |
средний |
1... МасензС |
-> |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
1 Tares В. |
J |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
1 >jebi4. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
79 |
достаточный |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный | |
I , Иг УСС L |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
66 |
средний |
: 7гГЪ.132 В. |
3 |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий | ||
А 31э:вс2 Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
66 |
средний |
г эог^-"С. |
А |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий | ||
i*i |
J |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий | ||
Глггт У |
-> |
2 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный | |
СРеля 12 |
: |
2 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный | |
J |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий | |||
:.': -Л |
2 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
Высокий уровень - 9 человек (45%)
Достаточный - 5 человек (40%)
Средний уровень--3 человека (15%)
Низкий уровень — 0 человек (0%).