Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования: выявление возможностей педагогической работы в обогащении сюжетно-ролевых игр детей путем повышения педагогического мастерства воспитателей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника
2. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле обогащения содержания сюжетно-ролевых игр
Введение
1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры
1.1 Характеристика сюжетно–ролевой игры
1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
2. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
2.2 Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
В ходе консультации мы рассмотрели вопрос о координации деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения при создании развивающей среды. Обсуждались вопросы:
1. Какие из принципов построения развивающей среды могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие – в более отдаленной перспективе?
2. Как организовать
Консультация способствовала актуализации проблем творческого начала и углублению психолого-педагогических знаний педагогов, в том числе «узких» специалистов.
Вся эта работа заставила задуматься педагогов о специфике игры, позволила понять, что в старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить динамичность среды в соответствии с игровым замыслом (возможность приспосабливать, передвигать мебель), т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога – эти вопросы были новыми для воспитателей, приверженных многим стереотипам.
Была проведена консультация «Материалы для сюжетной игры» (Приложение 10 )
На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с инновационными исследованиями по проблеме организации сюжетно-ролевых игр. С этой целью была организована консультация в форме семинара-практикума, в ходе которой воспитатели могли не только познакомиться с методикой, но и овладеть практическими умениями и навыками использования данных методов и приемов. Воспитателям было предложено, ознакомится с новым подходом Н. Я Михайленко и Н. А Коротковой, к организации сюжетной игры в детском саду, направленным на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений (Приложение 11).
Воспитателям было предложено убрать все «больницы», «парикмахерские», «магазины». Вместо старых милицейских фуражек были внесены банданы и большой (2х2м) кусок камуфляжной ткани, были оставлены стройматериал и различные конструкторы. Дети с удовольствием включились в обыгрывание новых атрибутов. Они играли в спасателей, военных вертолетчиков, омоновцев, подводников, отлично используя заменители и игрушки-самоделки.
Совместно с родителями воспитанников была создана «Книга игр», которая оказала огромную помощь в развитии сюжета игр. Преимущество созданной книги заключается в том, что на страницах самодельной книги размещаются иллюстрации по различным сюжетам: «Семья», «Больница», «Ателье», «Рыболовецкий траулер» и т.д. Параллельно с детьми проводилась беседа по иллюстрациям и составление рассказов на заданную тему детьми. Такая работа способствовала обогащению игрового сюжета, включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога.
В игровых уголках появились различные пульты, панели с кнопками, стрелками, индикаторами, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать кнопки, вращать ручку таймера и т.д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты управления, мониторы), так и девочки (касса, клавиатура компьютера и т.д.).
Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр – все, на что хватило фантазии. Дети по-разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан). В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры: они играли для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент.
Был проведен тренинг. Проведение с воспитателями совместных игр-придумываний (совместное пересказывание известной сказки; частичное преобразование известной сказки; придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; придумывание новых историй на основе реалистических событий).
Совместно с родителями старших групп был проведен круглый стол на тему: «Чтобы правильно играть, все программы надо знать» (Приложение12)
В результате проделанной методической
работы по проблеме обогащения содержания
сюжетно-ролевых игр детей
Воспитатели с детьми, родители изготовили игровые атрибуты: плетеная люлька, лоскутное одеяльце, вязаный из тряпочек коврик.
Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.
Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после – шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Таким образом, закреплялись знания, полученные на занятиях по валеологии. Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача, у него была медсестра, которая исполняла указания педагога-«врача»: «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому, как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость, воспитатель уже в другой роли входил в игру.
Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.
Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у дошкольников экспериментальной группы наибольшую заинтересованность.
Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».
Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.
Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.
Подводя итого, проведенной работы на формирующем эксперименте нами была организована и показана воспитателям других групп ДОУ и родителям сюжетно-ролевая игра «Почта. На помощь доктору Айболиту!» (Приложение 13)
2.3 Проверка
эффективности проведенной
Принимая во внимание работу, проведенную в рамках формирующего этапа, мы определили задачи контрольного этапа:
Для осуществления поставленных задач мы использовали те же методы, что и на констатирующем этапе эксперимента: анкетирование, индивидуальные беседы с воспитателями, наблюдение за деятельностью воспитателей и детей.
Наблюдения за игровой деятельностью показали что, у детей возникла установка на придумывание новой, интересной игры. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии, стали приобретать многотемный характер. Дети стали переплетать, комбинировать события и роли, относящиеся к разным сюжетам. Участились моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередное событие, а не обыгрывают его, намечая дальнейшее направление сюжета. Число играющих групп осталось прежним 3-5 человек, но в игре возросла инициатива всех участников, дети стали меньше зависеть от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединять их замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов в игре.
Анализ ответов на вопрос, «В какие игры ты любишь играть в детском саду?», показал заметное отличие от ответов на констатирующем этапе эксперимента. (Рис 5 и 6).
Рис.5 Любимые сюжеты игр мальчиков после формирующего эксперимента
Рис.6 Любимые сюжеты игр девочек после формирующего эксперимента
Как видно из диаграмм, сюжеты игр у детей стали намного разнообразнее. Девочки отдавали предпочтения как играм, характерным для них так и не характерным (водитель такси, торговый представитель).
Анализ ответов на второй вопрос беседы, « В какие игры ты играешь дома?», не сильно отличался от ответов на констатирующем этапе эксперимента. Дети по прежнему отдавали предпочтения таким играм, как «Семья» («дочки-матери»), «Больница»- девочки, «Транспорт», «Войну» - мальчики, в компьютерные игры и игровые приставки.
Произошли значительные изменения в ответах на третий вопрос, «С кем ты играешь дома?». (Рис. 7).
Рис. 7 Участие в игре дома членов семьи после формирующего эксперимента
Заметно возросла роль родителей в игре детей. С взрослыми дети стали играть не только в дидактические игры, но и в сюжетные игры «Больница», «Семья», путешествия в зоопарк, музей.
Воспитателям повторно была предложена анкета на выявление теоретических знаний о значении сюжетной игры в жизни дошкольника и организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. Анализ результатов анкетирования показал, что воспитатели наиболее правильно ответили на вопросы, требующие теоретической подготовки по данной проблеме.
Педагоги полно раскрывают значение сюжетной игры для воспитания и психологического развития ребенка («развивается способность к воображению, образному мышлению, сюжетно-ролевая игра значима для личностного развития детей»). Они отметили, что педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Анализ анкет и индивидуальных бесед с воспитателями группы на контрольном этапе эксперимента показал следующее (Рис.8)
Рис. 8 Удовлетворенность воспитателей игрой на контрольном эксперименте
Игрой удовлетворены 65% педагогов, что
на 8% меньше чем на констатирующем этапе.
Это говорит о том, что педагоги
стали подходить более
Заметно стали отличать ответы педагогов на вопрос о месте сюжетно-ролевой игры в жизни воспитанников группы (Рис. 9)
Рис.9 Роль сюжетно-ролевой игры в жизни воспитанников группы (по мнению воспитателей)
По прежнему воспитатели обращают внимание на то, что детям не хватает время для самостоятельной игры, из-за обилия кружков и занятий, как в первой так и во второй половине дня.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что педагоги усвоили теоретический материал по данной теме.
С целью выявления реального использования полученных знаний в ходе методической работы было организован смотр групп в рамках объявленного ранее конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды, способствующей обогащению и развитию самостоятельных сюжетных игр детей. В ходе смотра были выявлены позитивные тенденции. В группах детей старшего дошкольного возраста, участвующих в конкурсе, воспитатели учли все приобретенные ранее знания. Учли принципы стабильности-динамичности предметно-игровой среды, гибкого зонирования. В группах выделили место для самостоятельных игр не только в самой группе, но и в спальне, раздевалке. Свободное использование оборудования, расположенного в группе для воплощения игровых замыслов, значительно повысило интерес детей к организации сюжетно-ролевых игр.