Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44
Принцип интерактивности,
предполагающий использование личностно-
Принцип культуросообразности,
способный содействовать
Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.
Эти принципы, с точки
зрения О. Потаповской, являются приоритетными
в создании развивающейся системы
«ребёнок – воспитатель - родитель»,
различные характеристики которой
могут варьироваться в
В последнее время
ведутся споры о степени
Содержание же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.
Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно- нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой[17].
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.
В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях:
Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.
Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.
Третье направление
предполагает обращение к духовно-
В российской педагогике
воспитание всегда связывалось с
развитием духовно-нравственной сферы,
ставило перед собой основную
цель – воспитать ребёнка мыслящим,
добродетельным, милосердным, совестливым,
верящим в возможность
Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские – семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и
актуальность разработки программы
по духовно-нравственному
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей[26].
Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы разработаны педагогами для детей и родителей. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи и детства.
За последние годы в различных регионах России (в Санкт-Петербурге, Вологде, Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания и заключается в следующем.
1. Единство семьи на основе жертвенности и любви.
2. Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
3. Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
4. Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.
5. Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
6. Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.
7. Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.
8. Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
9. Участие в благотворительных программах общества.
10. Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия – преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).
Сегодня как никогда актуально
просвещение семьи в вопросах
духовно-нравственного
В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.
Выводы по первой главе:
Таким образом, от отношения к ребёнку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определённого типа поведения человека в течение жизни.
Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию.
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
по проблеме изучения роли
семьи в нравственном воспитани
Изучение семьи позволяет
педагогу ближе познакомиться с
ребёнком, понять стиль жизни семьи,
его уклад, взаимоотношения между
домочадцами, их духовные ценности. При
этом педагог использует комплекс традиционных
методов психолого-
Однако в исследовании семьи есть свои особенности. Во-первых, необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если получен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике возникает, если отмечаются нарушения в поведении ребёнка, причинами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребёнка.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.
1. Семьи с высоким
уровнем нравственных
2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье