Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа
Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в современном русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;
- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;
-провести экспериментальное исследование.
Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.
1.Морфемика и понятие морфем.
2. Виды морфем.
3. Значение морфем.
4.Парадигматические отношения между морфемами.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.
2. Распределение программного материала и содержание работы.
3. Методы и приемы изучения состава слов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.
1.Морфемика и понятие морфем.
2. Виды морфем.
3. Значение морфем.
4.Парадигматические отношения между морфемами.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.
2. Распределение
программного материала и
3. Методы и
приемы изучения состава слов.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной дипломной работы «Морфемный анализ в начальной школе на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.
Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск
Задачи:
-
подобрать, изучить и
-
описать морфемный состав
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;
- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;
-провести экспериментальное исследование.
Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.
Задачи исследования:
-
подобрать, изучить и
-
описать морфемный состав
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;
-провести экспериментальное исследование
и на основе сравнительного анализа полученных
экспериментальных данных оценить эффективность
данной работы.
ГЛАВА
I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ
СЛОВА.
Термин “морфемика” в современном языкознании употребляется в двух значениях:
1.Для обозначения одного из языковых уровней.
2.Для раздела языкознания, занимающегося изучением данного уровня языка.
Термином “морфемика” обозначается сложная система морфем и их отношений, существующая в языке на данном этапе его развития. Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц – морфем и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова. При этом морфемы и другие части слов изучаются в морфемике не сами по себе, а как структурные элементы слов, с учетом связей и взаимоотношений между ними, особенностей их сочетаемости в составе слова. Иными словами одной из важнейших задач рассматриваемого раздела языкознания является морфемный анализ слова как последовательности морфем.
Морфемный анализ имеет своей целью установление морфемного состава и его морфемной структуры. Под морфемным составом слова в современной лингвистике понимается совокупность морфем, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформе).
Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.
Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.
Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.
Морфема
- это минимальная значимая единица
языка, у которой план выражения
может отсутствовать при
Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел – стрелы, рад – рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.
Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.
Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица – производителя действия», а в глаголе победи-л-ь суффикс –л– выражает грамматическое значение прошедшего времени.
Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.
Синкретические
морфемы, совмещающие
Два признака морфем – обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования
Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.
К
различительным признакам морфемы
относится и ее структурная выделяемость
в составе слова, поэтому морфема
связана с единицами высшего,
синтаксического уровня не прямо, а
опосредованно, об этом свидетельствует
невозможность выступать в
Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.
Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.
Морфема
– единица двуплановая, обладающая
и формой и содержанием. Этим она
принципиально отличается от фонемы,
не имеющей значения, а также от слога.
Морфема – единица воспроизводимая, говорящий
не создает морфем в речи, а берет их из
хранящегося в памяти «инвентаря» языковых
единиц, тогда как предложения относятся
к числу единиц, создаваемых говорящим
непосредственно в речевом общении.
2.
Виды морфем.
Корнем, или корневой морфемой, является неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая в себе основной элемент их лексического значения.
На основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, волч-ий; г//ж – сапог, сапож-н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замиро-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.
Чередование согласных.
г – ж: лягу – ляжешь, бегу – бежишь;
к – ч: пеку – печешь, привлеку – привлечешь;
х – ш: ухо – уши, сухой – суше;
д – ж - жд: водить – вожу – вождение;
т – ч – щ: свет – свеча – освещение;
з – ж: возить – вожу;
к – ц – ч: лик – лицо – личный;
ст – щ: расту – выращенный;
б – бл: любить – люблю, дробить – дроблю;
п – пл: купить – куплю, лепить – леплю;
в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю;
м – мл: ломать – сломленный, утомить – утомление;
ф
–фл: графить – графлю.
Чередование гласных.
о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться;
е – о (л) после мягких согласных: весло – вёсла, лечь – лёг;
е – о после твердых согласных: течь – ток, несу – носить;
о – а: сон – сна, рот – рта;
е – я: день – дня;
о – ы – у – а: вздох – дышать – душно, посол – посылать – посулы – послать;
е – и – о – ё: упереться – упираться – упор – упрется;
у (ю) – ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать;
е – ой: петь – пой;
ы – ой: мыть – мой, крыть – крой;
и – ой: забить – забой;
а (я) – н, ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать;
а (я) – м,им: жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать.
Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).
Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличие от аффиксов – обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.
Корень составляет основу непроизводных, или по-другому, немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.
Значение таких простых слов «никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете.