Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3


ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсач Ани.docx

— 119.57 Кб (Скачать)

Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры  воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при  этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов [14, с. 59].

В начале весны  следует обращать внимание детей  на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным  лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель  обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает  в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки дети наблюдают, как они  плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде [12, с. 79].

Летом продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники  начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие  камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание как раскачиваются  деревья, шумят и трепещут на ветру  листья [14, с. 61].

В зависимости от количества детей, участвующих  в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости  от поставленных воспитателем целей  наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

По  мнению П.Г. Саморуковой, ценным пособием для фиксации наблюдений может стать  календарь природы. Сезонные явления  природы, состояние погоды могут  быть представлены в календаре более  подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует  использовать календарь не только как  средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь [10, с. 23].

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные  детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре  значительное количество (6-7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут  быть представлены условными изображениями.

Ко  второй половине года дети старшей  группы владеют некоторыми первоначальными  знаниями о времени (день, неделя). Поэтому  воспитатель может внести в календарь  условное изображение недели (полоска  с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие  фиксированные наблюдения позволяют  показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в  относительно небольшой период времени, а также закрепить представления  о днях недели. В календарь природы  в старшей группе, так же как  и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать  детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать  потребность зарисовать увиденное , рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования - бумагу, карандаши или краски.

Оформляют календари  природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней  группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых  состояний погоды.

Таким образом, основным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениям является наблюдение. С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в  природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Экскурсии и  прогулки как формы организации  наблюдений старших дошкольников  за сезонными изменениями в  природе

Для ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными изменениями  в природе широко используются ежедневные прогулки и экскурсии.

Слово экскурсия  (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними [3, с. 86].

По  мнению СЛ. Веретеновой. экскурсии и  прогулки являются весьма эффективной  формой организации воспитательно-образовательной  работы. В этом отношении они выполняют  следующие функции:

Первая. С помощью экскурсий и прогулок реализуется принцип наглядности  обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно  знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Вторая. Экскурсии и прогулки позволяют  повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с  жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии и прогулки способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить детей  с производством, с применением  научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

Четвертая. Экскурсии  играют важную роль в профессиональной ориентации детей на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства [2, с. 184].

Экскурсии и прогулки обладают широкими возможностями для  воспитания у дошкольников бережного  отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно  относиться к ней. При подготовке к экскурсиям, в ходе их проведения воспитатель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями  цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать  ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Дети должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования.

Воспитатель может  рассказать дошкольникам, как помочь зимующим птицам в период морозов  и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению  к насекомым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ловить муравьев, божьих коровок [2, с. 185].

Во  время экскурсий и прогулок не только закрепляются экологические  знания дошкольников, но и формируются  умения правильно вести себя в  природе.

Все экскурсии, которые проводят в учреждениях  образования можно разделить  на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Они предполагают посещение  детьми предприятий, сельскохозяйственных объектов и т.д. Производственные экскурсии  помогают изучению основ современного производства , знакомят с особенностями профессий, способствуют расширению технического кругозора и трудовом}' воспитанию детей.

Вторым, видом являются природоведческие или  естественно-научные экскурсии. Они  проводятся для углубления знаний детей  о природе. Это экскурсии в  поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые  предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д. [1, с. 67].

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие  экскурсии с целью изучения природы  и истории родного края.

Однако классификация  экскурсий проводится также в  зависимости от того, какие дидактические  задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются три  типа экскурсий.

Экскурсии так же бывают вводными (по курсу  или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после  изучения материала темы).

На  вводных экскурсиях дети получают общее  представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может  быть экскурсия в библиотеку.

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или  явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия с целью ознакомления с особенностями местного водоема, его использованием и охраной.

Обобщающие  экскурсии проводятся в конце  изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение  изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы дети нашли  в окружающей их природе то, с  чем знакомились в детском4 и дома, и ответили на поставленные педагогом вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия с целью определения весенних изменений в природе [3, с. 88].

Живая книга — природа, с которой  ребенок приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения.

Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и  ее явлениям общеизвестен. А чем  глубже интерес, тем интенсивнее  стремление к постижению, тем глубже само постижение, тем ценнее приобретаемое  значение [5. с. 23].

Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово  не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и  совершенствуется слово.

Экскурсии и целевые прогулки в природу  с малышами обыкновенно ставят перед  собой ограниченные задачи в зависимости  от темы. Тем для таких наблюдений много. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача.

Остановимся подробнее на методах организации  и проведения экскурсий и прогулок.

Н.К. Катович  к ним предъявляет следующие  требования [1, с. 123]:

  1. Соответствие содержания интересам детей. При любом восприятии необходимо учитывать психическое состояние субъекта в момент восприятия. Если психическое настроение, т. е. интерес и обусловленное им внимание воспринимающего, соответствует самому восприятию, то восприятие будет полнее, точнее и намеченная цель будет достигнута. Точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интерес. Выбор содержания и времени для любого занятия должен быть обусловлен интересами детей (возрастными и индивидуальными), степенью их развития и настроенностью во время занятия.
  2. Следует основательно продумать, какое число детей может быть вовлечено в ту или другую экскурсию или целевую прогулку. Совместные наблюдения, общность интересов и переживаний влияют на развитие в детях словоохотливости, желания поделиться общими, по-разному воспринимаемыми впечатлениями, но это становится возможным только в том случае, если число участников в занятии, экскурсии ограничено. Ребенок требует к себе внимания лично. Он хочет задать вопрос и получить на него ответ, хочет быть активен, приблизиться к наблюдаемому предмету, познакомиться с ним при посредстве всех своих анализаторов. Все это невозможно в толпе. Чем моложе дети, тем малочисленнее должен быть их коллектив.

3. Экскурсия и прогулка должна быть обставлена так, чтобы никакие 
привходящие явления не отвлекали неустойчивое внимание ребенка от 
главного, центрального. Размер поля наблюдения, число предлагаемых вниманию ребенка подробностей и деталей должны быть точно продуманы соответственно возрастным особенностям. Один и тот же предмет, явление может быть объектом наблюдения детей разных возрастов, но методы работы с материалом будут различны.

  1. На экскурсии дети должны не только созерцать, но и двигаться, экспериментировать, а малышам надо предоставить возможность и поиграть.
  2. Организатор экскурсии, педагог, должен к ней тщательно подготовиться, наметить план, предупредить учреждение, лиц, к которым дети будут приведены, договориться с ними о характере их участия.
  3. В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.). которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

7.Закрепление  полученных детьми восприятий  и впечатлений тотчас по проведении  экскурсии (беседа, зарисовка, игра  и т. п.) не только не обязательно,  но часто недопустимо. Внутренняя переработка восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть; дети сами так или иначе дают знать, когда это совершится, что к той или другой теме, предмету надо вернуться.

8. Число экскурсий должно быть  педагогически обосновано и находиться  в соответствии с числом других  занятий. Ни один вид занятий  не должен преобладать в ущерб  другим. Экскурсии, представленные  слишком часто, могут надоесть  детям, особенно если они носят  формальный, скучный характер.

Эффективность экскурсий и прогулок зависит  от подготовки к ним.

Каждую экскурсию  воспитатель готовит тщательно  и заранее: он определяет тему, представления  и основные понятия, которые на экскурсии  будут отрабатываться; выбирает место  экскурсии; разрабатывает экскурсионный  маршрут;   непременно   посещает  место  экскурсии  для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и  типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа педагога завершается составлением плана экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие  и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии.

По мнению А.К. Матвеевой, планируя ход экскурсии, воспитатель должен предусмотреть такие структурные элементы [5, с. 24]:

Информация о работе Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур