Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3


ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсач Ани.docx

— 119.57 Кб (Скачать)

— краткое вступительное слово или вводную беседа с детьми, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы:

— наблюдение за объектами природы:

  • наблюдения за людьми:
  • подведение итогов наблюдения;
  • обобщающая беседа.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий  нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах —  это бульвары, сады, парки, пруды, где  можно наблюдать сезонные изменения  в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и ДР-

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей  экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора  и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное  короткое сообщение создает хороший настрой у детей,возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед  выходом проверяют, все ли необходимое  они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Дети  должны быть готовы к экскурсии. Воспитатель  заранее знакомит их с темой экскурсии  и ее задачами, с вопросами, на которые  дети должны найти ответ, выдает экскурсионное  снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.

Любую экскурсию в природу лучше  всего начать с описания природного ландшафта. Педагог обращает внимание детей на время года, на состояние  неживой и живой природы в  данном сезоне, дает характеристику местности  или проводит беседу с детьми на основании их непосредственного  наблюдения.

А.К. Матвеева отмечает, что далее воспитатель  конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия  материала и предлагает дошкольникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия [5, с. 25].

После выполнения детьми заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся  выводами.

Воспитатель должен помнить, что природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих занятиях. Собранный

 

материал  надо доставить в детский сад  и бережно хранить для дальнейшего  использования.

Придя на место, можно  разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они  почувствовали природу.

Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его  зимнему убору, простору полей и  лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту  листьев и т. д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Основная  часть экскурсии — коллективное наблюдение. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать  предмет, сравнивать, находить отличие  и сходство, устанавливать связь  между явлениями природы. Полезно  в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение  к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных  приемов и удельный вес каждого  могут видоизменяться в зависимости  от цели и содержания экскурсии [3, с. 19 5].

По  окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить  любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и  сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать  материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы  сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Таким образом, экскурсии и прогулки это  формы организации работы с детьми, которые соответствуют всем задачам  формирования у дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе. Преимущество этих форм над другими, заключается в том, что условия  экскурсий и целевых прогулок предоставляют детям возможность  знакомится с окружающим в реальном мире. Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские  наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Для повышения познавательной активности детей структурные компоненты экскурсии можно обыгрывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ  В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ

 

2.1 Описание констатирующего  этапа исследования

 

Целью исследования было определение эффективности  использования прогулок и экскурсий  при ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в  природе. Для проверки на практике нами было сформулировано следующее предположение: формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях.

Базой исследования выступило ГУО «Ясли-сад №12г. Барановичи», выборку исследования составило 40 старших дошкольников. Из них 20 детей экспериментальной группы - «Фантазеры 1» (Приложение А) и 20 детей контрольной группы - «Фантазеры 2» (Приложение Б).

Для проведения экспериментального исследования нами была составлена следующая  программа:

  1. Определение уровня знаний о летних изменениях в природе у детей контрольной и экспериментальной групп.
  2. Ознакомление детей контрольной группы с летними явлениями в природе по средствам проведения бесед и дидактических игр.
  3. Ознакомление детей экспериментальной группы с летними явлениями в природе по средствам проведения экскурсий и прогулок в природу.
  4. Повторное определение уровня знаний о летних изменениях в природе у детей контрольной и экспериментальной групп.

5. Определение  эффективности экскурсий и прогулок  в процессе формирования у  старших дошкольников знаний  о сезонных изменениях в природе.

Педагогический  эксперимент проводился по этапам: констатирующий, формирующий и контрольный.

На  первом, констатирующем этапе исследования, мы решали первую задачу исследования и определили уровни знаний о летних изменениях в природе у детей  контрольной и экспериментальной групп. С этой целью нами проводился опрос всех старших дошкольников участвовавших в исследовании.

В ходе проведения опроса дошкольникам были заданы следующие 5 вопросов:

  1. Какие изменения происходят в природе в летний период?
  2. Почему летом тепло?
  3. Как изменяется жизнь животных в летний период?
  4. Что происходит с растениями летом?
  5. Какие виды труда в природе выполняет человек летом?

За  ответы на каждый вопрос дошкольникам выставлялся балл:

3 балла  - ребенок самостоятельно дал  полный ответ с объяснением;

2 балла - ребенок  допустил незначительную ошибку  в ответе, но с помощью наводящих  вопросов взрослого исправил  ее;

1 балл - ребенок в ответе допустил  ошибки и не смог их исправить даже с помощью взрослого;

О баллов - вообще не дал ответа на вопрос.

Набранные баллы каждого опрошенного ребенка  складывались и переводились в процентный балл (Пбл = 100 / 15 х Сбл, где Пбл -процентный балл, 100 - 100%, 15 - максимально возможная сумма баллов, Сбл - сумма баллов). На основании набранных баллов определялся уровень знаний дошкольников контрольной и экспериментальной групп о летних изменениях в природе (Приложение В и Г):

  • высокий уровень усвоения - 86-100%,
  • достаточный уровень усвоения - 76-85%;
  • средний уровень усвоения - 50-75%;
  • низкий уровень усвоения - менее 50%.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования был определен уровень знаний о летних изменениях в природе  старших дошкольников контрольной  и экспериментальной групп.

Анализ  результатов констатирующего этапа  исследования показал:

1. в экспериментальной группе «Фантазеры 1»:

- 3 детей, что составляет 15% , показали средний уровень знаний о летних явлениях в природе; 2 ребенка, 10%, вообще показали низкий уровень; высокий уровень был определен у половины детей - у 10 человек, т.е. 50% ; достаточный уровень определён у 5 старших дошкольников данной группы, что составило от общего количества детей группы 25%.

2. в контрольной группе «Фантазеры 2» старшие дошкольники по

уровням знаний о летних явлениях в природе распределились следующим образом:

  • низкий уровень - 1 человек (5%);
  • средний уровень - 4 человека (20%);
  • достаточный уровень - 6 человек (30%);
  • высокий уровень - 9 человек (45%).

Представим результаты констатирующего этапа исследования в диаграмме (рисунок 2.1).

50%п 40%-

зо%-

20%-''" 10%-0%-1 

U экспериментальная группа

 

 

□ контрольная группа

низкий уровень 

средний уровень 

достаточный уровень 

высокий уровень

 

Рисунок 2.1 - Распределение старших дошкольников по уровням знаний о летних явлениях в природе на констатирующем этапе исследования

Таким образом, как  показывает диаграмма, на констатирующем этапе исследования дети контрольной  и экспериментальной групп приблизительно одинаково распределялись по уровням  знаний о летних явлениях в природе (разница в каждом уровне составляет 5%).

 

2.2 Характеристика  формирующего этапа исследования

 

Формирующий этап исследования был посвящен формированию и систематизации знаний старших  дошкольников о явлениях происходящих в природе летом. С этой целью  в экспериментальной группе проводились  прогулки и экскурсии (Приложение Д).

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, мы знакомили их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывали  у них способность любоваться красотой родной природы, учили распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином.

На прогулках  лети наблюдали за народными приметами (небольшой дождь летним утром - днем хорошая погода: усиление ветра после  продолжительной тихой погоды - к  дождю; когда видят радугу, ждут перемен  погоды и др.), эта работа способствовала развитию у детей умения подмечать  изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.

На  прогулках мы выясняли с детьми «Как солнышко по небу прогуливается» (У  солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом  солнце появляется очень рано, когда  еще большинство людей спит, а  заходит поздно.), в какое время  года дни самые теплые и длинные. Так же на прогулках было организовано наблюдение за движением солнца, для  этого мы воткнули в землю лыжную палку и наблюдать за тенью, которую  отбрасывает вертикально стоящая  палка, освещенная солнцем (Дети замечали, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится  в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень). Одновременно уточнялись знания дошкольников о солнце как источнике тепла  и света, необходимых для всего  живого на Земле - растений и животных.

    В процессе прогулок мы продолжали расширять представления старших дошкольников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок в парк, сквер мы отмечали, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений, в это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений, обращали внимание ребят на цветущие кустарники - сирень, жасмин. В конце июня - начале июля мы рассматривали с детьми цветущую липу, обращали внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.

Информация о работе Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур