Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье 5
1.1 История становления отечественной системы нравственного
воспитания. 5
1.2 Сущность нравственного воспитания личности в дошкольном возрасте. 11
1.3 Специфика нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной семье. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.1 Организация исследования по проблеме изучения роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 25
2.2 Результаты исследования по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 31
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 44
Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и в зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система нравственного воспитания дошкольников, разработанная Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой, длительное время выступала в качестве методических рекомендаций к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой. Первоочередной задачей нравственного воспитания дошкольников авторы считали «формирование любви и уважения к родному городу, селу, краю, к Родине, уважения к В.И. Ленину, к государственной символике, воспитание дружбы между детьми разных национальностей». И только затем говорилось о формировании уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребёнок входит в мир социальных отношений», в Программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», А в программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трёх программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:
Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирование чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим его, преданности, ответственности по отношению к ним.
Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
Воспитывать этические ценные способы общения.
Развивать интерес к самопознанию и воспитывать уважение к себе.
1.2. Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Ребенок, способный правильно оценить
и понять чувства и эмоции другого человека,
для которого понятия дружба, справедливость,
сострадание, доброта, любовь не являются
пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень
эмоционального развития, не имеет проблем в общении с
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В.С. Мухина подчеркивает,
что стремление дошкольника следовать
нравственному эталону
В младшем возрасте стержнем, который будет определять
нравственное воспитание личности ребенка,
является установление гуманистических отношений
Становление эмоциональной среды
Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. [2].
Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Дети в общении формируют
По мере своего развития
ребенок примеряет на себя различные общественные
роли, каждая из которых позволит ему подготовиться
к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына
или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное
значение в формировании социального интеллекта
и предполагает развитие своих собственных нравственных
качеств: справедливости, отзывчивости
доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет
Стратегия нравственного воспитания
в детском саду и дома должна направляться
не только на осознание своих чувств и переживаний,
на усвоение общественно значимых правил
и норм поведения, но и на развитие чувства общности
с другими людьми, формирование позитивного
отношения к людям в целом. И такую задачу
нравственного воспитания детей в дошкольном
возрасте способна решить игра. Именно
в игре малыш знакомится с разными видами
деятельности, осваивает новые для себя
социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки,
учится выражать свои чувства и понимать
эмоции других людей, оказывается в ситуации,
когда необходимо сотрудничество и взаимная
помощь, накапливает первоначальный банк
нравственных представлений и пробует соотносить
их со своими поступками, учится следовать усвоенным
1.3. Специфика нравственного воспитания в современной семье.
В основе работы по социально-нравственному становлению личности дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.
Эти качества формируются
в процессе эмоционального насыщенного
содержательного общения
Обращаясь к родителям в "Лекциях о воспитании детей", А.С. Макаренко говорил: "Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка". [9].
Активным и значимым субъектом процесса воспитания является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса,
должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой
духовно-нравственного
Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия:
- к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;
- к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;
- к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.
Предполагается, что в
ближайшей перспективе
Эти новые подходы
к взаимодействию ДОУ с семьёй
раскрываются во многих программах воспитания
детей и программах педагогического
сопровождения семьи в
Можно сформулировать общие
стратегические принципы, которые должны
быть положены в основу программно-методического
обеспечения духовно-
Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.
Принцип системности, основанный
на объединении отечественных
Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника в современной семье