Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей педагогической работы в обогащении сюжетно-ролевых игр детей путем повышения педагогического мастерства воспитателей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника
2. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры
1.1 Характеристика сюжетно–ролевой игры
1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
2. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
2.2 Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

119606.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному  воспитанию совокупность методов и  приемов, направленных на организацию  конкретных игр детей и овладение  ими игровыми умениями.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы  к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все  более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. Содержание роботы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен  комплексный метод руководства  игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание, по мнению автора, при определенных условиях может стать источником возникновения замысла игры детей.

Одним из таких условий выступает  второй компонент метода – обучающая  игра как способ перевода реального  опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры-шутки, игры-загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой  среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая  среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. В связи с этим педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Иной подход к руководству играми в исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Р. А. Иванковой. Они развивают мысль о том, что сами дети становятся естественными носителями игровой культуры, то есть овладевают игровой деятельностью. Ввиду того, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного процесса. Однако это не всегда возможно, поскольку зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть социальных влияний. Взрослый заменяет детям недостающих старших товарищей, участвующих в играх на правах партнера. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда они почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, замещающего ребенка-партнера, усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру особым образом так, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала открывают способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельною игру с различным содержанием.

Само по себе, утверждают Н. Я Михайленко и Н. А Короткова, тематическое содержание не может служить критерием уровня развития игры. Одна и та же тема может использоваться детьми, находящимися на разных уровнях развития игры. Но показателем уровня являются: содержание (количество ролей, богатство сюжета и пр.), а также игровые умения, применяемые детьми в процессе реализации игрового замысла. Так, в самостоятельных играх старших дошкольников игровые действия чаще всего совершаются во внутреннем плане вместо условных действий с соответствующими игрушками или предметами-заместителями. Чем старше становятся дети, тем больше условностей в их играх. Они все меньше нуждаются в подготовке предметно-игровой ситуации, меньше пользуются атрибутикой и чаще действуют с воображаемыми предметами в воображаемой ситуации.

Ученые – педагоги Н. Я Михайленко и Н. А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой  игры должна быть не «коллективная  проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Авторы предлагают рассматривать  руководство сюжетно-ролевой игрой, как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Учеными выделяются следующие способы построения игры:

  • последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
  • ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
  • сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Первым способом построения игры –  предметно-игровыми действиями, дети овладевают в совместной со взрослым деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне.

Следует обращать внимание на организацию  педагогического процесса по отношению  к игре, для которой взрослый создает  условия, но непосредственно в нее  не включается. Организация условий возникновения сюжетно-ролевой игры предусматривает перенос способа построения игры и связанных с ним игровых умений в различные ситуации в рамках специально созданной предметно игровой среды. С этой целью детям дают в свободное пользование тот игровой материал, который был использован в обучающей игре, на занятиях. Так организуя предметно-игровую среду, педагог может предусмотреть ситуацию индивидуальной игры; ситуацию игры рядом; ситуацию, способствующую взаимодействию детей; предметное взаимодействие.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого  на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым  опытом и обогащением содержания игры.

Р. А. Иванкова предлагает формировать  игровые умения не только путем организации специальных обучающих игр, но и на других занятиях, где программные задачи связаны с развитием, например, диалогической речи. Формирование фонетической стороны речи может быть связано с определенными образами, что облегчает принятие роли и понимание того, что в игре можно быть кем-то другим. На занятиях по совместному пересказу художественных произведений и сочетанию новых сказок и историй дети получают опыт согласования индивидуальных замыслов и представление о необходимости учитывать мнение своего партнера, а так же умение комбинировать знания, полученные из разных источников. Эти умения необходимы детям старшего дошкольного возраста для того, чтобы стать интересным партнером в игре, уметь играть в игры-придумки, игры-фантазирования, чтобы участвовать в совместном создании сюжетно-ролевой игры, где каждый имеет право на инициативу. Многие занятия, особенно по конструированию и изобразительной деятельности, также способствуют формированию игровых умений. Часто в рисунке дети воплощают игровой замысел, а сооружение построек из строительного материала способствует возникновению этого замысла. Названными занятиями и деятельностями не ограничивается их взаимосвязь с игрой. Но как отмечает Р. А. Иванкова, при организации подобных занятий не всегда игровые умения и игровые ситуации, представленные в специальных обучающих играх, переносятся детьми в самостоятельные игры[9; 53]. Поскольку они регламентированы взрослым, при организации подобных занятий не всегда учитываются материал, игровые действия, эмоционально значимые для ребенка, включенного в данную деятельность. Но исключать такой педагогический прием и его влияние на обогащение сюжетно-ролевых игр и игрового опыта нельзя.

Таким образом, изучив и определив  факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевой  игры педагогом, можно сделать следующие выводы:

  • Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.
  • Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.
  • Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.

 

 

2. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста

 

Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей.

Состав педагогических участников эксперимента не однороден: наряду с опытными воспитателями в эксперименте участвовали и молодые специалисты.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

Целью экспериментальной работы стало выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры и разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр воспитанников.

Задачи экспериментальной работа:

  1. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы;
  2. Проанализировать роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх на момент начала исследовательской работы;
  3. Разработать и апробировать систему работы по повышению педагогического мастерства воспитателей старшей группы;
  4. Разработать и провести сюжетно-ролевые игры с испытуемыми экспериментальной группы;
  5. Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного эксперимента.

 

2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы

 

Цель констатирующего этапа:

  1. изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы;
  2. выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Были определены следующие задачи:

    1. Определить и проанализировать тематическое содержание, способы организации сюжетно-ролевых игр у детей;
    2. Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр;
    3. Выявить отношение родителей к проблеме игры.

Для осуществления поставленных задач  были использованы следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, анализ документации.

Работа по сбору информации осуществлялась по этапам.

На первом этапе было проведено  наблюдение и анализ игровой  деятельности детей, беседа с детьми.

Наблюдение за самостоятельной  игровой деятельностью детей  проводилось в течение одного месяца.

Было выявлено:

Тематика сюжетно-ролевых игр  девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж-мастерская», «Война». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. Другими словами, обнаружено «зацикливание» детей на одном и том же содержании игры, что снижает ее воспитательный потенциал. Дети не разыгрывали новых тем. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).

Было записано 8 игр. Протокол наблюдения за одной из игр приведен в Приложении 1.

Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения  детей к игре, их предпочтения в  выборе тематики игры и партнера по игре.(Приложение 2 )

Анализ ответов на вопрос, « В  какие игры ты любишь играть в детском  саду?» представлен на рисунке 1.

 


Рис.1 Любимые сюжеты игр воспитанников в детском саду

 

На второй вопрос беседы « В  какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %).

Информация о работе Нравственное воспитание