Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3


ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Курсач Ани.docx

— 119.57 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 ст., 19 ист., 2 рис., 1 табл., 7 прил.

 

СЕЗОННЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ, ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ, НАБЛЮДЕНИЯ, ПРОГУЛКИ, ЭКСКУРСИИ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

 

Цель  исследования: изучить особенности  формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации  прогулок и экскурсий.

 

Объект  исследования - методика формирования у дошкольников представлений о  сезонных изменениях в природе.

Предмет исследования - прогулки и экскурсии  как средство формирования у старших  дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

 

Гипотеза  исследования - формирование у старших  дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях.

 

Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, педагогический эксперимент, метод  математической обработки данных.

 

Автор подтверждает, что приведенный в  работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

(подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .3

 

 

ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У 
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА 
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6

1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о

сезонных  изменениях в природе 6

    1. Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
    2. Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ 
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В 
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК 
И ЭКСКУРСИЙ 22

    1. Описание констатирующего этапа исследования 22
    2. Характеристика формирующего этапа исследования 26
    3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В программе дошкольного образования  в Республике Беларусь «Пралеска» рекомендовано  проводить работу по ознакомлению детей  с природой по сезонам. Это позволяет  педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей  естественной смене времен года, а  также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

Вопросам  ознакомления детей дошкольного  возраста с сезонными изменения  в природе посвящены исследования С.А. Веретенниковой, Л.А. Каменевой. Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой и др.

По  мнению Н.Н. Кондратьевой, в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон  имеет свою продолжительность дня  и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой  природы определяют состояние растительного  мира и образ жизни животных в  данный сезон [8, с. 142].

А.А. Петрикевич отмечает, что систематизация знаний о сезонах  происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей  умение наблюдать за изменениями  природных явлений, воспитывать  чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным  способам охраны природы [11, с. 48].

Актуальность  формирования у детей старшего дошкольного  возраста представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий  можно связать с тем, что экологическое  образование дошкольников должно осуществляться с опорой на чувственное восприятие, как основы познания и деятельности. Поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится прогулкам и экскурсиям,   имеющим  целью  дать  детям  конкретные   представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей. Помня положение И. М. Сеченова о необходимости повторных встреч с явлениями для их лучшего понимания, а также возможно большем разнообразии условий этих встреч, воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей.

Учитывая актуальность исследования, мы поставили следующую  цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе  в процессе организации прогулок и экскурсий.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
  3. Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
  4. Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Объект  исследования - методика формирования у дошкольников представлений о  сезонных изменениях в природе.

Предмет исследования - прогулки и экскурсии  как средство формирования у старших  дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Гипотеза исследования - формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений

на прогулках  и экскурсиях.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, педагогический эксперимент, метод математической обработки  данных.

Практическая  значимость материалов исследования заключается  в возможности их использования  педагогами дошкольных учреждения для  формирования у дошкольников представлений  о сезонных изменениях в природе.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

СЕЗОННЫХ  ИЗМЕНЕНИЯХ

 

1.1 Задачи и содержание знаний  дошкольников о сезонных изменениях  в природе

 

По определению  Л.А. Каменевой, сезонными изменениями  в природе называют периодические  явления, повторяющиеся ежегодно в  одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений  жизненных процессов растений и  животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями [5, с. 85].

Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных.

По мнению Е.А. Панько, в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в  природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру  воздуха, типичные осадки; особенности  явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и  образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся  в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются  благоприятные условия для роста  и развития растений - начинается период активной вегетации. Самые благоприятные  условия для жизни растений создаются  летом: наступает длинный день , повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста [17. с. 134].

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются  от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически  знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у  детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных  объектах природы: о природном материале  и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями  природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель  учит малышей наблюдать за объектами  и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей  рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у  ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка) [2, с. 52].

В средней группе представления детей  о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются  и конкретизируются. Воспитанники средней  группы продолжают учиться наблюдать  за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать  задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы [16, с, 185].

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости  от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях  роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно  развивать у детей умение наблюдать  за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым  несложным способам охраны природы [16, с. 238].

Таким образом , программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей: причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины; последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов; временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной. Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

 

 

 

 

 

1.2 Наблюдение  как основной метод ознакомления  дошкольников с сезонными изменениями  в природе

Согласно определению С.Н. Николаевой, наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний -установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений [9, с. 164].

По  мнению Л.М. Маневцовой, для успешного  достижения поставленной цели воспитатель  продумывает и использует специальные  приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [7. с. 121].

Л.К. Ладутько отмечает, что наблюдение позволяет показать детям природу  в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных  явлений доступны непосредственному  наблюдению, зримы. Познание связей и  отношений формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое  использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач  умственного воспитания [6, с. 75].

Е.И. Золтова отмечает, что воспитатели  использует разные виды наблюдения. Для  формирования у детей представлений  о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания  особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых  знаний о природе [4, с. 59].

Наблюдение   может   проводиться   как   с   отдельными   детьми,   с

9 небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников.

Осенью  ежедневно организуются наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы  дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С  детьми необходимо советоваться, что  лучше надеть на куклу. По мере похолодания  воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон: смотрят, как на улице появляются лужи [12, с. 78].

Информация о работе Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскур