Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3


ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсач Ани.docx

— 119.57 Кб (Скачать)

Высокий уровень - 10 человек - 50%

Достаточный - 5 человек -25%о Средний - 3 человек -15% Низкий - 2 человек-10%о

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЁРЫ 2» НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

№п/п и

 

Баллы

     

уровень

имя ребёнка

 

полученные

сумма

 

знаний о летних

 

детьми  за ответы

баллов

%

явлениях в

   

на вопросы

     

природе

 

1

2

3

4

5

   

 

1. ЛераВ

3

1

3

3

3

12

79

достаточный

2. Миша К.

3

2

3

2

2

12

79

достаточный

3. Захар Л.

3

3

3

3

3

15

100

высокий

4. Ира С.

3

 

3

2

3

14

93

высокий

5. Илья П.

1

3

3

3

3

12

79

достаточный

6. Олег Н.

3

3

2

3

3

14

93

высокий

7. Жанна Ф.

 

1

1

 

2

10

66

средний

8. Марина С.

3

5

2

 

3

14

93

высокий

9. Даша В.

->

J

3

3

2

3

14

93

высокий

10. ИннаЧ.

2

1

2

1

2

8

53

средний

П.Никита 3.

2

2

3

2

3

12

79

достаточный

12. Егор Д.

1

1

2

1

1

6

40

низкий

13. Татьяна В.

3

3

3

3

3

15

100

высокий

14. Ксюша Ш.

2

2

2

2

2

10

66

средний

15. Вероника С.

3

3

3

3

3

15

100

высокий

16. Влада Ш.

2

3

3

3

3

14

93

высокий

17. Петя У.

2

3

2

2

3

12

79

достаточный

18. Федя Ц.

2

1

1

2

3

9

60

средний

19. Нина Ц.

2

3

3

3

3

14

93

высокий

20. Женя У.

2

2

2

2

3

12

79

достаточный


 

Высокий уровень - 9 человек (45%) Достаточный уровень - 6 человек (30%) Средний уровень - 4 человека (20%) Низкий уровень - 1 человек (5%).

 

 

 

 

 

 

 

                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ И ПРОГУЛОК (ДЛЯ ДЕТЕЙ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ)

 

Конспект  экскурсии на луг

Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

Ход экскурсии.

Воспитатель, придя  на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие  растения. Вместе с детьми любуется лугом.

Смотрите, как луга благоухают,

Упитана дождем зеленая трава,

И легкий ветерок с волной реки играет,

И рожь златистая колышется едва...

Прекрасен этот мир!

Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя.

Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности  стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких  же прогулках прошлым летом. Детей  следует подвести к суждению о  разнообразии и красоте луговых  растений.

Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются  и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти  растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в  чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно  увидеть на лугах повсюду, а в  лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами  воспитатель подводит детей к  выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света  и солнца.

 

 

 

 

Конспект экскурсии в лес

Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери - белка, еж, лиса и др.; птицы - дятел, кукушка, синица; насекомые - муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах - лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе - охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

Ход экскурсии.

Подойдя к лесу, рассмотреть опушку. Вспомнить, как называется «край леса» его  «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья и  кустарники стоят стеной, они значительно  выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес  и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли  пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что  растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти  травы растут в лесу, на лугу.

Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка  или дятел. Дети вспоминают, какие  птицы живут в лесу, где их еще  встречали. В ходе экскурсии, если будут  слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц.

После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить  детям о том, какую пользу приносят муравьи.

Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся  о лесе. На участке молодых посадок  деревья заметно подросли. Напомнить  детям о необходимости беречь лес - он растет долго, требует много  труда и забот.

 

 

Конспект  экскурсии по городу Программное содержание:

  • Закрепить представление об основных потребностях растений, о состоянии условий среды в городе.
  • Учить сравнивать состояние растений, растущих в разных местах города и выявлять причины их различий.

Конкретизировать  и углублять представление о  способах приспособления растений к  изменившимся условиям существования  их в городе.

  • Дать понятие о взаимосвязи растений, города и человека.
  • Воспитывать интерес к жизни растений в городе, показать значимость каждого человека в их сохранении.
  • Воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту городских растений.

Материал: лупы, тканевый бинт, совочки, секатор.

Предварительная работа: Знакомство с основными потребностями  растений в тепле, свете, влаге, почве. Экскурсия по городу на тему: "Растения в городе". Беседа о правилах поведения  в общественных местах, экологическая  игра "Помоги природе".

Ход экскурсии:

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к "Зелёным друзьям", которые живут рядом с нами в нашем городе. Если вам интересно  узнать, как они поживают, то тогда  в путь. (По дороге выясняется значение слова "зелёные друзья", подбираются  к нему другие значения - "зелёные  соседи", "зелёное украшение  земли").

В: Люблю в любой  погожий день

По улице центральной  прогуляться,

Задуматься о  жизни, помечтать.

- Дети, а как по-другому можно назвать жителей нашего города? (Горожане , барановичане)

  • А вы любите свой город? (ответы детей)
  • Давайте и мы с вами полюбуемся красотой наших улиц.
  • А что особенно вам нравится на этой улице? (Высказывание детей)

 

  • Так что такое "зелёное украшение улиц"? Назовите его (деревья, цветы, трава)
  • А знаем ли мы, как им живётся рядом с нами? Давайте представим себя учёными-исследователями, которые помогут определить: хорошо ли живётся растениям в нашем городе, понять их настроение и нужна ли им наша помощь? Но вначале я хочу узнать у вас, как же появилось это "зелёное украшение" на городских аллеях. (Рассказы детей)

- А для чего людям понадобилось сажать деревья в городе? "(Деревья радуют нас своей зеленью, красотой, защищают город от пыли, газов и пгума). Деревья в городе как будто работают на человека. Вот и приходится человеку вновь высаживать деревья, но уже на городские улицы. Давайте поближе познакомимся с деревьями.

Задание: - Выбери дерево, с которым ты хотел  бы дружить. А теперь найдите самое маленькое и большое дерево, самое "грустное" и самое весёлое" дерево.

  • Чем отличаются деревья друг от друга? (Дети выполняют задание)
  • Хотите узнать, почему это происходит? Конечно, разобраться в этом не просто, поэтому надо вспомнить, что необходимо всем растениям для нормальной жизни? (Свет, вода, тепло, земля)

3: Итак, первое условие для роста растений - это свет. Исследование №1

"Все  деревья в городе получают  свет одинаково?" (наблюдения детей  и

их версии)

Обобщение: В городе одни деревья страдают от нехватки света из-за строительства высоких  домов. Окраска листьев у таких  деревьев бледнее, крона реже, ветки короче. (Найдите такие деревья) Другие деревья, наоборот, испытывают  избыток  света  -  прямые  солнечные  лучи  и  освещение электролампами. Дополнительная подсветка улиц влияет и на рост растений. Такие деревья не торопятся сбрасывать листья осенью, искусственное освещение как бы продлевает лето. ( Покажите такие растения)

Эти деревья не успевают приготовиться  к зиме и могут быть повреждены морозами.

Вывод: Значит, в городе деревья свет получают неравномерно. Второе условие для  жизни растений - это воздух. Исследование №2

"Каким  воздухом дышат растения?" (Версии  детей)

- Как вы предлагаете это проверить? (Ответы детей)

Дети  протирают листья, забор, машины, камни  ваткой; рассматривают листья через лупу и делают свои заключения: На улице есть пыль. Значит, в воздухе, которым дышат деревья, тоже есть пыль.

В: - Назовите причины загрязнения воздуха  в городе? (Выхлопные газы от автомобилей, песочная пыль)

Обобщение: Деревья, поглощая из воздуха различные  загрязнения часто болеют, на листьях  появляются необычная окраска или  растение как бы "лысеет", теряет листья до наступления листопада. (Покажите такие растения) Наряду с деревьями своеобразным сигналом чистоты воздуха служат их постоянные спутники-лишайники.

Задание: Найдите и рассмотрите лишайники  на стволах деревьев. (Дети выполняют  действие и делают заключение)

Вывод: растения в городе дышат загрязнённым воздухом.

Следующее условие  для жизни растений - это тепло.

Исследование  №3

"Все ли растения  в городе получают тепло одинаково?"

  • Как это узнать? (Версии детей)
  • Конечно узнать это очень сложно.

- Обратите внимание на деревья, которые растут около асфальта, около домов  и на те, которые растут на открытой местности, (дети делают сравнения)

Обобщение: У зданий, на теплотрассе, около асфальта накапливается  тепло, поэтому там растения растут быстрее и они гораздо выше, чем те, которые растут на открытой местности. Дома ещё могут защищать растения

от  ветра.

Вывод: значит в  городе деревья тепло получают тоже неравномерно, в разных местах по-разному.

Следующее условие для роста растений - это  вода.

Исследование  №4

"Одинаково  ли всем деревьям в городе  хватает воды?" (Если дети затрудняются, предложить им найти деревья,  вокруг которых находятся лужи и те, которые растут на возвышенности) (дети делают свои выводы).

Вывод:   В   разных   местах   растения   получают   воду   в   разных количествах. Главную роль в жизни  растений имеет хорошая почва. Исследование №5

"На  какой почве растут городские  растения?"

- Как это определить? (Дети рассматривают состав почвы под деревьями и делают свои заключения)

В: - Уважаемые  исследователи, можем мы теперь ответить на вопрос:

- Хорошо ли живётся растениям на городских улицах?

Информация о работе Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур