Морфемный состав слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 04:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста средней школы № 25 г. Витебск

Задачи:

- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

- описать морфемный состав слова в современном русском языке;

- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

- изучить опыт работы учителей школ по данной теме;

-провести экспериментальное исследование.


Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА.

1.Морфемика и понятие морфем.

2. Виды морфем.

3. Значение морфем.

4.Парадигматические отношения между морфемами.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

1. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

2. Распределение программного материала и содержание работы.

3. Методы и приемы изучения состава слов.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Не  все слова в русском языке  имеют окончания. Не обладают окончанием слова, образующие группу несклоняемых существительных; глаголы в неопределенной форме; деепричастия; наречия; прилагательные в форме сравнительной степени; междометия; предлоги; союзы; частицы.

     Главное различие между корнем и окончанием в том, что корень связан с лексическим значением слова, а окончание - с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п. Корень имеет стабильный (с учетом фонемных чередований) буквенный состав, а окончание — изменчивый, так как эта морфема отражает постоянно изменяющиеся связи слова с другими словами в предложениях. Окончание — словоизменительный аффикс. Это значит, что взаимозамена этой морфемы не приводит к появлению нового слова. Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата — письмо и брату т. п.

     Как и всякая другая морфема, окончание  обнаруживает себя, когда функционирует: изменяем грамматическое значение —  изменяются средства его выражения (звуковой состав окончания). Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи.

     Числовое  значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников, за исключением некоторых слов (например, тех, которые, имея форму множественного числа, Называют один предмет: ножницы, сани и т. п.), значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов. Труднее детям понять, что эти вещественные различия, отражаясь в языке, изменяют связи между словами.

     Во 2 классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении». Но в сознании детей в этот период понятие связи слов не выходит  за рамки семантических связей, в  то время как понятие грамматической связи имеет свое специфическое содержание, которое и должно быть раскрыто при анализе словосочетаний.

     Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изменяться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям. Таким образом, даже на самом начальном этапе знакомства с окончанием без употребления каких бы то ни было терминов можно раскрыть роль этой части слова как средства выражения особых, формальных (грамматических) связей между словами.

     По  мере накопления знаний о частях речи углубляются знания учащихся об окончании. В то же время конкретизируются представления о связях между словами и формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

     а) изменяется конкретное грамматическое значение слова;

     б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

     в) находится изменившаяся часть.

     Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем прилагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый— доброе — добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать. Так, если известно, что у данного прилагательного окончание -ое, то можно сказать, что оно связано с существительным среднего рода. И чем больше грамматических сведений о данной части речи накопит учащийся, тем больше сведений о слове будет сообщать ему окончание: окончание -ое сообщит не только о роде данного прилагательного, но и о его числе и падеже. В то же время будет конкретизироваться общее представление об окончании как двусторонней языковой единице, в которой неразрывно связано ее значение с определенным фонемным (звуковым) составом.

     Например, окончание–ая говорит о том, что это прилагательное женского рода единственного числа именительного падежа. А окончание – ого того же прилагательного отличается от первого не только по звуковому составу, но и по значению: -ого указывает на мужской или средний род, родительный и винительный падеж единственного числа.

     Чем содержательнее становится понятие  окончания как морфемы, выражающей грамматические значения слова, тем  легче учащимся различать слова  и словоформы. Появляется формальный признак, опираясь на который можно  безошибочно отличать словоформы от разных слов: в слове изменилось только окончание – слово осталось тем же; произошли изменения в той части слова, которая находится перед окончание, - появилось другое слово.

     Важно, что признак этот действует и  тогда, когда значения двух или нескольких слов практически идентичны. Например, слова рыбочка и рыбонька, стирать и стирка обозначают одно и то же, но поскольку в той части, которая находится перед окончанием, есть различие, значит, это разные слова.

     Всеми свойствами обычных окончаний характеризуются и так называемые нулевые окончания. О нулевом окончании говорят, когда грамматическое значение есть, а фонемы, которая бы его выражала, нет. Например, в именительном падеже у существительных 2-го склонения окончание нулевое: стол. А другие падежные окончания выражены звуками: стол-а, стол-у и т.д. на уроках же в начальных классах можно слышать, что стол – слово без окончания. В последствии эта «мелочь» оборачивается тем, что ученик средних классов не отличает слова действительно без окончаний, например, наречия, от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание.

     Поскольку знакомство с нулевыми окончаниями  не предусмотрено действующей программой для начальных классов, учитель  должен проявить некоторую изобретательность, чтобы не нарушить принцип научности и не вынуждать детей со временем переучиваться. Можно, например, воспользоваться какой-нибудь описательной, метафорической конструкцией: «В этом падеже у существительного беззвучное, немое окончание, окончание-невидимка» и т.п.

     Постфиксом  называется значимая часть слова, находящаяся  после окончания или суффиксов  в глагольных формах и служащая для  образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.

     В качестве постфикса в русском  языке используется единственная служебная морфема –ся (-сь): катался, каталась.

     Постфикс–ся(-сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить – строится и т.д.

     Постфикс–ся употребляется в структуре причастий, а так же в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук. После гласных звуков во всех глагольных формах, кроме причастий, употребляется – сь.

     Морфемы в структуре слова следуют  друг за другом в строго определенном порядке  перемещаться, как правило, не могут.

     Соединительные  гласные о/е являются служебными морфемами, которые используются для  образования сложных слов путем  объединения основ двух слов.

     Словообразовательным  значением морфем о/е «является  соединительное значение, сводящееся к объединению значений, составляющих сложную основу мотивирующих слов в одно целостное сложное значение.»

     При образовании сложного слова соединительная гласная, находящаяся между основами двух слов, нейтрализует грамматическое значение первого из них и тем  самым создает возможность для соединения в одно слово двух различных в грамматическом отношении слов, например: огн-е-упорн-ый. Общее грамматическое значение сложного слова и, прежде всего его принадлежность к определенной части речи, формируется на основе его второго компонента.

     Ударение  в сложном слове тоже сосредотачивается  на его опорном втором компоненте.

     С помощью соединительных гласных  о/е образуется большинство сложных  существительных и прилагательных: лес-о-степь, крпн-о-блочный и т.п. Некоторые сложные существительные и очень немногие прилагательные гласные. Если основа первого слова оканчивается на парный твердый согласный, то после него употребляется служебная морфема –о-, например: сам-о-лет, верт-о-лет. Если же основа первого слова оканчивается на парный мягкий согласный, а также на твердый шипящий и ц, то после них используется служебная морфема –е-, например: стал-е-вар, пеш-е-ход.

     В прилагательных труднодоступный, вышеуказанный, и подобных, образованных путем соединения в одно слово наречий с именами  прилагательными, -о- и –е- являются суффиксами наречий, но не соединительными гласными.

     В отличии от приставок и суффиксов, использующихся как для образования  новых слов, так и для образования  разных форм одного и того же слова, соединительные гласные употребляются только для образования новых слов.

     Интерфиксом называется особый строительный элемент  слова, выполняющий роль необходимой  звуковой прокладки при соединении словообразующих суффиксов с  основой слова.

     В прилагательных орловский, ялтинский, перуанский, суффикс –ск- имеет значение «относящийся к тому, что названо производящей основой, а предшествующие ему части слов –ов, -ин, -ан не входят ни в состав корневых морфем, ни в состав данного суффикса. Они необходимы для фонетического взаимоприспособления указанного суффикса с производящими основами упомянутых прилагательных.

     С помощью интерфикса –л- соединяется, например, глагольная основа на гласный  и суффикс –ищ- в таких существительных, как обита-л-ищ-е, жи-л-ищ-е, а с  помощью интерфикса –в- глагольная основа на гшласный вступает в контакт с суффиксом –уч- в таких прилагательных, как жи-в-уч-ий, пе-в-уч-ий.

     Назначение  интерфиксов в структуре слова сугубо строевое. Их функция–содействовать соединению одной морфемы с другой, фонетическому взаимоприспособлению производящей основы с последующим суффиксом в структуре производного слова.

     Таким образом, различают морфемы двух типов: корневые морфемы (корни) и служебные  морфемы (аффиксы).

     Корень  – это морфема, являющаяся центральным  элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными словами.

     Аффикс  – это служебная морфема, которая  выражает в слове грамматические или словообразовательные значения.  

     3. Значение морфем. 

     В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые, так  и школьники смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы  и установления семантической связи  с известным однокоренным словом. «тенденция самостоятельно раскрывать значения неизвестных слов, - пишет А.Н. Гвоздев, - путем расчленения их на морфологические части является очень мощной и постоянно действующей… С ее помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе».

     Членение  слова на морфемы в целях установления его лексического значения имеет  свое теоретическое обоснование  в самой науке о языке.

     Морфем, как установлено многочисленными  лингвистическими исследованиями, свойственно  семантико-словообразовательное и грамматическое значение. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое значений, присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.

     Поскольку слияние морфем представляет собой  не механическое соединение, а взаимодействие и, кроме того, многие префиксы, корни, суффиксы многозначны, то только по морфемному составу трудно (а иногда и невозможно) определить лексическое значение слова. Тем не менее, лексическое значение многих мотивированных слов определяется его морфемным составом (например, последователь, разведчик, сотрудник, прибрежный, прилуниться и т.д.). Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, создающему семантическую общность однокоренных слов.

     Указанная особенность языка является одной из причин, обусловливающих возможность использования членения слова на морфемы в целях выяснения его смысла.

     Этой  возможностью учащиеся начинают осознанно  пользоваться по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Лексическое значение многих производных слов осознается учащимися, когда им «открываются» тайны той связи, на которой основано семантическое родство слов.

Информация о работе Морфемный состав слова