Нравственное воспитание дошкольника в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание дошкольников....doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков педагогов, родителей и детей.

Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению  преемственности отечественных  социокультурных традиций, утверждению  их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития.

Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом  российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Принцип социокультурной  и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и  программ взаимодействия образовательных  учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных  учреждений как участников воспитательного процесса.

Эти принципы, с точки  зрения О. Потаповской, являются приоритетными  в создании развивающейся системы  «ребёнок – воспитатель - родитель», различные характеристики которой  могут варьироваться в зависимости  особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

В последнее время  ведутся споры о степени активности образовательных учреждений в инициировании  процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения  семьи в этом вопросе. Среди специалистов органов управления образования и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что образовательные учреждения не должны нести ответственность за духовно-нравственное воспитание детей, что это воспитание целиком является прерогативой семьи. Очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «ранености» современной семьи… Отечественная школа признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда поддерживала семью и помогала ей в решении воспитательных задач.

Содержание же духовно-нравственного  воспитания и детей, и родителей  ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится  подлинно христианским Духом.

Поэтому нужно постоянно  помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

Ответственность эту  мы сможем понести лишь при условии  постоянного собственного образования  в сфере культуры и духовно- нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[17].

В настоящее время  Россия переживает один из непростых  исторических периодов. И самая большая  опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Всё это свидетельствует  о кризисе в отечественном  образовании и воспитании.

В настоящее время  отечественная педагогика развивается  в трёх направлениях:

Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.

Второе направление  характеризуется введением в  отечественную педагогику зарубежного  опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье направление  предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования  и воспитания. Это направление  видится наиболее перспективным, поскольку  связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального  опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с  развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования  мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого  народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются  благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские – семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда  идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как  общество и государство остро  нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и  актуальность разработки программы  по духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы над программой педагоги познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в  том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей[26].

Педагогические традиции семьи, которые  прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы разработаны педагогами для детей и родителей. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи и детства.

За последние годы в различных  регионах России (в Санкт-Петербурге, Вологде,  Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания и заключается в следующем.

1. Единство семьи на основе жертвенности и любви.

2. Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.

3. Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

4. Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.

5. Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.

6. Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.

7. Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.

8. Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.

9. Участие в благотворительных программах общества.

10. Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия – преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).

Сегодня как никогда актуально  просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а  также взаимодействие системы образования  и здравоохранения по насущным проблемам  молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)[17].

В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.

 

Выводы по первой главе:

Таким образом, от отношения  к ребёнку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и  развитие определённого типа поведения  человека в течение жизни.

Поэтому в жизни каждого  человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию.

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

 

2.1 Организация исследования  по проблеме изучения роли  семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

 

Изучение семьи позволяет  педагогу ближе познакомиться с  ребёнком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между  домочадцами, их духовные ценности. При  этом педагог использует комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг  предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.

Педагогическая диагностика  семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.

1. Семьи с высоким  уровнем нравственных отношений.  В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье