Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

- Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы современных технологий в образовании
1.1. Понятие технологии
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий
Глава II. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные технологии обучения
2.1. Технология постановки цели
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
2.4. Технология концентрированного обучения
Глава III. Современные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология педагогических мастерских
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г. Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г. Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»).
3.4. Технология эвристического обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СРМП №23.docx

— 135.08 Кб (Скачать)

     На  этой основе разрабатываются или  подбираются тесты (проверочные  работы) для проверки достижения запланированных  целей.

     Всё учебное содержание разбивается  на отдельные учебные единицы (у  других авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и  т. п.).

     Основная  их особенность в том, что они  закончены по смыслу (содержательная целостность) и невелики по объёму (3—6 уроков). Ученик должен постоянно держать  в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять на его достижение, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых  является само успешное продвижение  к намеченной цели.

     К каждой учебной единице разрабатываются  диагностические тесты и коррекционный  дидактический материал.

     Диагностические тесты служат только ориентировочной  основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Основное назначение текущих  тестов — выявление необходимости  коррекционной работы.

     Коррекционный дидактический материал применяется  при повторном объяснении после  анализа диагностических тестов и выяснения, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены  школьниками.

     Сюда  могут входить готовые опорные  конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, кадры диафильмов, фрагменты  видеофильмов, оборудование для индивидуальных экспериментов, и так далее вплоть до учебника (комментированное чтение). Эти материалы рассчитаны на такую  дополнительную проработку не усвоенного материала, которая отличается от первоначального  способа его изучения, даёт возможность  ученику подобрать подходящий для  него способ работы.

     Последовательность  шагов в обучении

     1.  Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено. Не секрет, что при традиционном обучении отметки ученика часто зависят не от фактических результатов обучения, а от того, в каком классе, в какой школе, у какого учителя он учится.

     2.  Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе упор обычно делается на следующих целях:

     класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших  результатов, но не большей его части, а всем учащимся;

     каждый  ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

     отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатом других учеников, а заранее определённым эталоном. Здесь нужно указать  эталон высшей (отличной отметки);

     каждый  ученик, достигший этого эталона, получает отметку «отлично»;

     число отличных отметок не ограничивается. Взаимопомощь учащихся друг другу увеличивает  возможность получить отличные отметки  всеми;

     каждый  ученик получит любую необходимую  помощь, поэтому, если он не может усвоить  материал одним способом, то ему  будут предоставлены другие альтернативные возможности;

     на  протяжении всего курса обучения каждый ученик получит серию «диагностических»  проверочных работ (тестов), предназначенных  для руководства его продвижением; результаты этих проверок не оцениваются  отметками. Сведения по результатам  этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить  их;

     в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому  ученику сразу же будет дана возможность  выбрать альтернативные учебные  процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или  ошибки;

     эти возможности выбора надо сразу же использовать, не позволяя ошибкам  или неясностям накапливаться и  затруднять последующую учебную  деятельность.

     Таким образом, уже на начальном этапе  работы прослеживается направленность всего учебного процесса на запланированный  конечный результат.

     3.  Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (в простом случае их последовательность соответствует изложению материала в выбранном учителем учебном пособии).

     4.  Изложение нового материала и его проработка учащимися происходит традиционно. Но вся учебная деятельность подчинена ориентирам, которые представляют собой конкретно, точно сформулированные учебные цели (их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»), результаты которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

     5.  После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим либо просто могут быть свободными — до начала следующей учебной единицы. Основное внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли «преодолеть барьер» полного усвоения материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность. Для этого выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По этой части учебного материала, которая не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причём способ изложения изменяется. При устранении частных затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2—3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу).

     6.  Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто всё ещё не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), то все формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к типу: «усвоил» — «не усвоил» («зачёт» — «не зачёт»). Однако это не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным (лаконичным) и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.

     Оценка  же в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных  работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько  учебных единиц.

     После проверки контрольных работ учитель  готовит для каждого ученика  обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным единицам). Для такой конкретизации применяется  уже составленная учителем таблица  спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные  цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению  к этим целям, например: «у» —  полное усвоение, «н/у» — неполное усвоение.

     Такие данные дают ученику возможность  самостоятельно ориентироваться в  полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как  при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и  в ходе дальнейшего обучения.

     Подробнее об этом в работе М. Кларина «Педагогическая  технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта». — М.: Знание, 1989 г. 

     2.3. Технология педагогического  процесса по С.  Д. Шевченко 

     Системообразующим компонентом созданной С. Д. Шевченко педагогической системы является технология педагогического процесса.

     Под термином «технология процесса»  автор понимает совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам.

     Особенности усвоения урочной  темы (из исследования Д. Г. Левитеса)

     1.  Все обязательные этапы процесса усвоения (восприятие, осмысление, закрепление, формулирование умений, применение на практике новых знаний и умений) «не вкладываются» в отдельный урок и «вложиться» никак не могут. Для того чтобы произошло усвоение, необходимо учебное время с середины одного урока до середины третьего.

     2. Восприятие нового учебного материала  — это первый этап учительско-ученической  деятельности по усвоению учебной  темы, на котором учащиеся впервые  знакомятся с содержанием учебной  темы.

     3.  Второй шаг — первое повторение. Определение усвоения материала (урочной темы). Коррекция восприятия.

     Автор технологии подчёркивает, что не стоит  обольщаться, что материал усвоен при  самых бойких ответах учащихся. Никогда  ни один материал не может быть усвоенным  на одном уроке. Процесс усвоения только начинается. Даже отличные ответы — это ещё не свидетельство  того, что новый материал ими понят.

     С. Д. Шевченко полагает, что без домашних заданий полного усвоения быть не может. С точки зрения С. Д. Шевченко, домашнее задание даёт ученику:

     ·  возможность трудиться без спешки,

     ·  никто его не оценивает (кроме себя самого),

     · можно выбрать оптимальный ритм работы,

     ·  самостоятельно спланировать ход работы,

     ·  привлечь все необходимые источники информации.

     Каким должно быть домашнее задание:

     ·  не тягостным, а привлекательным,

     ·  необычным,

     ·  посильным,

     · обязательно проверенным и оцененным,

     ·  включать логические задачи, так как именно таким способом можно руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,

     · свободным для выбора,

     · охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности, ценности).

     Особенность домашнего задания — проговор (про себя: дома, на улице, в транспорте и т. д.). Что это даёт:

     · перевод информации из кратковременной памяти в долговременную,

     ·  возможность осмысления учебного материала,

     · новое содержание подвергнется мыслительной обработке (анализ, сравнение, выделение главного).

     Важнейшая закономерность процесса усвоения —  активное запоминание. Поэтому проговаривать учебный материал следует с опорой на учебник: прочитать, потом мысленно проговорить содержание прочитанного, сопоставить с рассказом учителя. Шевченко отмечает, что при помощи проговора про себя создаётся имитация коллективной деятельности (учащийся сам себе доказывает, возражает и т. д.), что способствует прочному усвоению.

     Проговор  вслух — этот элемент усвоения начинается с момента начала урока. Проговоры проходят в парах сменного состава: «учитель-ученик». «Учитель»  тоже проговаривает учебный материал, но про себя (задавая вопросы, уточняя  и т. д.). Если возникает спор, то его  разрешают ученики-консультанты, которые  в данный момент не проговаривают, а  ходят от парты к парте —  консультируют.

     В конце проговора «учитель» выставляет оценку своему ученику в специальную  «Карточку учёта знаний».

     Отметка в данном случае является стимулирующим  фактором, но не оценивающим.

     Длительность  проговора 5 минут, но на каждом уроке.

     Фронтальное повторение. В процессе проговора учащимся может быть допущена ошибка. Она может быть исправлена в процессе фронтального проговора. Правильный ответ прозвучит обязательно. Длится этот этап 10—12 минут, он и завершает процесс усвоения урочной темы. «Звучат» вопросы не только по теме, но и по всему курсу.

Информация о работе Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии