Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
— краткое вступительное слово или вводную беседа с детьми, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы:
— наблюдение за объектами природы:
Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и ДР-
Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей,возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Дети должны быть готовы к экскурсии. Воспитатель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые дети должны найти ответ, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.
Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Педагог обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с детьми на основании их непосредственного наблюдения.
А.К. Матвеева отмечает, что далее воспитатель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает дошкольникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия [5, с. 25].
После выполнения детьми заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.
Воспитатель должен помнить, что природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих занятиях. Собранный
материал
надо доставить в детский сад
и бережно хранить для
Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.
Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии [3, с. 19 5].
По
окончании основной части надо дать
детям возможность
Таким
образом, экскурсии и прогулки это
формы организации работы с детьми,
которые соответствуют всем задачам
формирования у дошкольников представлений
о сезонных изменениях в природе.
Преимущество этих форм над другими,
заключается в том, что условия
экскурсий и целевых прогулок
предоставляют детям
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ
2.1 Описание констатирующего этапа исследования
Целью исследования было определение эффективности использования прогулок и экскурсий при ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе. Для проверки на практике нами было сформулировано следующее предположение: формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях.
Базой исследования выступило ГУО «Ясли-сад №12г. Барановичи», выборку исследования составило 40 старших дошкольников. Из них 20 детей экспериментальной группы - «Фантазеры 1» (Приложение А) и 20 детей контрольной группы - «Фантазеры 2» (Приложение Б).
Для проведения экспериментального исследования нами была составлена следующая программа:
5. Определение
эффективности экскурсий и
Педагогический эксперимент проводился по этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.
На первом, констатирующем этапе исследования, мы решали первую задачу исследования и определили уровни знаний о летних изменениях в природе у детей контрольной и экспериментальной групп. С этой целью нами проводился опрос всех старших дошкольников участвовавших в исследовании.
В ходе проведения опроса дошкольникам были заданы следующие 5 вопросов:
За ответы на каждый вопрос дошкольникам выставлялся балл:
3 балла - ребенок самостоятельно дал полный ответ с объяснением;
2 балла - ребенок
допустил незначительную
1 балл - ребенок в ответе допустил ошибки и не смог их исправить даже с помощью взрослого;
О баллов - вообще не дал ответа на вопрос.
Набранные
баллы каждого опрошенного
Таким образом, на констатирующем этапе исследования был определен уровень знаний о летних изменениях в природе старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Анализ
результатов констатирующего
1. в экспериментальной группе «Фантазеры 1»:
- 3 детей, что составляет 15% , показали средний уровень знаний о летних явлениях в природе; 2 ребенка, 10%, вообще показали низкий уровень; высокий уровень был определен у половины детей - у 10 человек, т.е. 50% ; достаточный уровень определён у 5 старших дошкольников данной группы, что составило от общего количества детей группы 25%.
2. в контрольной группе «Фантазеры 2» старшие дошкольники по
уровням знаний о летних явлениях в природе распределились следующим образом:
Представим результаты
констатирующего этапа
50%п 40%-
зо%-
20%-''" 10%-0%-1
U экспериментальная группа
□ контрольная группа
низкий
уровень
средний
уровень
достаточный
уровень
высокий уровень
Рисунок 2.1 - Распределение старших дошкольников по уровням знаний о летних явлениях в природе на констатирующем этапе исследования
Таким образом, как
показывает диаграмма, на констатирующем
этапе исследования дети контрольной
и экспериментальной групп
2.2 Характеристика
формирующего этапа
Формирующий этап исследования был посвящен формированию и систематизации знаний старших дошкольников о явлениях происходящих в природе летом. С этой целью в экспериментальной группе проводились прогулки и экскурсии (Приложение Д).
Организуя наблюдения
с детьми на прогулках и экскурсиях,
мы знакомили их с характерными отличительными
признаками летнего сезона, воспитывали
у них способность любоваться
красотой родной природы, учили распознавать
состояние погоды по ряду признаков
(по движению туч, поведению животных,
птиц, насекомых, земноводных) и определять
ее соответствующим словом-
На прогулках лети наблюдали за народными приметами (небольшой дождь летним утром - днем хорошая погода: усиление ветра после продолжительной тихой погоды - к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.), эта работа способствовала развитию у детей умения подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.
На
прогулках мы выясняли с детьми «Как
солнышко по небу прогуливается» (У
солнышка в разное время года особый
распорядок дневных прогулок. Летом
солнце появляется очень рано, когда
еще большинство людей спит, а
заходит поздно.), в какое время
года дни самые теплые и длинные.
Так же на прогулках было организовано
наблюдение за движением солнца, для
этого мы воткнули в землю лыжную
палку и наблюдать за тенью, которую
отбрасывает вертикально
В процессе прогулок мы продолжали расширять представления старших дошкольников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок в парк, сквер мы отмечали, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений, в это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений, обращали внимание ребят на цветущие кустарники - сирень, жасмин. В конце июня - начале июля мы рассматривали с детьми цветущую липу, обращали внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.