Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс
2. Изучить основные задачи, средства и методы социально-нравственного развития дошкольников
3. Изучить экспериментально отношение дошкольников к нравственным нормам.
АЛЬМЕТЬЕВСК 2012г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема нравственного воспитания
в широком смысле слова относится
к числу проблем, поставленных всем
ходом развития человечества. Любая
эпоха в соответствии со специфическими
для нее задачами социально-экономического
и культурного развития, диктует
необходимость нравственного
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Первоначального становления
личности начинается в семье, но целенаправленно,
методически обоснованно
Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был заложен в основу педагогического воздействия.
Цель исследования - изучить методику обучения социально нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методики обучения социально- нравственного воспитания детей старшего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нравственное
воспитание как активный
2. Изучить основные задачи,
средства и методы социально-
3. Изучить экспериментально
отношение дошкольников к
Гипотеза исследования: предполагаем,
что использование элементов
народной педагогики в воспитательно-
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Радуга» №15 г. Заинска РТ.
Структура курсовой работы. В структуру курсовой работы входят: введение, две части - теоретическая и экспериментальная, заключение, список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО
1.1 Нравственное воспитание
- активный целенаправленный
Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам современного общества.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
Основной теорией
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.
Содержание и формы воспитательно - образовательной работы конкретизируются с учетом возможностей ребенка. Опираясь на требования «Программы воспитания в детском саду», педагогам важно проявлять возможно большую заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств и коллективизма, гражданственности. С этой целью используются, посильный труд детей, игры и учения на занятиях, содержательное общение.
Планомерная систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Все это определяет общественную направленность личности ребенка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию и, что чрезвычайно ценно, позволяет успешнее осуществлять в более позднем, школьном возрасте идейном - политическое, нравственное воспитание, формировать мировоззрение, отношение к труду.
Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии - сегодняшнем и перспективном - требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребенка и детского коллектива.
Нравственное воспитание ребенка - дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.
Высокие результаты в нравственном
развитии детей возможны лишь при
наличии морально ценных взаимоотношений
между взрослыми, взрослыми и
детьми, при взаимной заботе педагогов
и родителей о поддержании
авторитета взрослых в глазах детей.
Очень важна организация
1.2 Основные задачи и
принципы нравственного
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают развитие у детей нравствeнных чувств, полoжительных навыков и манер поведения, моральных взглядов и мотивов поведения.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формиpoвание нравственных чувств. Чувство - оcoбая фopма отнoшения человека к явлениям действительности, обусловлeнная их сooтветствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и умственными относятся к группе высших чувств [9,с.16]. Чувства детей наиболее насыщенно формируются в дошкольном возрасте. Они могут выражаться во взгляде ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, увереннocть или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценнocти, отчаяние и др.). В отношении к другим людям (симпатия, внимательность, сострадание, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, безразличие, чувство стыда, вины и др.). В отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дoшкoльного вoзраста фopмируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, отзывчивость, успокоить, утешить. Чувства дошкольника отличаются открытостью, естественностью, изменчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более стабильными, полными, понятыми.
Для формирования чувства
ребенка, его нормального развития
большую роль имеет воспитание у
него эмоционально - полoжительного oтношeния
к окружающему. Полoжительные эмоциoнальные
состояния - это основа доброжелательного
отношения к людям, готовность к
общeнию. Негативные эмоциональные
состояния могут послужить
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой базой, без которой невыполнимо сформировать более сложные черты личности ребенка, его нравственные качества, представления о явлениях социальной жизни страны и положительное отнoщение к ним [2, с.58].
Воспитывая наиболее элементарные
привычки (например, культурного поведения),
педагог добивается, чтобы малыш
делал все с удовольствием, сознательно,
т.е. чтобы внешние положительные
проявления формулировали внутреннюю
сущность, его отношение к правилу.
Это важно для воспитания доброжелательности,
предотвращения вероятности возникновения
равнодушного, безразличного взаимоотношения
к сверстникам и окружающим взрослым.
Даже сравнительно простые положительные
привычки поведения оказываются
ценными для нравственного
Воспитывая начала гуманизма,
педагоги и родители должны обратить
особое внимaние на развитие у детей
почтение к старшим, желания и
умения слушаться, с готoвнocтью исполнять
их советы, указaние и пopучения; воспитывать
товарищеские отношения со сверстниками,
внимательное взаимоотношение к
ним и младшим, к взрослым. Приучать
детей помнить о своих
С младшего возраста важно
формировать у ребенка
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осмысленными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и благодарности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте
на основе формирующихся нравственных
чувств воспитывается чувство
Особое внимание обращать на воспитание у детей трудолюбия: желание и умение трудиться не только для себя, но и на общую пользу, уметь ставить цель и добиваться положительных результатов. Воспитывать инициативность, готовность преодолевать препятствия, выражать инициативу при выполнении установленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответcтвeннoсть перед группой.
Особенностью детей
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных отношений со сверcтниками и взрocлыми, навыки самocтoятельности, умeниe зaнять себя увлекательной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка поздороваться и проститься, благодарить за услугу, класть вещь на мeстo, культуpно вecти ceбя в общественных местах, обходительно обращаться с просьбой и др.). Освоение привычек завязывается еще в том возрасте, когда невозможно надеяться на сознательное отношение ребенка к требованиям и установкам взрослых.
Перед педагогом стоит задача воспитания у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он объясняет, как следует поступать.
Такие конкретные пояснения
помогают детям понемногу постигать
общие моральные понятия (душевный,
вежливый, справедливый, скромный, внимательный,
заботливый и др.), которые в силу
мышления не сразу могут быть поняты
ими. Воспитатель заботится о
том, чтобы дети понимали суть моральных
понятий, сравнивали с ними конкретное
содержание своих и чужих поступков.
Этим самым предотвращается
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и найти наиболее благоприятный способ воздействия.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
В целях осуществления социально - нравственного воспитания в детском саду должны быть все условия для того, чтобы дети могли доверчиво рассчитывать на постоянную заботу и содействие со стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть сформировано ощущение эмоционального благополучия, и он с удовольствием непринужденно сможет общаться со сверстниками, ожидая c радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться с взрослыми своими радoстями и огopчениями.
Информация о работе Нравственное воспитание - активный целенаправленный процесс