Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей педагогической работы в обогащении сюжетно-ролевых игр детей путем повышения педагогического мастерства воспитателей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника
2. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры
1.1 Характеристика сюжетно–ролевой игры
1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
2. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
2.2 Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

119606.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

Анализ ответов детей на третий вопрос беседы, « С кем ты играешь дома?», показал следующее Рис 2.

 

Рис.2 Участие в игре дома членов семьи.

 

Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника (85%), чем взрослого (15 %). С  взрослыми играют в дидактические  игры: лото, мозаика, шашки и т. п. (70 %), в подвижные игры: футбол, теннис (20 %), в сюжетные игры: «Школа», «Дочки-матери» (25 %). С детьми играют в подвижные игры: «Салочки», «Классики», «Гуси-гуси» и т. д. (75 %), в сюжетные игры (85 %).

По нашему предложению, воспитателем была организована сюжетно-ролевая игра «Ателье мод». Перед игрой воспитатель провел предварительную работу. На занятии по ознакомлению с окружающим детей познакомили с трудом портнихи, закройщика, модельера, рассказали о работе ателье. В игре принимало участие 12 детей. Игра началась с предложения воспитателя поиграть в «Ателье мод», дети охотно согласились. Воспитатель подобрала атрибуты для игры, помогла распределить роли между детьми, уточнила игровые действия, на основе беседы с детьми о труде портнихи, закройщика, модельера. Воспитатель взяла на себя одну из главных ролей – закройщика, что дало возможность направлять деятельность детей. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Вначале дети проявляли интерес к новому для них сюжету, активно участвуя в игре. Через некоторое время воспитатель предложила стать закройщиком Кате, чтобы дети продолжили игру самостоятельно. Катя «вяло» выполняла роль. После нескольких минут самостоятельной игры 7 детей потеряли интерес к ней, и не захотели продолжать. Всего игра продолжалась 30 минут.

На втором этапе было организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями (Приложение 3).

Цель: Выявить характерные для  воспитателей представления об организации  сюжетных игр дошкольников, значении игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр, определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.

В анкетировании приняли участие 8 воспитателей. С целью уточнения  конкретных теоретических знаний педагогов, выявления отношения каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определения реальных трудностей, мы провели индивидуальные беседы с воспитателями.(Приложение 4)

Анализ анкет и индивидуальных бесед с воспитателем позволил установить: (Рис 3 )

 

Рис 3. Удовлетворенность воспитателей игрой детей

 

Преобладание видов игр (по мнению воспитателей) следующее: (рис 4)

 

Рис 4. Разнообразие видов игр в группе.

 

На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая  игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 32%, отрицательно – 68%. Воспитатели в своих ответах обратили внимание на то, что детям не хватает времени в режиме дня для самостоятельной организации сюжетных игр, так как день насыщен занятиями и кружковой работой во второй половине дня.

Все воспитатели отметили, что педагог  должен принимать участие в организации  сюжетно-ролевой игры.

На их взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 3 человека, в организации  игровой среды – 4 человека, обогащении жизненного опыта – 2 человека, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей – 3 человека.

Дети не вносят новых линий развития сюжета в часто разыгрываемые  сюжеты («семья», «школа», «больница») – 6, мотивом такого обогащения может служить приобретение новых знаний – 5, новый игровой материал – 4, подражание играм других детей – 2, участие педагога в игре – 2;

При создании игровой обстановки воспитатели  считают наиболее важным разрешать  детям самостоятельно готовить игровую обстановку – 7, сохранять и оберегать игровое пространство – 1;

Для должного развития сюжетно-ролевой  игры воспитатели считают необходимым  условием обогащение жизненного опыта  детей – 6, создание игровой обстановки – 5, затруднился с ответом – 1;

Воспитатели не знакомы с психолого-педагогической литературой по проблеме сюжетно-ролевых игр – 3, пользуются методическими рекомендациями к программе – 4, используют опыт работы коллег – 1;

Все педагоги отметили, что испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре – 6, обогащении содержания игр – 4, организация игровой среды – 4; Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 5, нехватке методической литературы по проблеме – 7; Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, получить знания от методиста.

Воспитатели удивлялись, что в игровом  уголке все что собрали ( от сломанных  мобильных телефонов и магнитофонов до муляжей хлеба, конфет, колбасы), а дети не играют. Это объясняется тем, что определенной атрибутикой воспитатели ограничивают полет фантазии детей.

На третьем этапе нами был  проведен анализ осуществления консультативной  помощи воспитателям в обогащении сюжетно-ролевых игр с детьми за 2007-2008 учебный год и начало 2008-2009 учебного года.

Собранный материал показал, что за данный период времени в годовых  задачах, решаемых дошкольным учреждением, не ставились задачи, связанные с  обогащением сюжетных игр в дошкольном возрасте. Было проведено 3 групповые консультации, посвященные проблеме игры, но не было уделено внимание сюжетно-ролевым играм, в основном они касались дидактических игр, использование их на занятиях. Тематика консультаций – подготовка к школе, проведение утренников. Консультациями был охвачен весь педагогический коллектив. Отмечена недефференцированность содержания и форм консультаций: проводились для всех воспитателей без учета их интересов и особенностей профессиональной подготовки.

На четвертом этапе мы предложили родителям заполнить анкету. С  целью выявления отношения родителей  к играм детей. (Приложение 5 ).

Анализ анкет показал следующее. Родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка («Игра  развивает детей умственно и физически», «средство его самовыражения»). По возможности сами принимают участие в играх детей (80 %), но некоторые отмечают, что у них не хватает времени играть с ребенком (20 %). Инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (75 %). Совместные игры детей и родителей в большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка («ребенок и родители сближаются в игре», «когда в игре принимают участие родители, ребенок чувствует, что он самый любимый», «игра – это способ общения, ребенок учится у взрослого»). В своих ответах отмечают, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребенка.

Проанализировав полученные данные констатирующего  этапа, мы пришли к выводу:

  1. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
  2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;
  3. Воспитатели испытывают потребность в повышении своего мастерства по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей;
  4. Знания педагогов о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой сводится к повышению роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, соблюдения режима, что приводит к сдерживанию детских проявлений, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.
  5. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значительного времени. Консультации по данной проблеме не проводились и не запланированы в дальнейшей работе;
  6. Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетно-ролевых игр;
  7. Типичным для воспитателей и родителей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников;

 

2.2 Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

 

Целью формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать  систему работы, способствующую  совершенствованию педагогического  мастерства воспитателей, их творческому  поиску;

2) апробировать  разработанную систему.

Для решения  поставленных задач нами была разработана  система работы по совершенствованию  педагогического мастерства воспитателей и их творческому поиску в отношении  организации и проведения сюжетно-ролевых  игр.

Основной из всех форм работы по обогащению сюжетно-ролевых игр являются консультации, поскольку они дают возможность «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентаций, в повышении уровня профессионализма (Л. В. Поздняк, И. Л. Паршукова, В. П. Дуброва и др.).

Были определены условия, которые, на наш взгляд, помогут обеспечить эффективность консультирования:

  • Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
  • Строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;
  • Обеспечить активную позицию педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами);
  • Познакомить воспитателей с инновационными разработками по проблеме организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.

В связи с обозначенными этапами  работы, были проведены следующие  консультации «Ролевая игра – ведущая  деятельность дошкольника» (Приложение 6), «Руководство сюжетно-ролевой игрой» , разработаны рекомендации воспитателю по руководству играми детей(Приложение 7), «Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте» (Приложение 8)

Консультации помогли раскрыть психолого-педагогические аспекты  влияния сюжетной игры на развитие личности ребенка, этапах и условиях развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Следующий вопрос, которому мы посветили  дальнейшую работу: организация педагогами предметно-игровой среды как фактора обогащения сюжетно-ролевой игры (Приложение 9)

Создание предметно-игровой среды  требует специальной заботы. Главный  педагогический принцип тут заключается  в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой  среды. Существенное значение имеет  и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги . Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

В ходе консультации рассматривались следующие вопросы:

  1. Значение предметно-развивающей среды в организации самостоятельной игровой деятельности детей.
  2. Принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Воспитателям было предложено обсудить следующие вопросы:

1) Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы?

2)Как они способствуют развитию  ребенка и его эмоциональному  благополучию?

3)Какова взаимосвязь между правильно  организованной предметно-игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры?

Для более глубокого изучения и  понимания педагогами вопроса, об эффективной  организации предметно-игровой среды, мы организовали смотр групп для  детей старшего дошкольного возраста детского сада, с целью выявления  соответствия игровой среды задачам обогащения сюжетно-ролевых игр детей.

Критерии обследования:

  1. Имеются специальные помещения, оборудованные для игр.
  2. В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование.
  3. В группах имеются игры и игрушки для самостоятельной организации игр.
  4. Имеется неоформленный игровой материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.

По результатам смотра воспитатели  выступили на консультации. Анализ выступлений показал, что при организации предметно-игровой среды воспитатели используют традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Парикмахерская» и др.), которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка. В группах отсутствуют предметы-заместители, что существенно обедняет развивающую среду. Практически не соблюдаются принципы организации развивающей среды: стабильность-динамичность предметно-игровой среды, комплексирование и гибкое зонирование, эмоциональность среды.

Информация о работе Нравственное воспитание