Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Стабильность и эффективность работы современного коммерческого банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.
В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования
1.1 Понятие кредитного процесса и факторы, влияющие на его организацию
1.2. Нормативно - правовая база кредитования в КБ
1.3. Основные этапы кредитного процесса
1.4. Анализ современного рынка кредитования в России и за рубежом. Основные тенденции.
Глава 2. Методические аспекты организации кредитного процесса.
2.1. Основные методики оценки кредитозаемщиков в российской и зарубежной практике.
Глава 3. Анализ Организации кредитного процесса в Сбербанке.
3.1. Характеристика объекта исследования.
3.2. Анализ особенностей организации кредитного процесса Сбербанка.
3.3. Анализ кредитных продуктов, предоставляемых Сбербанком.
3.4. Рекомендации по совершенствованию кредитного процесса Сбербанка.
Заключение………………………………………………………………………
То есть банковские продукты всегда в чем-то отличны, уникальны, поскольку создаются разными людьми и рассчитаны, как правило, на неповторимые потребности, возможности и запросы самых разных клиентов.
Всё вышеперечисленное о производительном и творческом характере банковской деятельности больше всего, пожалуй, относится именно к кредитной деятельности.
Почти в каждом случае кредитования банки создают более или менее различающиеся технологии кредитования, устраивающие конкретных заемщиков. Именно эти технологии и есть тот главный товар, который банки продают как участники кредитного рынка.
Таким образом, кредит необходимо понимать и как определенную денежную сумму, выделяемую банком на известную цель, и как определенную технологию удовлетворения заявленной заемщиком финансовой потребности, но необходимо также различать указанную технологию и результаты ее применения.
В качестве цены за пользование банковскими кредитами выступает ссудный процент, определяемый на взаимовыгодной основе между субъектами кредитных отношений и фиксируемый в кредитном договоре.
Тогда можно утверждать, что кредит как продукт деятельности банка представляет собой:
-во-первых,
сумму денег, предоставляемую банком
заемщику и удовлетворяющую
-во-вторых, кредитный продукт более глубокого уровня, а именно конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать кредитную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и документально оформленный комплекс взаимосвязанных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия подразделений банка (связанных с кредитным процессом), единую и завершенную технологию кредитного обслуживания клиента.
Все это говорит об исключительной важности налаживания четких и эффективных механизмов кредитного процесса.
В современных условиях для стабильного развития и конкурентного преимущества банков необходим переход на новый уровень развития и постоянного совершенствования. Четкая стратегия, регламентированность и адаптивность кредитного процесса в коммерческих банках, продуманная структура и эффективная взаимосвязанная система менеджмента банка в целом – главные условия , которые позволят банкам удержать лидирующие позиции на рынке в ближайшие годы.
Разработка и внедрение в банковскую практику современных методов преобразований в области организации системы кредитования позволят:
Повысить качество кредитных операций при одновременном уменьшении временных затрат на их проведение;
увеличить продажи банковских продуктов и услуг, усилить конкурентные преимущества;
сократить расходы на проведение кредитных операций и, как следствие, повысить рентабельность деятельности банка;
четко распределить ответственность в рамках кредитного процесса;
снизить уровень операционных рисков и др.
Обсуждение в экономической литературе вопросов описания, оценки и совершенствования кредитного процесса не в полной мере учитывает анализ его системообразующих элементов.3
Объектом анализа и модернизации в банках должна стать организация кредитного процесса, которая представляет собой систему управления процессами в области кредитования, направленную на удовлетворение потребностей банка и его контрагентов (предприятий, коммерческих банков, других заинтересованных сторон).
Организация кредитного процесса включает следующие элементы:
непосредственное осуществление кредитных операций – кредитование отдельных заемщиков, т.е. взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п.;
принятие решений о предоставлении ссуды/отказе от выдачи ссуды, изменение условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности;
управление кредитными рисками и кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов.
Одним из важных элементов организации кредитного процесса является административно-управленческий аспект, т.е. управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции и управление кредитным портфелем, а также деятельностью, являющейся обеспечивающей по отношению к персоналу кредитного подразделения банка.
Необходимым элементом является также разработка нормативных документов, обеспечивающих системный подход при проведении кредитной политики банка, а именно:
разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих содержание и порядок выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе;
разработка нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия структурных подразделений банка в рамках кредитного процесса;
разработка нормативных
К важным составляющим элемента процесса, обеспечивающим его новый качественный уровень, можно отнести сбор информации и оценку эффективности кредитного процесса; доработку элементов кредитного процесса.
Правильная организация кредитного процесса и его модернизация невозможны без понимания механизма влияния внутренних и внешних факторов на кредитный процесс. Попытаемся определить эти факторы, систематизировать их, а также рассмотреть механизм их влияния.
При рассмотрении факторов, определяющих организацию кредитного процесса, выделим следующие внутренние по отношению к банку факторы.
Масштаб деятельности банка. Механизм его влияния на организацию кредитного процесса следующий.
- Крупные
масштабы деятельности требуют
четкой и прозрачной системы
поступления информации для
- Небольшой банк обычно присутствует в каком-либо одном регионе, крупный же может обладать широкой филиальной сетью. Соответственно, при организации кредитного процесса необходимо учитывать эти особенности, должны быть прописаны организационные особенности кредитования в филиалах, установлены лимиты кредитования по регионам присутствия и т.д.4
- Определяет
количественные и качественные
характеристики клиентов и
- Масштабы
деятельности также оказывают
влияние на организацию
- Крупный
банк в отличие от небольшого
обладает большими ресурсами
на модернизацию кредитного
- Большие размеры банка , во-первых, позволяют дешевле привлекать ресурсы на рынке, во-вторых, деньги физических лиц в большинстве случаев находятся в крупных банках.
- Масштабы
деятельности определяют
Структура ресурсного наполнения банка. Указанный фактор оказывает влияние на:
- определение
формы привлечения средств для
кредитного процесса и уровень
рентабельности кредитных
-
характеристики предлагаемых
-
формирование стратегии и
Данный фактор накладывает ограничения на группу клиентов, которым банк был бы привлекателен, поскольку стоимость ресурсов определяет нижние границы стоимости продуктов для клиентов.
Такие факторы, как направления работы и уровень специализации банка, оказывают влияние на формирование стратегии и тактики в области кредитования и во многом определяют:
-требования к квалификации сотрудников;
-перечень кредитных продуктов;
-перечень потенциальных клиентов;
-структуру
ресурсного наполнения, так как
специализация предполагает, в том
числе, понимание, на какие сроки
и в каких размерах
Механизм влияния на организацию кредитного процесса других внутренних факторов отражен в Таблице 1.
Таблица 1.
Название фактора |
Механизм влияния на организацию кредитного процесса |
Виды кредитных продуктов, выпускаемых банком |
- определяет: структуру
кредитного процесса – - требования квалификации работников - систему оценки рисков - структуру клиентов - перечень структурных подразделений банка, задействованных в кредитном процессе - структуру ресурсного наполнения банка - оказывают
влияние на формирование |
Период функционирования банка |
- определяет
практически все элементы - длительный период деятельности |
Организационная структура банка |
- организационная
структура существенно влияет
на организационный порядок - оказывает
существенное влияние на - четко выстроенная
организационная структура |
Кредитные риски, их концентрация в кредитном портфеле банка и действующая система риск-менеджмента |
- определяет
кредитную политику банка на
соответствующий год, делит кредитный
процесс на зоны риска, определяет
запретные области - изменения
в структуре рисков вызывают
необходимость внесения - кредитные
риски, а точнее, созданные резервы
в случае реализации риска
оказывают влияние на |
Действующий порядок организации кредитного процесса |
- если предлагаемая структура организации кредитного процесса значительно отличается от предлагаемой в рамках программы модернизации , то сложности могут возникнуть в связи с частой неприспособленностью людей к переменам - определяет
порядок взаимодействия - определяет время на проведение операций в рамках кредитного процесса - состояние
действующей системы |
Существующая стратегия и тактика в области кредитования |
- кредитная политика определяет: виды кредитных продуктов, специализацию по отраслям и размеру клиентов, территориальное присутствие банка - методика проведения кредитных операций (организационная часть, не касающаяся оценки клиентов и сделок) определяет: перечень вовлеченных в кредитный процесс подразделений, порядок их взаимодействия (в том числе временные рамки, а также производимый ими информационный продукт), должностные инструкции сотрудников, организационную структуру банка |
Полнота и достоверность информации, касающейся деятельности банка и его клиентов и используемой для выбора вариантов управленческих решений |
- определяет: скорость прохождения кредитных заявок - возможность
привлечения ресурсов на - подходы к оценке рисков в рамках кредитного процесса |
Организационная структура |
- влияет на
качество и скорость - определяет
готовность персонала к |
Компетентность, профессиональный уровень и ответственность сотрудников банка |
- влияет на
взаимоотношения с клиентами
банка, ведет к снижению - возраст сильно
влияет на способность к - компетентность,
в особенности руководства, определяет
возможность применения |
К внешним факторам по отношению к банку, оказывающим влияние на формирование стратегии и тактики в области кредитования, относятся:
-взаимосвязь с инвесторами, долгосрочными партнерами, акционерами, государственными и муниципальными структурами;
-клиентов
(реальные и потенциальные
-политический климат в государстве;
-внешние источники информации;
-иностранный опыт в области организации кредитного процесса;
-особенности отечественного законодательства в банковской сфере.
Взаимосвязь с инвесторами, долгосрочными партнерами, акционерами, государственными и муниципальными структурами влияет на структуру ресурсного наполнения банка, используемую для кредитования, что, в свою очередь, воздействует на величину процентных ставок по кредитным продуктам.
Этот внешний фактор влияет на определение видов кредитных продуктов, а также на состав клиентов, особенно в России.
Государственные механизмы поддержки бизнеса оказывают влияние на оценку рисков
кредитной организацией посредством принятия на себя части рисков по сделке через механизм государственных гарантий, целевого финансирования проектов, участия в капиталах компаний.
Взаимосвязь с инвесторами, долгосрочными партнерами, акционерами, государственными и муниципальными структурами влияет на структуру ресурсного наполнения банка, используемую для кредитования, что, в свою очередь, воздействует на величину процентных ставок по кредитным продуктам.
Этот
внешний фактор влияет на
Государственные механизмы поддержки бизнеса оказывают влияние на оценку рисков кредитной организацией посредством принятия на себя части рисков по сделке через механизм государственных гарантий, целевого финансирования проектов, участия в капиталах компаний.
Клиенты (реальные и потенциальные заемщики и их потребности влияют на создание новых кредитных продуктов, на изменения в кредитной политике, на разработку других продуктов банка, продаваемых вместе с кредитным продуктом. От клиентов зависит скорость рассмотрения кредитной заявки. Поэтому организация кредитного процесса должна обязательно учитывать потребности клиентов.
Политический климат в государстве влияет на возможность привлечения иностранных капиталов для дальнейшего использования в кредитном процессе, а также влияет на формирование банковских документов, регламентирующих стратегию и тактику в области кредитования.
Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке