Нравственное воспитание дошкольника в современной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание дошкольников....doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Данные позиции стали  ведущими при разработке систем нравственного  воспитания не только во многих отечественных, но и в зарубежных программах для  детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребёнок входит в мир социальных отношений», в Программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», А в программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трёх программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:

Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию  межличностных отношений как  нравственной основы социального поведения  и формирование чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим его, преданности, ответственности по отношению к ним.

Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.

Воспитывать интерес  к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

Воспитывать этические  ценные способы общения.

Развивать интерес к  самопознанию и воспитывать уважение к себе.

 

1.2. Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте.      

Ребенок, способный правильно оценить  и понять чувства и эмоции другого  человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет  гораздо более высокий уровень  эмоционального развития, не имеет  проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит  стрессовые ситуации и не поддается  негативному воздействию извне.      

Нравственное  воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к  усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего  возраста можно рассматривать как  непрерывный процесс усвоения ими  установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного  воспитания ребенок начинает действовать  не потому, что хочет заслужить  одобрение взрослого, а потому, что  считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного  правила в отношениях между людьми.

В.С. Мухина подчеркивает, что стремление дошкольника следовать  нравственному эталону опосредованно  притязанием на признание со стороны  других людей. Таким образом, уже  в дошкольном детстве мир социальных отношений «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка». [13].     

В младшем возрасте стержнем, который  будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между  детьми, опора на свои чувства, эмоциональная  отзывчивость. В жизни ребенка  эмоции играют очень важную роль, они  помогают реагировать на окружающую действительность и формировать  свое к ней отношение. По мере роста  малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и  чувств, он овладевает принятыми в  обществе формами выражения своих  переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается  сдерживать себя в проявлении своих  чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш  в возрасте пяти лет уже может  скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в  принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.     

Становление эмоциональной среды дошкольника  самым тесным образом связано  с его нравственным воспитанием  и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а  что плохо, формирует свое отношение  к жадности, дружбе и т. п. Такое  отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться  и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными  примерами своего поведения и  закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.     

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок  формирует самые первые моральные  оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и  формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой  он развивается и растет. Поэтому  переоценить важность семьи в  нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются  ребенком и воспринимаются им, как  правило, в качестве общепринятой нормы. [2].     

Первейшая задача родителей заключается в  том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать  их общественно ценными. Чувства  позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения  совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как  раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним  нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы  малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы  обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны  поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения  своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для  малыша образом.     

Дети  в общении формируют способность  выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию  и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать  причиной конфликтов ребенка с другими  детьми и негативно отразиться в  процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности  к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания  он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.     

По  мере своего развития ребенок примеряет  на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться  к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального  интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И  чем разнообразнее будет репертуар  ролей малыша, тем с большим  количеством нравственных принципов  он познакомится и тем богаче будет  его личность.     

Стратегия нравственного воспитания в детском  саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно  значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с  другими людьми, формирование позитивного  отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного  воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для  себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда  необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и  пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать  моральный выбор. [3]. 

 

 

1.3. Специфика нравственного воспитания в современной семье.

 

В основе работы по социально-нравственному  становлению личности дошкольника  лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и  доверия к близким взрослым и  сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.

Эти качества формируются  в процессе эмоционального насыщенного  содержательного общения взрослого  с ребёнком в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль[11].

         Обращаясь к родителям в "Лекциях о воспитании детей", А.С. Макаренко говорил: "Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка". [9].

Активным и значимым субъектом процесса воспитания является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса,

 должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

Известно, что основой  духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает  тот стереотип, в соответствии с  которым активизация позиции  семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного  воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия:

- к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;

- к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;

- к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.

Предполагается, что в  ближайшей перспективе взаимодействие образовательного учреждений и семьи  будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Эти новые подходы  к взаимодействию ДОУ с семьёй раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического  сопровождения семьи в контексте  отечественных социокультурных традиций.

Можно сформулировать общие  стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методического  обеспечения духовно-нравственного  воспитания, смогут реально работать в современных условиях.

Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.

Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс  на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребёнка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребёнка от негативного воздействия информационной среды.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье