Словообразование. Состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 04:32, контрольная работа

Краткое описание

Морфемика (от греч. morphe — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Морфема — это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс и окончание.
Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Файлы: 1 файл

Состав слова.doc

— 49.50 Кб (Скачать)


Состав слова

Морфемика (от греч. morphe — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Морфема — это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс и окончание.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Основа и окончание

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание (трав а), а в неизменяемых — только основа (около, за

Основа — это часть изменяемого слова без окончания: море — моря — морю. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: трава — травы, зимний — зимнего, лечу — летит. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (лес — леса, красивый — красивые, добр — добры, второй — вторые, наш — наши, весь -— все, пишу — пишем, прочитал — прочитали); рода (синий — синее — синяя, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующая — рисующее); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица {решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога или вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова: конь — коня — коню. В им. падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь употреблено в форме им. падежа, ед. числа, мужск. рода, 2-го скл.

В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова (морфемы): приставку, корень, суффикс.
 

Корень слова

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — водолаз — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесничество) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить).

Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни: гора — гористый — горный — корень -гор-; угореть — загорать — перегорать — нагорать — корень -гор-, но это корни, разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или с другими корнями:

-де- — надеть, переодеть, приодеть, одеть; -ня— занять, нанять, отнять, перенять, снять;

-сяг--присяга, досягать, посягать;

-у--разуть, обуть-,

-ул- — улица, переулок, закоулок, проулок; -й- — войти, отойти, подойти, пойти, пе рейти, сойти, зайти.

В слове может быть один корень (вода) или два корня (водопад, водоснабжение, водохранилище).

 

Суффикс

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Например, суффиксы -чик (летчик, резчик), -щик (фонарщик, сварщик), -ик (академик, трагик), -ин (грузин, осетин), -ист (машинист, лингвист), -ец (кавказец), -тель (писатель, читатель) образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства. С помощью суффиксов -чиц(а) (летчица), -щиц(а) (танцовщица), -иц(а) (мастерица), -к- (осетинка, артистка), -ниц(а) (писательница) образуются названия лиц женского пола с тем же значением.

Суффиксы могут служить для образования форм слов: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравн. степень).

Многие суффиксы свойственны определенным частям речи:

суффиксы -ость, -ние ( ение), -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен существительных;

суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-,

-ом-, -т-, -нн-, -енн-, -ш-, -вш--для причастий;

суффиксы -учи- ( ючи ), -в-, -вши- — для деепричастий;

суффиксы -и-, -е-, -ну-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва- — для глаголов;

суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.

Находясь после корня, суффикс может быть непосредственно за корнем или после другого суффикса: рас-чет-лив-ый; рас-чет-лив-ость. В словах, имеющих окончание, суффикс стоит, как правило, перед окончанием: приручают, несущий, барабанный. Однако он может быть и после окончания: смеющийся, причесываюсь, какого-то, каким-нибудь.

 

Приставка

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением: приставки в- и вы- в глаголах вбежать — выбежать, ввести — вывести указывают на направление движения; в словах перебелить, перегруппироваться приставка пере- обозначает «переделать что-либо».

В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы ход — без вы ходное (положение).

Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисквалифицировать, реорганизация, экс-чемпион, импорт.

Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение (приплыть), присоединение (пришить), неполноту действия (присесть), нахождение вблизи чего-либо (приморский).

Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

 

Способы образования слов

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую. 

Приставочный способ

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок — подзаголовок, удача — неудача, бабушка — прабабушка, вкус — привкус), прилагательные (важный — преважный, веселый — развеселый, худший — наихудший, мощный — сверхмощный, плохой — неплохой, моральный — аморальный, полезный — бесполезный), местоимения (что — кое-что, нечто, ничто', какой — кое-какой, никакой; сколько — нисколько, несколько), глаголы (читать — вычитать, дочитать, перечитать, почитать, прочитать), наречия (ныне — доныне, всюду — повсюду, завтра — назавтра, весело — невесело; где — нигде, как — кое-как, даль — вдаль, верх — вверх). 

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.

Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он более сложен по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить — заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук — внучок). 

Приставочно-суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса: ехать — разъехаться, закон — узаконить, граница — пограничник, дружеский — по-дружески, первый — во-первых, плотный — вплотную.

Наиболее часто этим способом образуются существительные с суффиксами -ник, -й(е), -ок (наследник, наставник, подсвечник, подснежник; бездорожье, побережье, подземелье; поводок, подарок, подбородок), глаголы с суффиксом -ся (разворчаться, размечтаться), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски, по-деловому, по-летнему). 

Бессуфиксный способ

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленыи — зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь — отлет, повторить — повтор). 

Сложение как способ образования слов

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, например: косилка+се-но — сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е (вездеход, самолет). В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний. Сложные слова могут быть без соединительной гласной: стенгазета.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: город-герой, летчик-испытатель;

2) сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, турпоход, пол-Европы) или соединительными гласными о и е (снегопад, землекоп);

3) с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, водонепроницаемый, декоративно-прикладной;

4) сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, трехэтажный;

5) слиянием слов: вечнозеленый, быстрорастворимый, труднодоступный, многоуважаемый, сорвиголова, перекати-поле.

Так образуются в основном существительные и прилагательные. 

Сложение сокращенных основ

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов: высшее учебное заведение — вуз. В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

1) сложением слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона);

2) сложением названий начальных букв: МГУ (Московский государственный университет) (произносится эмгэу); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);

3) сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр);

4) смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец. 

Переход слов одной части речи в другую

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков: дежурный (прил.) ученик — дежурный (сущ.) по классу; блестящие (прич.) на солнце паутинки — блестящие (прил.) способности; надеяться на удачу (сущ.) — идти наудачу (наречие). 

Разбор слова по составу

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.

План разбора по составу

1. Определить, к какой части речи относится анализируемое слово (ранний — прил.).

2. Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить: ранний — раннего — раннему. Окончание: -ий, -его; -ему. Основа: ранн-.

3. Определить, состоит ли основа только из корня или есть в ней приставки и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова: ранний — рань — рано — раньше.

4. Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть): корень -ран-. Приставки в слове нет. Суффикс -н- (суффикс имени прилагательного).

5. Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова: ранний — весенний — зимний. Во всех этих прилагательных имеется суффикс -н-.

6. Обозначить условными знаками части слова: ран-н-ий. 

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор — это выяснение, от чего и с помощью чего образовано данное слово. При словообразовательном разборе слова устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова.

План словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова. Например, слово учительство имеет собирательное значение — это множество учителей.

2. Сравнить состав данного слова с одноко-ренным: учительство — учитель, учить. Слово учительство образовано от слова учитель.

3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано: учительство — учитель. Оно образовано с помощью суффикса -ств(о).
 

 

6

 



Информация о работе Словообразование. Состав слова