Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.
В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования
1.1 Понятие кредитного процесса и факторы, влияющие на его организацию
1.2. Нормативно - правовая база кредитования в КБ
1.3. Основные этапы кредитного процесса
1.4. Анализ современного рынка кредитования в России и за рубежом. Основные тенденции.
Глава 2. Методические аспекты организации кредитного процесса.
2.1. Основные методики оценки кредитозаемщиков в российской и зарубежной практике.
Глава 3. Анализ Организации кредитного процесса в Сбербанке.
3.1. Характеристика объекта исследования.
3.2. Анализ особенностей организации кредитного процесса Сбербанка.
3.3. Анализ кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком.
3.4. Рекомендации по совершенствованию кредитного процесса Сбербанка.
Заключение………………………………………………………………………
Внешние источники информации (рейтинговые агенства Standard&Poor's, Moody's и др.) оказывают серьезное влияние на методику оценки рисков.
Данные
государственных органов
Рассматривая влияние иностранного опыта в области организации кредитного процесса, необходимо исходить из того, что иностранные банки, приходя на российский рынок, приносят с собой и свои технологии, в том числе в области организации кредитного процесса. Также технологии перемещаются и неофициально, через переход сотрудников из иностранных банков в другие иностранные/российские банки.
При
рассмотрении влияния на
В
стратегии развития
Такой
подход требует модернизации
кредитного процесса и
Многообразие,
взаимозависимость и
Проведенный
анализ показывает
1.2. Нормативно - правовая база кредитования
в коммерческом банке.
Основными нормативно - правовыми актами
в области кредитования в Российской Федерации
являются:
Гражданский кодекс РФ (федеральный закон
№ 51-ФЗ от 30.11.1994)
ЧАСТЬ 1. В статьях 60 и 64 определены права
кредиторов юридического лица при его
реорганизации; очередность удовлетворения
требований кредиторов при его ликвидации
в т.ч. при ликвидации банков или других
кредитных учреждений.
Подраздел 1 общей части обязательного
права определяет общие положения об обязательствах.
Статья 307 определяет понятие обязательства.
Такие главы этого подраздела как 21,22,23,25,26
определяют: стороны обязательства, исполнение
обязательства, обеспечение исполнения
обязательства, ответственность за нарушение
обязательств и прекращение обязательств.
Подраздел 2 общей части обязательного
права определяет общие положения о договоре.
Так, главы 27,28 и 29 определяют условия договора,
форму и момент заключения договора, изменение
и расторжение договора.
Статья 334 разъясняет принципы залога.
Согласно статье 336 предметом залога может
быть всякое имущество, в том числе вещи
и имущественные права (требования), за
исключением имущества, изъятого из оборота,
требований, неразрывно связанных с личностью
кредитора, уступка которых другому лицу
запрещена законом.
ЧАСТЬ 2. Главой 42 даны понятия «заем»
и «кредит».
По договору займа одна сторона (займодавец)
передает в собственность другой стороне
(заемщику) деньги или другие вещи, определенные
родовыми признаками, а заемщик обязуется
возвратить займодавцу такую же сумму
денег (сумму займа) или равное количество
других полученных им вещей того же рода
и качества.
Договор займа считается заключенным
с момента передачи денег или других вещей.
Определена форма договора займа. Договор
должен быть заключен в письменной форме,
если его сумма превышает не менее чем
в десять раз установленный законом минимальный
размер оплаты труда, а в случае, когда
займодавец является юридическое лицо,
- независимо от суммы.
В подтверждение договора займа и его
условий может быть представлена расписка
заемщика или иной документ, удостоверяющие
передачу ему займодавцем определенной
денежной суммы или определенного количества
вещей.
Параграф 2. Кредит, статья 819 – Кредитный
договор.
По кредитному договору, банк, или иная
кредитная организация, (кредитор) обязуются
предоставить денежные средства (кредит)
заемщику в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить
полученную денежную сумму и уплатить
проценты на нее.
Определена форма кредитного договора.
Кредитный договор должен быть заключен
в письменной форме. Оговорены причины
отказа от предоставления или получения
кредита:
1.Кредитор вправе отказаться от предоставления
заемщику предусмотренного кредитным
оговором кредита полностью или частично
при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих
о том, что предоставленная заемщику сумма
не будет возвращена в срок.
2.Заемщик вправе отказаться от получения
кредита полностью или частично, уведомив
об этом кредитора до установленного договором
срока его предоставления, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми
актами или кредитным договором.
3.В случае нарушения заемщиком предусмотренной
кредитным договором обязанности целевого
использования кредита кредитор вправе
также отказаться от дальнейшего кредитования
заемщика по договору.
Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности» №395-1 от 02.12.1990 г. с измнениями
В статье 1 даны понятия кредитной организации,
банка и небанковской кредитной организации.
Банк – кредитная организация, которая
имеет исключительное право осуществлять
в совокупности следующие банковские
операции: привлечение во вклады денежных
средств физических и юридических лиц,
размещение указанных средств от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности,
платности, срочности, открытие и ведение
банковских счетов физических и юридических
лиц.
В статье 5 приведен список банковских
операций и прочих сделок кредитных организаций.
Статья 29 регламентирует порядок установления
и изменения процентных ставок по кредитам,
вкладам и комиссионному вознаграждению
по операциям кредитной организации.
Статья 33 регламентирует обеспечение
возвратности кредитов. А именно: кредиты,
предоставляемые банком, могут обеспечиваться
залогом недвижимого и движимого имущества,
в том числе государственных и иных ценных
бумаг, банковскими гарантиями и иными
способами, предусмотренными федеральными
законами или договором. При нарушении
заемщиком обязательств по договору банк
праве досрочно взыскивать предоставленные
кредиты и начисленные по ним проценты,
а так же обращать взыскания на заложенное
имущество.
Кредитная организация обязана предпринимать
все предусмотренные законодательством
меры для взыскания задолженности.
Положение ЦБ «О порядке предоставления
(размещения) кредитными организациями
денежных средств и их возврата (погашения)»
№ 54-П от 31.01.1998 с изменениями
Под размещением (предоставлением) банком
денежных средств понимается заключение
между банком и клиентом банка договора,
составленного с учетом требований Гражданского
кодекса Российской Федерации. Параграф
2 определяет порядок и способы предоставления
(размещения) денежных средств клиентам
банка. Параграф 3 устанавливает возврат
заемщиком денежных средств и уплату процентов.
Задолженность по предоставленным (размещенным)
денежным средствам, безнадежная и (или)
признанная нереальной для взыскания
в установленном Банком России порядке
списывается с баланса банка – кредитора
за счет созданного резерва на возможные
потери по ссудам, а при его недостатке
относится на убытки отчетного года. Возмещение
полученного в отчетном году убытка осуществляется в порядке,
установленном Банком России.
Списание непогашенной задолженности
по предоставленным (размещенным) денежным
средствам, включая проценты, с баланса
банка – кредитора не является ее аннулированием,
она отражается за балансом в течение
не менее пяти лет с момента ее списания
в целях наблюдения за возможностью ее
взыскания.
Инструкция Центрального Банка РФ №
110-И «Об обязательных нормативах банков»
от 16.01.2004
Инструкция устанавливает числовые значения
и методику расчета следующих обязательных
нормативов банков:
- максимального размера риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков
(Н6);
- максимального размера крупных кредитных
рисков (Н7);
- максимального размера кредитов, банковских
гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникам (акционерам)
(Н9.1);
- совокупной величины риска по инсайдерам
банка (Н10.1);
Норматив максимального размера риска
на одного заемщика или группу связанных
заемщиков (Н6) регулирует (ограничивает)
определяет максимальное отношение совокупной
суммы кредитных требований банка к заемщику
или группе связанных заемщиков к собственным
средствам (капиталу) банка. Максимально
допустимое числовое значение норматива
Н6 – 25%.
Норматив максимального размера крупных
кредитных рисков (Н7) определяет максимальное
отношение совокупной величины крупных
кредитных рисков и размера собственных
средств банка. Максимально допустимое
числовое значение норматива Н7 – 800%.
Норматив максимального размера кредитов,
банковских гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам
(акционерам) (Н9.1) определяет максимальное
отношение размера кредитов, банковских
гарантий и поручительств, предоставленных
банком своим участникам (акционерам)
к собственным средствам (капиталу) банка.
Рассчитывается в отношении участников
(акционеров), которые имеют право распоряжаться
5 и более процентами долей (голосующих
акций) банка. Максимально допустимое
значение Н9.1 – 50%.
Норматив совокупной величины риска
по инсайдерам банка (Н10.1) регулирует (ограничивает)
определяет максимальное отношение совокупной
суммы кредитных требований к инсайдерам,
к собственным средствам (капиталу) банка.
Максимально допустимое значение норматива
Н10.1 – 3%.
Банки ежемесячно по состоянию на первое
число каждого месяца представляют в территориальные
учреждения Банка России, осуществляющие
надзор за их деятельностью, сведения
о расчете обязательных нормативов и их
значениях.
Положение Центрального Банка РФ «О порядке
формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери по ссудам,
по ссудной и приравненной к ней задолженности»
№254-П от 26.03.2004
Это один из основных нормативных актов
по управлению кредитными рисками банка.
Согласно пункту 1.3 резерв формируется
кредитной организацией при обесценении
ссуды, то есть при потере ссудой стоимости
вследствие неисполнения либо ненадлежащего
исполнения заемщиком обязательств по
ссуде перед кредитной организацией в
соответствии с условиями договора либо
существования реальной угрозы такого
неисполнения – т.е. кредитного риска
по ссуде. Пункт 1.4 определяет величину
потери ссудой стоимости как разность
между остатком задолженности по ссуде
и ее справедливой стоимостью на момент
оценки. Оценка ссуды осуществляется на
постоянной основе, начиная с момента
выдачи ссуды.
Резерв формируется по конкретной ссуде
либо по портфелю однородных ссуд (пункт
1.5). А в целях определения размера расчетного
резерва ссуды классифицируются (за исключением
ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти
категорий качества:
I (высшая) категория качества – стандартные
ссуды;
II категория – нестандартные;
IIIкатегория – сомнительные ссуды;
IV категория – проблемные;
V (низшая) категория – безнадежные.
Глава 3 определяет оценку кредитного
риска по выданной ссуде.
Профессиональное суждение выносится
с учетом его финансового
положения и качества обслуживания заемщиком
долга по ссуде.
Финансовое положение заемщика может быть оценено как хорошее; не лучше,
чем среднее; плохое. В зависимости от
качества обслуживания заемщиком долга
ссуды относятся в одну из трех категорий:
хорошее, среднее и неудовлетворительное.
Определение категории качества осуществляется
на основе комбинации двух классификационных
критериев (финансовое положение заемщика
и качество обслуживания им долга) в соответствии
с таблицей 1 данного положения. А размер
расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды
в соответствии с таблицей 2 данного положения для стандартных ссуд = 0%, для нестандартных
ссуд = от 1 до 20 %, для сомнительных ссуд
– от 21 до 50 %, для проблемных ссуд –от
51 до 100 % и для безнадежных -100 %.
Глава 6 регламентирует формирование
резерва с учетом обеспечения по ссуде.
Здесь перечислены возможные варианты обеспечения и схема
разделения обеспечения на 2 категории
его качества. Приведена формула расчета
минимального размера резерва.
Регламент предоставления кредитов юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям
Сбербанком России и его филиалами (редакция
5) №285-5-р от 30.06.2006 года.
Настоящий Регламент является основным
нормативным документом Сбербанка России
по кредитованию резидентов Российской
Федерации - юридических лиц, а также индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих свою
деятельность без образования юридического
лица (далее – индивидуальных предпринимателей).
Регламент определяет общий порядок
кредитования.
Особенности предоставления отдельных
видов кредитов и проведения отдельных
операций в части анализа документов заемщика,
оформления кредитной документации, объектов,
условий и сроков кредитования (краткосрочное
кредитование, финансирование инвестиционных
и строительных проектов, овердрафтное
кредитование, предоставление гарантий,
кредитование предприятий - недропользователей
при покупке у них драгоценных металлов,
предоставление займов в драгоценных
металлах, кредитование экспортно-импортных
операций с использованием аккредитивной
формы расчетов, кредитование субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, кредитование предприятий
в сфере военно-технического сотрудничества,
межбанковское кредитование под обеспечение,
кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей
под залог будущего урожая, кредитование
торговых сетей, кредитование субъектов
малого предпринимательства и другие),
в том числе в рамках программ с участием
иностранных банков, устанавливаются
дополнительно нормативными документами
Сбербанка России.
1.4. Основные этапы кредитного процесса.
Кредитным процессом (процессом кредитования) называется процесс предоставления банковской ссуды.
Лаврушин О.И. выделяет следующие этапы кредитования: подготовительный, этап выдачи и оформления кредита, этап использования кредита.
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. До этого момента и вслед за ним идет работа, выполняемая банком-кредитором и клиентом-заемщиком.
Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента.
Следующий этап — рассмотрение конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. В российских коммерческих банках решение данной задачи возлагается на кредитный отдел (управление).
Распространенная форма работы на предварительной стадии — принятие решений о кредитовании клиентов в пределах определенной компетенции работников банка, когда проект рассматривает и решает вопрос о возможности его кредитования работник, которому такое право предоставлено руководством банка. Данный опыт начинают использовать и российские коммерческие банки.
Вслед за подготовительным этапом наступает этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят досье на клиента-заемщика (кредитное дело).
На этапе использования кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.7
Кроливецкая Л.П. выделяет пять этапов кредитного процесса: начальный этап (разработка кредитной политики), на втором и третьем этапах организации кредитного процесса работа сотрудников банка сопряжена с изучением и глубоким анализом определенного рода документации ,которая предоставляется потенциальным заемщиком банку для решения им вопроса о выдаче ссуды, четвертый этап – подписание кредитного договора и выдача кредита, пятый этап – кредитный мониторинг, которы й включает в себя постоянный банковский контроль в ходе использования кредита: качества кредита, соблюдение условий кредитного договора, состояние обеспечения кредита.8
Этап 1. Рассмотрение банком заявки на
кредит (кредитной заявки, заявления-ходатайства).9
В заявке содержатся главные параметры
кредитной операции: цель и сумма запрашиваемой
ссуды, срок и порядок погашения ссуды,
виды обеспечения, приемлемая для клиента
процентная ставка. К кредитной заявке
должен быть приложен пакет необходимых
документов, служащих обоснованием заявления
о кредите и содержащих основные сведения
о потенциальном заемщике, объясняющих
причины обращения в банк. В состав пакета
сопроводительных документов входят:
баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет
о движении кассовых поступлений, прогноз
финансирования, налоговые декларации,
бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному
работнику, который проводит беседу с
руководством предприятия. Он должен точно
определить уровень руководства и порядок
ведения дел, обговорить тонкости выполнения
обязательств.
В заявлении на получение кредита (кредитной заявке) необходимо указать: сумму кредита; направление его использования; срок; вид обеспечения; предполагаемый процент, который может уплатить клиент, его реквизиты.
К Учредительным документам относятся нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации, а также нотариально заверенная карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия. Бухгалтерская отчетность должна быть заверена налоговой инспекцией и представлена по состоянию не менее чем на четыре последние отчетные даты с расшифровками следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам). В случае если деятельность предприятия по законодательству Российской Федерации подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, необходимо также предоставить заключение аудиторской проверки за последний отчетный год.
Кроме перечисленных выше показателей заемщик представляет технико-экономическое обоснование, или бизнес-план использования и возврата кредита. Этот документ должен включать расчет возможности возврата кредита и процентов исходя из следующих критериев: сроков поставки и реализации товара; расходов на приобретение и реализацию товара; таможенных пошлин; накладных расходов; расходов по страхованию товара; расходов по охране; налогов, акцизов и т.д.
Заемщик также предъявляет копию оригинала договора (сверенную банком с оригиналом), под исполнение которого берется кредит со всеми спецификациями и приложениями; копию лицензии, если она необходима, для проведения операции, под которую опрашивается кредит; копии договоров контрагентов (сверенных с оригиналом), готовых приобрести поставляемый товар.
Не менее важными являются документы, подтверждающие обеспечение кредита. Они могут включать экспертное заключение об оценке обеспечения кредита, гарантийное письмо, договор поручительства, договор залога, договор страхования.
Требуются также финансовые документы, подтверждающие платежеспособность гаранта, страховщика и поручителя.
Банк проводит анализ представленных заемщиком документов и данных об объекте кредитования. Все документы проверяются на предмет их подлинности. Необходимо сверить подписи и печати на всех документах на их соответствие карточке образцов подписей. При проверке нотариально заверенных документов в случае необходимости проверяется наличие лицензии у нотариуса, заверявшего данные документы. Копии договоров заемщика и его контрагентами сверяются с оригиналами. В случае если деятельность, которой занимается заемщик, подлежит лицензированию, проверяется наличие лицензии, в случае необходимости в орган, выдавший лицензию, делается запрос о выдаче данной лицензии.9
На основании анализа заявки и пакета документов банк должен получить ясное представление о юридическом статусе и правомочности клиента, его финансовом положении, цели и назначении ссуды, возможности ее исполнения в срок, источниках погашения ссуды, способах обеспечения, наличии долгов перед другими кредиторами.
Если в ходе предварительного изучения заявки и пакета документов банк не исключает возможности положительного решения вопроса о выдаче кредита, он проводит собеседование с потенциальным заемщиком. Собеседование, с одной стороны, позволяет банку получить личное представление о характере клиента, его искренности, порядочности, профессионализме, с другой стороны, дает возможность клиенту лично обосновать необходимость кредита.
Этап2. Оценка кредитоспособности заемщика.
Проверяется способность заемщика погасить
ссуду и проценты по ней в соответствии
с кредитным договором. На этом этапе проводится
также анализ обеспечения кредита.
Границы анализа и изучения кредитоспособности зависят от размера и срока ссуды, результатов прошлой деятельности предприятия, его взаимоотношений с банком в прошлом. Источниками информации при изучении кредитоспособности клиента являются собеседование с заявителем на ссуду, собственная база данных, внешние источники, инспекция на месте, анализ финансовых отчетов.
На основе собеседования с заявителем банк выясняет причины обращения за ссудой, определяет, отвечает ли заявка на кредит требованиям банка, вытекающим из его ссудной политики. На основе беседы банк может получить информацию о честности и возможностях подателя заявки, о том, потребуется ли обеспечение кредита, об истории и росте предприятия, конкурентных позициях, планах на будущее и т.д.
В некоторых случаях банк может запросить у заявителя дополнительную информацию, оформленную документально, для принятия решения о выдаче ссуды. Банк может почерпнуть необходимую информацию о кредитоспособности клиента из картотеки на всех вкладчиков и заемщиков, если такая картотека ведется в банке, а также использовать информацию, накапливаемую учреждением банка в паспортах хозорганов, группируемую с помощью вычислительной техники, получаемую из официальных источников.
Информация о кредитоспособности клиента может при желании банка быть проверена по каналам внешних источников информации. В отечественной практике организации кредитования такого высокоорганизованного и качественного источника внешней информации о кредитоспособности предприятия пока нет. Однако при заинтересованности банка в подтверждении достоверности отдельных моментов кредитоспособности заемщика банк может получить внешнюю информацию от других банков, куда ранее обращался заемщик, а также от его поставщиков, покупателей, налоговой инспекции.
В мировой и отечественной практике используются три основных способа оценки кредитоспособности.10
Первый способ — оценка кредитоспособности на основе финансовых коэффициентов. Чаще всего для оценки финансово-хозяйственной деятельности заемщика применяются такие коэффициенты, как коэффициенты ликвидности (определяются как отношение текущих или ликвидных активов к текущим пассивам); коэффициенты оборачиваемости (запасов, дебиторской задолженности, основных средств, активов); коэффициенты, характеризующие степень зависимости заемщика от привлеченных средств (коэффициент финансового левериджа определяется как соотношение долговых обязательств с собственным капиталом, с акционерным капиталом, активами); коэффициенты прибыльности (определяются как отношение прибыли к выручке от реализации, активам или собственному капиталу); коэффициенты обслуживания долга (покрытия процента и покрытия фиксированных платежей).
Второй способ оценки кредитоспособности — анализ денежных потоков. Суть данного метода — в сопоставлении денежных притоков (прибыли, амортизации и др.) и оттоков (выплаты налогов, дивидендов и др.)- Для анализа денежного потока берутся данные за несколько периодов, что позволяет выявить тенденцию в их изменении. Постоянный чистый денежный приток заемщика свидетельствует о его финансовой устойчивости, а кратковременный — о более низком уровне кредитоспособности. Если заемщик имеет систематически чистый денежный отток, можно говорить о его некредитоспособности. Результаты сопоставления денежных притоков и оттоков следует экстраполировать на период действия срока ссуды. Данный метод только начинает получать распространение в российских банках.
Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке