Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:55, реферат
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности.
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения в семье дошкольника
1.1 Психологическая характеристика личности дошкольника
1.2 Детско-родительские отношения в семье
1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Глава 2. Исследование социально-психологических проблем формирования личности ребёнка в семье
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольный возраст является
предметом пристального внимания ученых
и практиков как важный и ответственный
период в жизни человека, как момент
рождения личности. В этот период происходит
ускоренное развитие психических процессов,
свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий
Изучение детско-родительских
отношений является чрезвычайно
важным как для понимания факторов,
влияющих на становление личности ребенка,
так и для организации
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
В отечественной психологии
статистика более скромная, поэтому
испытывается определенный дефицит
информации по данной проблеме. Как
справедливо указывают А.Г. Лидерс,
О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и
многие другие психологи, занимающиеся
изучением психологической
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый.
Глава 1. Детско-родительские отношения в семье дошкольника
Согласно работам российского учёного Л.С. Выготского родившийся ребенок не является личностью, но у него имеются задатки к тому, чтобы стать личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит по мере того, как человек овладевает самим собой, научается управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.
Так же и отечественный учёный А.Н. Леонтьев считал, что формирование личности это процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств человека в ходе его приспособления к внешней среде.
По определению В.С. Мухиной личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В.С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких, один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.
В своих работах А.А. Крылов говорит о том, что личность рождается постепенно и в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.
Изучая труды А.В. Петровского,
можно выделить два типа закономерностей
возрастного развития личности. Психологические
закономерности развития личности, источником
которого выступает противоречие между
потребностью личности в персонализации
(потребностью быть личностью) и объективной
заинтересованностью
Закономерности развития
личности как в результате
вхождения в новые для нее
группы, которые становятся для
индивида референтными, выступая
в качестве институтов его
социализации (семья, детский сад,
школа, трудовой коллектив и
т. д.), так и вследствие изменения
его социальной позиции внутри
относительно стабильной
По утверждению А.В. Петровского переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответствующей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.
Дошкольный возраст, как
отмечает А.А. Крылов, является начальным
этапом становления субъекта познавательной
и практической деятельности. Этот
период жизни является чрезвычайно
важным с точки зрения генеза и
формирования социальных форм психики
и нравственного поведения. Преобладание
тематики, связанной с изображением
человека в творчестве дошкольника,
свидетельствуют о
При этом важны социально
значимые эталоны поведения, которыми
становятся литературные герои и
непосредственно окружающие ребенка
люди. Особое значение в качестве эталонов
поведения для дошкольника
Дети принимают и усваивают
оценки того родителя, который для
них является значимым лицом и
носителем эталонов поведения. К 5 годам
у детей возникает определенная
позиция в группе, происходит их
дифференциация по социометрическому
статусу. При этом предпочтения, которые
ребенок оказывает своим
В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осознанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков. Мотивы человека различаются по степени осознанности, динамичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той же деятельности, более того - действия могут лежать разные по содержанию мотивы.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Наряду с возникновением
новых мотивов деятельности, в
дошкольном возрасте наблюдается еще
одно важное новообразование в
Эмоциональная сфера
человека развивается,
На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда.
Чем гордится ребенок, чего
он стыдится – решающую роль в этом
играют окружающие и в первую очередь
– родители, воспитатели, их отношение
к ребенку, оценка его достижений.
Дошкольник не безразличен к прекрасному
и безобразному, он способен откликнуться
на музыку, художественную картину, поэзию,
на прекрасное в природе, проявить чувство
юмора. В дошкольный период развиваются
и познавательные чувства, ребенок
проявляет не только любопытство, но
и любознательность, стремление утвердиться
в истине. Чувства к концу дошкольного
возраста нередко становятся мотивом
поведения ребенка. Постепенно происходит
и интеллектуализация детских чувств.
Развивается способность к
К концу дошкольного возраста
происходит оформление основных элементов
волевого действия – ребенок способен
поставить цель, принять решение,
наметить план действия, исполнить
его, проявить определенное усилие в
случае преодоления препятствия, оценить
результат своего действия. Воля становится
компонентом психологической