Морфемный состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

Задачи:

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

-провести экспериментальное исследование.


Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Итак, значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что  школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя – создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.

     Во-вторых, даже элементарные знания об образовании  слов очень важны для понимания  учащимися основного источника  пополнения нашего языка новыми словами, как представлено в трудах многих известных лингвистов (Л.А. Булаховский, В.В. Виноградов, Е.М. Галкин-Федорук, Е.А. Земская, Н.М. Шанский и др.), новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования.

     Наблюдения  над образованием слов оказывают  положительное влияние на формирование у учащихся активного отношения  к слову, подводят к пониманию  закономерности развития языка.

     В-третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносительными понятиями (например, слова граница и пограничник семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). Фактически познание школьниками семантико-структурной соотносимости слов означает углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющих место в окружающей жизни.

     В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а  также семантического значения приставок  и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.

     В-пятых, изучение морфемного состава слова  имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и, прежде всего, корня.

     Наконец, немаловажен и тот факт, что  изучение морфемного состава слова  заключает в себе большие возможности  для развития умственных способностей учащихся, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например, умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умения вычленять в слове значимые части (морфемы), умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия и т.д. Задача учителя – создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.

     В настоящее время, согласно утвержденным программам для 4-летней начальной школы, морфемный состав слова изучается во 2-м и 3-м классах.

     По  мнению методистов и учителей, изучение морфемной структуры слов имеет  исключительно важное значение в  развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.

     Невозможно  переоценить роль понимания структуры  слова в обучении чтению и правописанию. Прежде всего мы узнаем слова при  чтении и воссоздаем при письме по их значимым частям – морфемам. Кроме  того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка. С восхищением слушают младшие школьники «слово о словах», они искренне удивляются тому, что кто-то не понял, почему словом леонить стали обозначать движения человека в открытом космосе; они хотят знать, что значит и как возникло слово перестройка и т.д. Выяснение того, как сделаны слова в русском языке и как они делаются, способствует возникновению мотивации, необходимой для успешного овладения речевой деятельностью, развивает в детях потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразить мысль в слове.

     В программу младших классов входит знакомство с основными понятиями  морфемики и морфемный анализ слов. Цель морфемного анализа –  установит, из каких значимых частей состоит слово.

     Словообразовательный  анализ, то есть определение того, от какой основы образовано данное производное  слово, учащиеся начинают выполнять  как специальное задание в  средних классах. Однако, практически  младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами. Например, выделив суффикс –ист- в слове футболист, третьеклассники сначала объясняют, что с помощью этого суффикса от слова футбол образовалось новое слово, которое обозначает игрока в футбол, а затем наблюдают, что также образовалось слово шахматист от шахматы, баянист от баян и т.д., а это и есть практически словообразовательный анализ, без которого членение слова на морфемы остается формальным.

     Изучение  морфемного состава слова в младших  классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.

     Понимание последовательности и специфики  работы с морфемами в том или  ином классе необходимо учителю для  того, чтобы он мог помогать детям  преодолевать трудности, которые у них возникают при разборе слова по составу. 

     4.Парадигматические отношения между морфемами. 

          Морфемы как определенные языковые единицы вступают в системные отношения. Они различаются рядом конкретных признаков, на основании которых осуществляется их классификация. Системность морфем проявляется в наличии определенных парадигматических отношений между ними. В морфемике парадигматические отношения проявляются по-разному. В зависимости от характера рассматриваемых отношений между морфемами различаются такие явления, как морфемная омонимия, синонимия и антонимия.

Проблема омонимии является, по словам В.В.Виноградова,“одной из самых неотложных и вместе с  тем запутанных проблем”.Омонимия – явление не только собственно лексическое, она пронизывает все структурные элементы языка. Одинаковые по звучанию морфемы могут выступать в качестве разных морфем и представлять собой морфемы-омонимы. Омонимичными называются морфемы, тождественные по фонемному составу, но различающиеся по значению, т.е. под омонимией здесь понимается звуковое совпадение разных морфем. Омонимичными морфемами могут быть разные морфемы – корни, приставки, суффиксы, постфиксы, окончания.

          Корневые морфемы – это корни разных слов, находящихся в от- ношениях лексической омонимии. Например, балк-а (деревянный брус)

и балк-а (небольшой  овраг), топ-ить (обогревать с помощью  топлива) и топ-ить (погружать в  воду). Омонимичные корни обнаруживаются и в словах, относящихся к разным словообразовательным структурам. Например, вод-а и вод-ить, гор-а и гор-еть, пах-ать и пах-нуть

         Префиксальные омонимы встречаются достаточно часто. К префиксальным омонимам относятся некоторые приставки, сочетающиеся со словами разных частей речи. Например, про - в слова проректор и проделать, раз - (рас -) в словах разлюбезный и раскрасавица.

       Омонимичными могут быть и суффиксы, встречающиеся в составе слов определенной части речи. Например, в словах кубинка, грузинка и лукавинка, слабинка; виноградина, жемчужина и осетрина, баранина; домина, долина, холодина; учительница, писательница и сахарница, чернильница; артистка, студентка и ножка, ручка, спинка.

         Явление омонимии распространено и среди флексийных морфем.Так, среди окончаний существительных омонимичными могут быть следующие: -а, -у, -и. Например, стена, сестра и стола, столба (формы им.п. мн.ч. и формы род. п.ед.ч.); воду, реку и листу, столу (формы вин.п. ед.ч. и формы дат.п. ед.ч.); песни, ночи, мыши (формы род.п. ед.ч. и формы им.п. мн.ч.).

Омонимичными  могут быть морфемы, принадлежащие грамматическим формам разных частей речи. Например, страну, столу и беру, несу ( формы вин.п.ед.ч. существительных мужск. и женск.р. и формы глагола в настоящем времени). Омонимичными могут быть морфемы разных видов, например, суффиксальная и флексийная :лис-ий и син- ий, где в первом случае – это суффикс, а во втором –окончание.

       Морфемная омонимия в русском  языке объясняется разными причинами,  в том числе и тем, что на протяжении длительного периода развития могло произойти изменение значения той или иной морфемы. Кроме того, омонимия могла возникнуть в результате заимствования ряда аффиксов из других языков, например, суффикс –ист-(шахматист, танкист) и суффикс –ист - ( ветвистый, кряжистый).

     В современном русском языке есть много морфем, которые имеют совершенно разный звуковой состав, но совпадают или очень близки по своему значению. Такие морфемы называются синонимичными.                Синонимичными могут быть морфемы всех видов - корневые, префиксальные, суффиксальные, флексийные и постфиксальные. Синонимичными корневыми морфемами являются морфемы, употребляемые в словах, связанных отношениями лексической синонимии, например, врать – лгать, работа – труд и т.д. Среди синонимичных приставок можно назвать такие, как вы - и из -: выгнать, выбрать - изгнать, избрать; пре - и об -: перекормить – обкормить; под- и при -: подготовить – приготовить; без - и не - : безвинный и невинный.

       К суффиксам-синонимам относятся словообразовательные суффиксы, такие, как : - тель-, -ник -, -чик-(-щик-), -арь-: учитель, проводник, грузчик, каменщик, пекарь и др. и формообразующие суффиксы –нн- и –т-: написанный и разбитый и др.

          К синонимичным окончаниям относятся все морфемы, используемые для образования одной и той же грамматической формы. Например, окончание –а и –о в словах стена и весло; - а, -ы, -и в словах окна, города,

стены, земли. Синонимичные морфемы, выражая определенные значения, в одних случаях полностью совпадают по своей семантике, в других – лишь частично. Отсюда выделяются полные морфемы-синонимы и неполные морфемы-синонимы. Полная синонимия морфем проявляется среди формообразующих служебных морфем, среди словообразовательных морфем отношения полной синонимии наблюдаются относительно  редко.

         Частичная синонимия характерна для большинства синонимичных словообразовательных аффиксов и корневых морфем. Например, суффикс –ск - помимо значения принадлежности может выражать отношение к географическому объекту, к отвлеченному понятию и т.д.: московский, нарвский, институтский, практический .

          Разные морфемы могут выражать не только общие, тождественные или близкие значения, но и прямо противоположные. Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.

          Антонимичные отношения характеризуют все морфемы русского языка – корневые и служебные. Корневыми антонимичными морфемами являются морфемы в лексических словах-антонимах, например, день- ночь, горе – радость и т.д. К суффиксальным антонимам относятся такие морфемы, как –ик - и –ин-, -к- и –ищ- : домик – доми-на, ручка – ручища. Широкое распространение антонимичных морфем можно обнаружить в префиксальных словообразовательных морфемах: в-нести – вы-нести, при-лететь – у-лететь, про-писать – вы-писать. Антонимичными являются многие приставки, сочетающиеся со связанными корнями, например, о-деть – раз-деть, об-уть – раз-уть, при-выкнуть - от-выкнуть и т.д.  
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В

     НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 

  1. Причины трудностей  и  ошибок младших школьников в разборе 

    слов  по составу. 

     Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его лексическое, вещественное значение, вторые – только внешние признаки (его буквенный или звуковой состав).

     Примером  ответа «наивного семантика» на вопрос «являются ли родственными слова  сторож и сторожка» может служить  такой: «Сторож и сторожка – не родственные слова, так как сторож – это человек, а сторожка – домик». На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову час, «стихийный формалист» ответит: «Часовщик подойдет, потому что во всех словах буква ч». – А чашка? – тоже, потому что в часах буква ч и в чашке».

     Сначала было высказано предположение, что  описанные ошибки связаны с возрастными  особенностями младших школьников. Однако в дальнейшем ученые пришли к однозначному мнению о том, что  истоки ошибок следует искать в дефектах методики обучения. Прежде всего эти ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы, формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не раскрывается и т.п.

Информация о работе Морфемный состав слова