Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.
В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования
1.1 Понятие кредитного процесса и факторы, влияющие на его организацию
1.2. Нормативно - правовая база кредитования в КБ
1.3. Основные этапы кредитного процесса
1.4. Анализ современного рынка кредитования в России и за рубежом. Основные тенденции.

Глава 2. Методические аспекты организации кредитного процесса.
2.1. Основные методики оценки кредитозаемщиков в российской и зарубежной практике.

Глава 3. Анализ Организации кредитного процесса в Сбербанке.

3.1. Характеристика объекта исследования.
3.2. Анализ особенностей организации кредитного процесса Сбербанка.
3.3. Анализ кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком.
3.4. Рекомендации по совершенствованию кредитного процесса Сбербанка.

Заключение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая банк дело.doc

— 1.67 Мб (Скачать)

Организация кредитного процесса в коммерческом банке.

План:

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования

1.1 Понятие кредитного процесса и факторы, влияющие на его организацию

1.2. Нормативно - правовая база кредитования в КБ

1.3. Основные этапы кредитного процесса

1.4. Анализ современного рынка кредитования в России и за рубежом. Основные тенденции.

 

Глава 2. Методические аспекты организации кредитного процесса.

  2.1. Основные методики оценки кредитозаемщиков в российской и зарубежной практике.

 

Глава 3. Анализ  Организации кредитного процесса в Сбербанке.

 

  3.1. Характеристика объекта исследования.

  3.2. Анализ особенностей организации кредитного процесса Сбербанка.

  3.3. Анализ кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком.

  3.4. Рекомендации по совершенствованию кредитного процесса Сбербанка.

 

Заключение…………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………..

Библиография………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.

В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.

В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка. Целью оптимизации кредитного процесса является обеспечение долгосрочного и устойчивого конкурентного преимущества, при этом банк должен опираться на современные достижения научной и технической мысли, применять инновационные подходы, методы стратегического анализа, развивать внутренние и внешние компетенции.

Необходимость оптимизации кредитного процесса современных российских банков связана с изменениями правового пространства, социальными изменениями клиентской базы, формированием нового информационного поля, усилением конкуренции со стороны зарубежных банков, появлением на рынке кредитных услуг новых финансовых инструментов и технологий. Все это требует пристального внимания банковских менеджеров к выработке основных направлений оптимизации кредитного процесса в коммерческих банках.

Активные интеграционные процессы, происходящие в российском банковском сообществе требуют комплексного подхода к проблемам оптимизации кредитного процесса банка. Особая важность проблемы совершенствования кредитного процесса в деятельности российских банков подчеркнута и в разработанном совместно с Правительством РФ документе "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года». Между тем, Владимир Путин сообщил, что объем российских банковских активов к концу 2015 года должен составить порядка 90% ВВП России, суммарный капитал банков должен вырасти до 15% ВВП. «В стратегии развития банковского сектора обозначены весьма серьезные ориентиры. Так, планируется, что к концу 2015 года объем российских банковских активов должен составлять порядка 90% ВВП страны», - сказал он. Путин отметил, что по состоянию на 1 января 2011 года объем российских банковских активов оценивался в 74,5% ВВП, капитал банков - 10,4% ВВП. Объем кредитного портфеля предприятиям реального сектора и физическим лицам по итогам 2015 года должен увеличиться до 55-60% ВВП, тогда как на 1 января 2011 года он составлял 41% ВВП. Путин подчеркнул, что главный акцент должен быть сделан на качественный рост банковского сектора, на повышение его устойчивости и расширение ресурсной базы. Кроме того, России необходим банковский бизнес с высоким уровнем конкуренции и капитализации. По мнению Путина, необходимо стимулировать российские банки к активному участию в модернизации реального сектора экономики, создать благоприятные условия для притока кредитов в сферу инноваций и высоких технологий. «Нам нужны эффективные и доступные банковские инструменты и услуги, ориентированные на граждан», - отметил Путин, пояснив, что речь идет о доступной ипотеке, потребительском кредитовании и образовательных кредитах.

    Таким образом, объективная необходимость углубленных исследований в области организации кредитного процесса банка, а также комплексная разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты организации кредитного процесса банка, является важной и актуальной проблемой современной банковской системы России.

Цель и задачи курсовой работы. Целью курсовой работы стало формирование комплексного подхода к организации кредитного процесса банка и на его основе разработка рекомендаций по оптимизации процесса кредитования в российских коммерческих банках.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- исследовать  и раскрыть с научных позиций  содержание организации кредитного  процесса коммерческого банка;

- выявить факторы, влияющие на организационное устройство процесса кредитования в банке;

- разработать  методологические аспекты совершенствования  кредитной политики коммерческого  банка;

Предметом курсовой работы является совокупность экономических отношений, складывающихся в рамках организационного устройства кредитного процесса коммерческого банка.

Объект исследования. Объектом исследования выступает действующая практика организации Сбербанком процесса кредитования.

Теоретическую и методологическую основу курсовой составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по теории кредита и кредитной деятельности, по проблема организационного устройства кредитного процесса и его оптимизации, фундаментальные и прикладные исследования по вопросам управления кредитным процессом и оценке риска невозврата банковских ссуд, а также работы специалистов, занимающихся вопросами реинжиниринга банковских бизнес-процессов и развития кредитного менеджмента в российских коммерческих банках.

Широко использовались федеральные законодательные акты, нормативный и инструктивный материал Банка России, иные нормативные документы, опубликованные в периодической и специальной литературе.

Методологической основой исследования послужил диалектический подход, раскрывающий возможности изучения вопросов стратегического развития и модернизации кредитной деятельности коммерческого банка в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнения, анализа и синтеза, статистического и графического анализа.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы по статистике, данные Банка России, отчетность кредитных организаций России, информационные материалы научно-практических конференций и семинаров, материалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати ("Деньги и кредит", "Банковские услуги", "Банковское дело", "Коммерсантъ", "Деньги", "Аналитический банковский журнал", "Вопросы экономики", "Финансы и кредит", "Бизнес и банки", региональная пресса), размещенные в сети Интернет, а также собственные расчеты автора.

 

Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования

 

1.1 Понятие кредитного процесса и факторы, влияющие на его организацию.

В научной и учебной литературе, природа кредита подчас трактуется неоднозначно. Поэтому необходимо для начала выяснить основные моменты, связанные с данным понятием.

Кредит в переводе с латинского - слово kreditum означает дом, ссуда, доверие.

Кредит обслуживает движение капитала. Благодаря ему средства, временно высвобождаемые в ходе работы предприятий, исполнения государственного бюджета, а также сбережения граждан направляются в сферы деятельности с недостатком ресурсов. То есть кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный.

Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в ссуду на условиях возвратности и платы за пользование.1

При помощи кредита временно свободные денежные средства предприятий, населения и государства аккумулируются в банковской системе, вовлекаются в денежный оборот, превращаясь в ссудный капитал, который, в свою очередь, передается за плату во временное пользование субъектам, испытывающим их временный недостаток. Капитал физически, в виде средств производства не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала.

При кредите деньги выступают средством платежа. Следовательно, кредит - это особая форма движения денег.

В кредите находят выражение производственные отношения между хозяйствующими субъектами по поводу передачи стоимости во временное пользование на условиях возвратности. Слово "kreditum" переводится с лат. еще и как "верую", "доверяю".

Кредит - это форма экономических отношений, связанных с возвратным предоставлением ресурсов и погашением возникающих в связи с этим обязательств. В широком смысле слова кредит - это сделка, договор между юридическими и/или физическими лицами о займе или ссуде.

Таким образом, кредитные отношения состоят из трех элементов – кредитора, заемщика и ссуженной стоимости.

Кредитор - сторона кредитных отношений, предоставляющая ссуду.

Заемщик - сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду.

Кредитор и заемщик находятся по разные стороны кредитной сделки, но при этом имеют одинаковую цель - получение прибыли.

Ссуженная стоимость - нереализованная часть стоимости, которая, вступая в кредитные отношения, обладает особой добавочной потребительной стоимостью.

Структура кредита предполагает единство его элементов - это всегда движение ссуженной стоимости.

Таким образом, сущность кредита можно определить как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику для использования на началах возвратности и в интересах общественных потребностей.

Изучая особенности и тонкости организации кредитного процесса в коммерческом банке, принципиальным моментом является определение кредита как банковского продукта (результата деятельности сотрудников банка).

Широко распространено мнение, суть которого в том, что банки, занимаясь кредитованием, торгуют денежными ресурсами. Это мнение недостаточно корректное и должно быть уточнено в отношении того, чем именно торгуют банки на рынке кредитования.

Банк как коммерческая организация может и должен продавать результат, продукт собственной деятельности. Но что выступает в качестве такого продукта в сфере кредитования? Можно было бы считать, что банк предлагает к продаже деньги, частично свои, а в основном привлеченные (рассматривая само состоявшееся привлечение как результат непростой деятельности работников банков).

На самом деле это поверхностное представление, поскольку банк и привлекает, и выдает деньги в кредит только на время, что лишает весь процесс стандартного торгового содержания.

Отсюда первое уточнение: речь должна идти о продаже не денег, а права временного ими пользования. Такое право, торгуемое банком, можно считать результатом деятельности банка, предшествующей выдаче кредита.

Однако остается без ответа вопрос о том, имеется ли продукт собственно кредитной деятельности банка и если да, то каков он. Чтобы разобраться с данным вопросом, необходимо вспомнить, что вообще понимается под результатом или продуктом деятельности банка.2

Банковский продукт - это некая более или менее оригинальная банковская технология, придуманная и используемая в данном банке, т.е. определенное умение его сотрудников, которым другие банки могут владеть, а могут и не владеть.

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке