Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3


ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсач Ани.docx

— 119.57 Кб (Скачать)

Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к  природе летом в процессе проведения прогулок и экскурсий мы использовали загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволяло расширить  представления детей, развивать их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводились слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и др.).

Чтобы процесс усвоения знаний о летних изменениях в природе проходил наиболее эффективно, дети фиксировали результаты наблюдений и в календаре погоды.

В ходе проведения прогулок и экскурсий  основными методами были: наблюдение объектов природы, беседа.

С детьми контрольной группы проводились  эпизодические беседы, рассматривание картинок и открыток по ознакомлению с летними явлениями в природе  с теми же целями, беседы проводились  в группе.

После проведенных формирующего этапа  исследования с детьми обеих групп  проводился опрос по той же схеме, что и на констатирующем этапе исследования (Приложение Е и Ж).

2.3 Анализ результатов  контрольного этапа исследования

 

После проведения формирующего этапа исследования, на котором с дошкольниками экспериментальной  группы были проведены прогулки и  экскурсии, а с детьми контрольной  группы - беседы и рассматривание картин, распределение детей по уровням  знаний о летних явлениях в природе  изменилось:

  • в группе «Фантазеры 1» не выявлено детей со средним и низким уровнем знаниями о летних явлениях; почти все дети группы показали высокий уровень, а именно 19 человек из 20 опрошенных старших дошкольников группы, что составляет 95%; 1 ребёнок показал достаточный уровень;
  • в контрольной группе «Фантазеры 2» низкий уровень не показал ни один ребенок: средний уровень определен у 3 человека (15%); достаточный уровень - 8 человек (40° о): высокий уровень - 9 человек (45%).

Отразим данные контрольного этапа исследования в таблице (Таблица

2.1):

Таблица 2.1 - Сравнительный  анализ уровней знаний старших дошкольников контрольной и экспериментальной  групп об летних явлениях в природе  на

контрольном этапе  исследования

 

группа

Высокий уровень

Достаточный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

«Фантазеры 1»

19 детей 95%

.у 1 ребенка     5%

-

-

«Фантазеры 2»

9 детей 45%

8 детей 40%

3 детей 15%

-


 

Для того, чтобы  выявить эффективность прогулок и экскурсий в процессе ознакомления формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе, отобразим данные таблицы  в диаграмме (рисунок 2.2):

■ экспериментальная группа

1 i

   

 

f                                                    \\\:ш'±\ ' ^шшшшшшф-     ::■:.:.lil.

 

 

 

□ контрольная группа

/                                                    ■      ■      .         ,/шжшш, ■ '  : '   ..

   

 

 

 

     

z.....

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

z ^ z_ /—1 L

л

 

 

   

 

 

 


 

низкий уровень средний достаточный высокий 
уровень уровень уровень

 

Рисунок 2.2 - Распределение старших дошкольников по уровням знаний о летних явлениях в природе на контрольном этапе  исследования

 

Как показывает диаграмма, в уровнях знаний о летних явлениях дошкольников произошла значительная положительная динамика (не стало  детей со средним и низким уровнем  знаний о летних явлениях; 95% детей группы показали высокий уровень), а в уровнях знаний детей контрольной группы - не значительная динамики (на 5%о уменьшилось количество детей с низким и средним уровне и на 5%> увеличилось детей с достаточным уровнем). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что прогулки и экскурсии способствовала более эффективному формированию у дошкольников представлений о летних изменениях в природе.

Таким образом, гипотеза исследования - формирование у старших дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе  будет осуществляться эффективно в  процессе наблюдений на прогулках и  экскурсиях - подтвердилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования у старших дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе  в процессе организации прогулок и экскурсий. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования, рассмотрели задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями  в природе, раскрыли специфику организации  прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста, определили эффективность  использования прогулок и экскурсий  для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. В ходе проделанной  работы нами были сделаны следующие  выводы.

Задачи  и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и  усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Программа по ознакомлению детей  с сезонными явлениями в природе  предусматривает усвоение детьми трех групп связей: причинно-следственных, свидетельствующих об изменении  предмета или явления природы  вследствие определенной причины; последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях  развития внутри одного сезона или  в течение нескольких сезонов; временных  — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной. Дети старшей группы должны знать  и самостоятельно выделять несколько  характерных признаков сезона, особенности  его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом  людей.

Основным  методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениям является наблюдение. С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в  природе становятся более систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное внимание к окружающему миру.

Формами организации ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в  природе являются экскурсии и  прогулки. Во время экскурсии или  прогулки ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как  природа служит им.

Преимущества  экскурсий и прогулок в том, что  здесь дети имеют возможность  видеть растения и животных в среде  их обитания. Экскурсия и прогулка помогает формировать у ребят  первичные мировоззренческие представления  о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и  озер привлекают внимание детей, предоставляют  возможность под руководством воспитателя  собирать разнообразный материал для  последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсиях и прогулках у детей развиваются  наблюдательность, интерес к изучению природы, дети приучаются всматриваться  в предмет и подмечать его  характерные особенности.

В ходе проведения эмпирического исследования нами было установлено, что формирование у старших дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе  будет осуществляться эффективно в  процессе наблюдений на прогулках и  экскурсиях.

Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: сборник статей / Науч. Ред. Н.К.Катович. - Минск: НИО, 1999. -143с.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова.— М.: Просвещение, 1980. - 254с.
  3. Дерябо, СП., Левин, В. А. Экологическая педагогика и психология / С.П.Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д, 1996. - 186с.
  4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И.Золотова; под ред. Н. Ф. Виноградовой.— 2-е изд., перераб,— М.: Просвещение. 1988.— 159 с.
  5. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова [и др.]; Сост. Л. А. Каменева: Под ред. П. Г.Саморуковой. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1983.— 284с.
  6. Ладутько, Л.К., Шкляр, СВ. Ребёнок познаёт мир природы / Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. - Минск: НИО, 2005. - 275с.
  7. Маневцова, Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста / Л.М.Маневцова // Оптимизация учебного процесса в детском саду . - Л., 1985. -с.121-131.
  8. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб, 2000. - 240 с.
  9. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева. - М.: Просвещение. 1999. - 264с.
  10. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний детей о природе / П.Г.Саморукова// Дошкольное воспитание. - 1973. -№4. - С. 23-26.
  11. Петрикевич, А.А., Человек и природа / А.А.Петрикевич. - Минск: Университетсвое, 1997. - 184с.

Петрикевич, А.А., Воспитание любви к природе  у детей старшего дошкольного  возраста / А.А.Петрикевич. - Минск: Университетское, 1997. -178с.

  1. Петрикевич, А.А. Экологические проекты для дошкольников / А.А.Петрикевич. - Минск: Аверсэв, 2007. - 190с.
  2. Петрикевич, А.А. Маленький эколог / А.А.Петрикевич. - Минск: Выш. шк, 2003.- 159с.
  3. Познаём мир природы / Авт. сост. Т.М.Марданова. - Минск: Выш. шк., 2000. - 156с.
  4. Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. - Минск: НИО; Аверсэв, 2000. - 385с.
  5. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 304с.
  6. Стреха, Е.А. В мире природы / Е.А.Стреха. - Минск: Аверсэв, 2005.- 173с.
  7. Экологическое образование как условие устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 12— 14 сентября 2006 г.) / Отв. ред. Кашлев С.С- Минск: ООО «Мэджик Бук», 2006, - 286с.
  8.  

ПРИЛОЖЕНИЕ  А СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 1»

 

Ф.И. ВОЗРАСТ

 

1. Маша Ш.

5,8

2. Виталик О.

5,9

3. Саша М.

5,11

4. Вера Т.

5,10

5. Максим П.

5,9

6. Оля Т.

5,6

7. Лена Л.

5,7

8. Сергей К.

5,8

9. Паша С.

5,9

10. Света Б.

5,10

11 .Оксана Р.

5,3

12. Николай Б.

6

13. Стёпа Ш,

6,2

14. Юля Р.

5,7

15. Виталик

5,9

16. Марк Т.

5,4

17. Ульяна О.

6,3

18. Яна К.

6,1

19. Полина Ю.

6,2

20. Наташа Ш.

5,7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 2»

 

Ф.И.

ВОЗРАСТ

1. ЛераВ.

5,7

2. Миша К.

5,6

3.Захар  Л.

6,1

4. Ира С.

5,11

5. Илья П.

5,8

6. Олег Н.

5,7

7. Жанна Ф.

5,9

8. Марина С.

5,7

9. Даша В.

5,10

10. ИннаЧ.

6

11. Никита 3.

5,5

12. Егор Д.

5,7

13. Татьяна В.

5,9

14. Ксюша Ш.

5,10

15. Вероника С.

5,8

16. Влада Ш.

5,11

17. Петя У.

5,9

18. Федя Ц.

5,6

19. Нина Ц.

5,7

20. Женя У.

5,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 1» НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

№п/п и

 

Баллы

     

уровень

имя ребёнка

 

полученные

сумма

 

знаний о

 

детьми  за ответы

баллов

%

летних

   

на  вопросы

   

явлениях в

 

1

2

3

4

5

   

природе

1. Маша Ш.

3

1

2

2

2

10

66%

средний

2. Виталик О.

3

3

3

2

3

14

93%

высокий

3. Саша М.

3

3

3

3

2

14

93%

высокий

4. Вера Т.

2

3

2

3

2

12

79%

достаточный

5. Максим П.

2

3

3

2

3

13

86%

высокий

6. Оля Т.

3

3

1

2

3

11

63%

достаточный

7. Лена Л.

1

1

1

2

2

7

46%

низкий

8. Сергей К.

2

2

2

2

2

10

66%

средний

9. Паша С.

3

3

3

3

3

15

100%

высокий

10. Света Б.

1

2

2

1

2

8

53%

средний

11.Оксана Р.

3

3

3

3

2

14

93%

высокий

12. Николай Б.

2

3

3

3

3

14

93%

высокий

13. Стёпа Ш.

3

1

2

1

2

10

66%

средний

14. Юля Р.

3

3

3

3

1

13

86%

высокий

15. Виталик

1

3

3

2

3

12

79%

достаточный

16. Марк Т.

3

1

3

3

2

12

79%

достаточный

17. Ульяна О.

3

3

1

3

3

13

86%

высокий

18. Яна К.

1

1

1

3

1

7

46%

низкий

19. Полина Ю.

3

3

3

3

2

14

93%

высокий

20. Наташа Ш.

3

2

2

2

3

12

79%

достаточный

Информация о работе Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур