Нравственное воспитание дошкольника в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание дошкольников....doc

— 221.50 Кб (Скачать)

забот родителей, в связи  с чем у ребёнка развиваются  эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи.  В таких условиях родителям  не до детей, они сами не  могут разобраться в своих  отношениях. Ни о каком разумном  воспитании нет и речи, все  пущено на самотек. Нужно активное  педагогическое воздействие, чтобы  изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4. Внешне благополучные  семьи, в которых процветает  бездуховность, отсутствуют истинные  нравственные ценности, эмоциональная  связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают  семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи,  для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.  Такие семьи требуют постоянного  внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей[30].

Целесообразно знать  указанные типы семей и учитывать  их особенности при работе с родителями.

В практике образовательных  учреждений используются массовые, групповые  и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, усиление её воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Анализ условий для  решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. На практике поиск подобного «универсального  средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев  эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приёмов легко опровергаются многочисленными исключениями.

В действительности ребёнок  находится в постоянно изменяющихся условиях, реакция его психики  на происходящее тоже изменчива.

Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные[21].

Признаки разных уровней  воспитанности качеств, - считает  М.И. Шилова, - являются дифференциальными  описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого  уровня воспитанности является  наличие устойчивого положительного  опыта нравственного поведения,  самоорганизации и саморегуляции  наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.

-Для среднего уровня  свойственны устойчивое положительное  поведение, наличие регуляции  и саморегуляции, организации  и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности  характеризуется слабым проявлением  положительного, еще неустойчивого  опыта поведения, наблюдаются  срывы, поведение регулируется  в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

При определении критериев  уровней нравственной воспитанности  Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович исходили из следующих положений:

1. Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека  его знания, отношения и поступки  тесно связаны между собой,  образуют единство, которое выражается  в некоторых личностных качествах  (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т.д.).

3. Наличие у дошкольников  этих нравственных качеств можно  считать критерием нравственной  воспитанности.

Уровень развития у детей  того или иного нравственного  качества, считают Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, можно установить, изучив:

а) представления (знания) ребёнка о соответствующих этому  качеству нравственных нормах,

б) отношение ребёнка  к этим нормам,

в) устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности.

Критерии оценки нравственной воспитанности должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. Нельзя использовать одни и те же критерии для определения уровня воспитанности детей разного возраста[24].

Характерной ошибкой  многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 – 7 лет.

Этот возраст ребёнка  благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и  оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация  воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые  установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

Таким образом, доступность  родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие  условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих  проблем в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

В современной науке  нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту[14].

В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как  исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени[31].

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?»  многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

Вместе с тем, психологи  говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Исследование проводилось  на базе детской комнаты «Бим – Бом»

г. Вологда. Нами было обследовано 15 семей с детьми дошкольного возраста (это семьи: Карелиных, Лукьяновых, Целовальниковых, Кановых, Молчановских, Масальцевых, Карабициных, Шадриных, Ершовых, Чекашевых, Кийченко, Ивановых, Ляпун, Кокаревых, Дружининых.

 

 

2.2 Результаты исследования  по проблеме роли семьи в  нравственном воспитании детей   дошкольного возраста

 

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого  использовали методику Л.М.Фридман  «Что такое хорошо и что такое  плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: Детям  предлагается (в письменном виде или  устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.

Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести  в матрицу. Качественный анализ ответов  детей позволяет определить степень  сформированности у них понятий  о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Анализ ответов показал, что:

- из 15 детей полное и четкое представление о нравственном качестве имеют 5 ребёнка (34%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

- 4 ребёнка (27%) имеют правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственном качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.

- 6 детей (39%) имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога.

 

 

 

Методика «Разложи картинки». Л.М.Фридман.

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений  в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому  ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности  поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.

Анализ результатов  данной методики дал следующие результаты:

- 7 детей из 15 (47%) безошибочно разложили картинки по стопкам, с легкостью объясняли свои действия;

-5 детей из 15 (33%) с помощью наводящих вопросов педагога разложили картинки по стопкам и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий;

- 3 ребёнка из 15 (20%) при  раскладывании картинок по стопкам  нуждались в помощи педагога, не могли объяснить свои действия.

 

По результатам данных методик можно сделать следующий  вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления  о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум  усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

 

На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение 3).

Цель: выявить какие  традиции есть в современных семьях.

Методика проведения. Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в трех (20%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в семье Лукьяновых стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье. В семье Ляпун традиционны спортивные занятия на свежем воздухе, лыжные прогулки, вечерние пробежки, купание, игра в волейбол.

В восьми семьях (54%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый год, восьмое марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к праздникам, вместе отдыхают во время отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.

Родители из четырех семей (26%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье