Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ
проблемы нравственного воспитания
детей дошкольного возраста в
современной семье
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания.
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания
детей дошкольного возраста в современной
семье.
Глава 2. Эмпирическое исследование
роли семьи в нравственном воспитании
детей дошкольного возраста
2.1 Организация исследования по
проблеме изучения роли семьи
в нравственном воспитании
2.2 Результаты исследования по
проблеме роли семьи в
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому, тема работы очень актуальна в настоящее время.
Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования:
процесс нравственного
Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему
нравственного воспитания в
- охарактеризовать процесс нравс
- эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста зависит от:
- стиля взаимоотношений в семье;
- актуализации проблемы в сознании родителей;
- семейных традиций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
- эмпирические: наблюдение, беседа;
База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы ( источник), заключения, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в семье детей дошкольного возраста.
1.1. История становления отечественной системы нравственного воспитания.
Прежде чем отметить
вехи становления отечественной
системы нравственного
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность[14].
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как морас – мораль. [32]
По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Нравственность представляет
собой сложное социально-
Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.
Социальная суть морали
проявляется в функции
С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.
Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.
Мораль, будучи внешней
по отношению к детской личности
социальной силой, обеспечивает процесс
адаптации ребёнка к
Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Очевидно, что морально-этические качества личности – это первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в младшем возрасте[11].
Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.
Честь быть создателем первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.
Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя
значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.
Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» - своего рода педагогической энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и физического воспитания, говорил о необходимости гармоничного развития ребёнка начиная с младенческого возраста. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце».
Заслуживают внимания идеи и другого русского общественного деятеля и педагога – А.Г. Ободовского, посвятившего себя подготовке наставниц в Санкт-Петербургском воспитательном доме. «Для человека нет высшей цели, кроме нравственности. Всякая человеческая сила, или совершенство, имеет истинное достоинство только под тем условием, что споспешествует или служит оной. Следовательно, высшее правило всякого воспитания состоит в том, чтоб все силы человека развить и образовать так, чтобы он через то совершеннейшим образом мог достигнуть своего конечного назначения, т.е. сделаться существом в полном смысле нравственным».
О значении и содержании нравственного воспитания говорил в своей книге «Мысли о воспитании» детский писатель середины 19 в. А.Ф. Афтоносьев. Три главные идеи, по его мнению, должны лежать в основе нравственного воспитания: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному или национальному. Писатель даёт конкретные формы нравственного воспитания, сформулированные в главе «Правила для воспитателя преподающего», поэтому его книгу можно считать предвестником современных программ нравственного воспитания.
Особая роль в разработке форм нравственного воспитания детей младшего возраста принадлежит К.Д. Ушинскому и Л.Н. Толстому.
Основным принципом нравственно
Прежде чем рассказать об основанной Л.Н. Толстым Яснополянской школе, необходимо вспомнить принципы, лежавшие в основе педагогической деятельности великого писателя: не сердитесь и будьте в мире со всеми; не забавляйтесь похотью блудной; Не клянитесь никому и ни в чём; не противьтесь злу, не судите и не судитесь; не делайте различия между народами и любите чужих так же, как своих.
В Яснополянской школе ученики сами выбирали занятие, учителя, место в классе, имели реальную свободу слова. Их «душевные силы… были в самых выгодных условиях». Толстой изучал личность ребёнка в бесконечном многообразии её проявлений и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в книгах для школы, прежде всего в рассказах нравственного содержания для детей.
Таким образом, Ушинский и Толстой не только в теории, но и на практике создали новую гуманистическую педагогику.
В основе педагогической деятельности Сухомлинского лежат иные подходы к воспитанию.
«Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то
ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности». [27]
Таким образом, в условиях единой общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогики и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось востребованным только в наши дни.
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье