Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов [14, с. 59].
В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде [12, с. 79].
Летом
продолжается наблюдение за состоянием
погоды. По некоторым признакам
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
По мнению П.Г. Саморуковой, ценным пособием для фиксации наблюдений может стать календарь природы. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь [10, с. 23].
Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6-7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.
Ко
второй половине года дети старшей
группы владеют некоторыми первоначальными
знаниями о времени (день, неделя). Поэтому
воспитатель может внести в календарь
условное изображение недели (полоска
с клетками по числу дней недели)
и приучить детей самостоятельно
отмечать состояние погоды. Такие
фиксированные наблюдения позволяют
показать детям изменчивость погоды,
динамичность явлений природы в
относительно небольшой период времени,
а также закрепить
Оформляют календари
природы в старшей группе по-разному.
Например, в начале года может быть
использован календарь с
Таким образом, основным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениям является наблюдение. С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.
1.3 Экскурсии и
прогулки как формы
Для ознакомления детей всех возрастных групп с сезонными изменениями в природе широко используются ежедневные прогулки и экскурсии.
Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними [3, с. 86].
По
мнению СЛ. Веретеновой. экскурсии и
прогулки являются весьма эффективной
формой организации воспитательно-
Первая.
С помощью экскурсий и прогулок
реализуется принцип
Вторая. Экскурсии и прогулки позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии и прогулки способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить детей с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации детей на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства [2, с. 184].
Экскурсии и прогулки обладают широкими возможностями для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней. При подготовке к экскурсиям, в ходе их проведения воспитатель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Дети должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования.
Воспитатель может рассказать дошкольникам, как помочь зимующим птицам в период морозов и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению к насекомым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ловить муравьев, божьих коровок [2, с. 185].
Во время экскурсий и прогулок не только закрепляются экологические знания дошкольников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.
Все экскурсии, которые проводят в учреждениях образования можно разделить на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Они предполагают посещение детьми предприятий, сельскохозяйственных объектов и т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства , знакомят с особенностями профессий, способствуют расширению технического кругозора и трудовом}' воспитанию детей.
Вторым, видом являются природоведческие или естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний детей о природе. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.
К
третьему виду относятся историко-
Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Однако классификация экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются три типа экскурсий.
Экскурсии так же бывают вводными (по курсу или теме), текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материала темы).
На вводных экскурсиях дети получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в библиотеку.
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером текущей экскурсии может быть экскурсия с целью ознакомления с особенностями местного водоема, его использованием и охраной.
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы дети нашли в окружающей их природе то, с чем знакомились в детском4 и дома, и ответили на поставленные педагогом вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия с целью определения весенних изменений в природе [3, с. 88].
Живая книга — природа, с которой ребенок приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения.
Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и ее явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постижению, тем глубже само постижение, тем ценнее приобретаемое значение [5. с. 23].
Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.
Экскурсии и целевые прогулки в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи в зависимости от темы. Тем для таких наблюдений много. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача.
Остановимся подробнее на методах организации и проведения экскурсий и прогулок.
Н.К. Катович к ним предъявляет следующие требования [1, с. 123]:
3. Экскурсия
и прогулка должна быть обставлена так,
чтобы никакие
привходящие явления не отвлекали неустойчивое
внимание ребенка от
главного, центрального. Размер поля наблюдения,
число предлагаемых вниманию ребенка
подробностей и деталей должны быть точно
продуманы соответственно возрастным
особенностям. Один и тот же предмет, явление
может быть объектом наблюдения детей
разных возрастов, но методы работы с материалом
будут различны.
7.Закрепление
полученных детьми восприятий
и впечатлений тотчас по
8.
Число экскурсий должно быть
педагогически обосновано и
Эффективность экскурсий и прогулок зависит от подготовки к ним.
Каждую экскурсию воспитатель готовит тщательно и заранее: он определяет тему, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа педагога завершается составлением плана экскурсии.
В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии.
По мнению А.К. Матвеевой, планируя ход экскурсии, воспитатель должен предусмотреть такие структурные элементы [5, с. 24]: