Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
цель: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть задачи, содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Раскрыть специфику организации прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста.
Определить эффективность использования прогулок и экскурсий для формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
Наблюдение как основной метод ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе 9
Экскурсии и прогулки как формы организации наблюдений старших дошкольников за сезонными изменениями в природе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
Описание констатирующего этапа исследования 22
Характеристика формирующего этапа исследования 26
Анализ результатов контрольного этапа исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 ст., 19 ист., 2 рис., 1 табл., 7 прил.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, НАБЛЮДЕНИЯ, ПРОГУЛКИ, ЭКСКУРСИИ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Цель исследования: изучить особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий.
Объект исследования - методика формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования - прогулки и экскурсии как средство формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза исследования - формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.
Автор
подтверждает, что приведенный в
работе расчетно-аналитический
(подпись студента)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .3
ЕЛАВА 1. ЕЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕЕО ДОШКОЛЬНОЕО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ 6
1.1 Задачи и содержание знаний дошкольников о
сезонных изменениях в природе 6
ГЛАВА
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ
В
ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРЕАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК
И ЭКСКУРСИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
ВВЕДЕНИЕ
В
программе дошкольного
Вопросам
ознакомления детей дошкольного
возраста с сезонными изменения
в природе посвящены
По мнению Н.Н. Кондратьевой, в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон [8, с. 142].
А.А. Петрикевич отмечает, что систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы [11, с. 48].
Актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок и экскурсий можно связать с тем, что экологическое образование дошкольников должно осуществляться с опорой на чувственное восприятие, как основы познания и деятельности. Поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится прогулкам и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей. Помня положение И. М. Сеченова о необходимости повторных встреч с явлениями для их лучшего понимания, а также возможно большем разнообразии условий этих встреч, воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей.
Учитывая актуальность
исследования, мы поставили следующую
цель: изучить особенности
Задачи исследования:
Объект исследования - методика формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования - прогулки и экскурсии как средство формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Гипотеза исследования - формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений
на прогулках и экскурсиях.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.
Практическая значимость материалов исследования заключается в возможности их использования педагогами дошкольных учреждения для формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ
1.1
Задачи и содержание знаний
дошкольников о сезонных
По определению Л.А. Каменевой, сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями [5, с. 85].
Смена времен года происходит благодаря годовому обращению Земли вокруг Солнца при неизменности наклона земной оси к плоскости орбиты. Положение Земли на ее орбите определяет наступление астрономических времен года. Яркость и продолжительность ежедневной солнечной радиации в разное время года влияет на температуру воздуха и почвы, на влажность, что влечет за собой изменения в жизни растений и животных.
По мнению Е.А.
Панько, в дошкольном возрасте доступны
следующие знания об изменениях в
природе: каждый сезон имеет свою
продолжительность дня и ночи,
определенный характер погоды, температуру
воздуха, типичные осадки; особенности
явлений неживой природы
Задачи и содержание
знаний о природе, навыки и умения
детей расширяются и
Систематически
знакомить детей с природой начинают
впервой и второй младших группах.
В этом возрасте важно, чтобы у
детей шло накопление знаний, т.е.
конкретных представлений, об отдельных
объектах природы: о природном материале
и его свойствах. Им дают первые знания
об отличительных признаках
В
средней группе представления детей
о свойствах и качествах «
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы [16, с. 238].
Таким образом , программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей: причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины; последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов; временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной. Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
1.2 Наблюдение
как основной метод
Согласно определению С.Н. Николаевой, наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний -установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений [9, с. 164].
По
мнению Л.М. Маневцовой, для успешного
достижения поставленной цели воспитатель
продумывает и использует специальные
приемы, организующие активное восприятие
детей: задает вопросы, предлагает обследовать,
сравнивать объекты между собой,
устанавливать связи между
Л.К. Ладутько отмечает, что наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания [6, с. 75].
Е.И. Золтова отмечает, что воспитатели использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе [4, с. 59].
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с
9
небольшими группами (в 3-6 человек),
так и со всей группой
Осенью ежедневно организуются наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон: смотрят, как на улице появляются лужи [12, с. 78].