Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Высокий уровень - 10 человек - 50%
Достаточный - 5 человек -25%о Средний - 3 человек -15% Низкий - 2 человек-10%о
ПРИЛОЖЕНИЕ Г РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 2» НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
№п/п и |
Баллы |
уровень | ||||||
имя ребёнка |
полученные |
сумма |
знаний о летних | |||||
детьми за ответы |
баллов |
% |
явлениях в | |||||
на вопросы |
природе | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
| |||
1. ЛераВ |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
2. Миша К. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
79 |
достаточный |
3. Захар Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий |
4. Ира С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93 |
высокий | |
5. Илья П. |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
6. Олег Н. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
7. Жанна Ф. |
1 |
1 |
2 |
10 |
66 |
средний | ||
8. Марина С. |
3 |
5 |
2 |
3 |
14 |
93 |
высокий | |
9. Даша В. |
-> J |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
10. ИннаЧ. |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
53 |
средний |
П.Никита 3. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
12. Егор Д. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
6 |
40 |
низкий |
13. Татьяна В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий |
14. Ксюша Ш. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
66 |
средний |
15. Вероника С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
100 |
высокий |
16. Влада Ш. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
17. Петя У. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
18. Федя Ц. |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
9 |
60 |
средний |
19. Нина Ц. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
93 |
высокий |
20. Женя У. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
79 |
достаточный |
Высокий уровень - 9 человек (45%) Достаточный уровень - 6 человек (30%) Средний уровень - 4 человека (20%) Низкий уровень - 1 человек (5%).
КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ И ПРОГУЛОК (ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ)
Конспект экскурсии на луг
Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.
Ход экскурсии.
Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.
Смотрите, как луга благоухают,
Упитана дождем зеленая трава,
И легкий ветерок с волной реки играет,
И рожь златистая колышется едва...
Прекрасен этот мир!
Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя.
Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о разнообразии и красоте луговых растений.
Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на лугах повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света и солнца.
Конспект экскурсии в лес
Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери - белка, еж, лиса и др.; птицы - дятел, кукушка, синица; насекомые - муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах - лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе - охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.
Ход экскурсии.
Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется «край леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.
В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу.
Подойдя
к «кузнице» дятла или «
После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи.
Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся о лесе. На участке молодых посадок деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес - он растет долго, требует много труда и забот.
Конспект экскурсии по городу Программное содержание:
Конкретизировать и углублять представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования их в городе.
Материал: лупы, тканевый бинт, совочки, секатор.
Предварительная работа: Знакомство с основными потребностями растений в тепле, свете, влаге, почве. Экскурсия по городу на тему: "Растения в городе". Беседа о правилах поведения в общественных местах, экологическая игра "Помоги природе".
Ход экскурсии:
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к "Зелёным друзьям", которые живут рядом с нами в нашем городе. Если вам интересно узнать, как они поживают, то тогда в путь. (По дороге выясняется значение слова "зелёные друзья", подбираются к нему другие значения - "зелёные соседи", "зелёное украшение земли").
В: Люблю в любой погожий день
По улице центральной прогуляться,
Задуматься о жизни, помечтать.
- Дети, а как по-другому можно назвать жителей нашего города? (Горожане , барановичане)
- А для чего людям понадобилось сажать деревья в городе? "(Деревья радуют нас своей зеленью, красотой, защищают город от пыли, газов и пгума). Деревья в городе как будто работают на человека. Вот и приходится человеку вновь высаживать деревья, но уже на городские улицы. Давайте поближе познакомимся с деревьями.
Задание: - Выбери дерево, с которым ты хотел бы дружить. А теперь найдите самое маленькое и большое дерево, самое "грустное" и самое весёлое" дерево.
3: Итак, первое условие для роста растений - это свет. Исследование №1
"Все деревья в городе получают свет одинаково?" (наблюдения детей и
их версии)
Обобщение: В городе одни деревья страдают от нехватки света из-за строительства высоких домов. Окраска листьев у таких деревьев бледнее, крона реже, ветки короче. (Найдите такие деревья) Другие деревья, наоборот, испытывают избыток света - прямые солнечные лучи и освещение электролампами. Дополнительная подсветка улиц влияет и на рост растений. Такие деревья не торопятся сбрасывать листья осенью, искусственное освещение как бы продлевает лето. ( Покажите такие растения)
Эти деревья не успевают приготовиться к зиме и могут быть повреждены морозами.
Вывод: Значит, в городе деревья свет получают неравномерно. Второе условие для жизни растений - это воздух. Исследование №2
"Каким воздухом дышат растения?" (Версии детей)
- Как вы предлагаете это проверить? (Ответы детей)
Дети протирают листья, забор, машины, камни ваткой; рассматривают листья через лупу и делают свои заключения: На улице есть пыль. Значит, в воздухе, которым дышат деревья, тоже есть пыль.
В: - Назовите причины загрязнения воздуха в городе? (Выхлопные газы от автомобилей, песочная пыль)
Обобщение: Деревья, поглощая из воздуха различные загрязнения часто болеют, на листьях появляются необычная окраска или растение как бы "лысеет", теряет листья до наступления листопада. (Покажите такие растения) Наряду с деревьями своеобразным сигналом чистоты воздуха служат их постоянные спутники-лишайники.
Задание:
Найдите и рассмотрите
Вывод: растения в городе дышат загрязнённым воздухом.
Следующее условие для жизни растений - это тепло.
Исследование №3
"Все ли растения
в городе получают тепло
- Обратите внимание на деревья, которые растут около асфальта, около домов и на те, которые растут на открытой местности, (дети делают сравнения)
Обобщение: У зданий, на теплотрассе, около асфальта накапливается тепло, поэтому там растения растут быстрее и они гораздо выше, чем те, которые растут на открытой местности. Дома ещё могут защищать растения
от ветра.
Вывод: значит в городе деревья тепло получают тоже неравномерно, в разных местах по-разному.
Следующее условие для роста растений - это вода.
Исследование №4
"Одинаково ли всем деревьям в городе хватает воды?" (Если дети затрудняются, предложить им найти деревья, вокруг которых находятся лужи и те, которые растут на возвышенности) (дети делают свои выводы).
Вывод: В разных местах растения получают воду в разных количествах. Главную роль в жизни растений имеет хорошая почва. Исследование №5
"На какой почве растут городские растения?"
- Как это определить? (Дети рассматривают состав почвы под деревьями и делают свои заключения)
В: - Уважаемые исследователи, можем мы теперь ответить на вопрос:
- Хорошо ли живётся растениям на городских улицах?