История словообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


 

Введение

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Человек в ходе своей речевой деятельности не только пользуется готовыми названиями – словесными знаками, хранящимися в его памяти, но и регулярно создает такие знаки прямо тут же, «на месте», из подручного строительного материала.

Однако словообразовательное творчество протекает, разумеется, по определенным образцам. Это значит, что в памяти человека хранятся не только готовые слова и не только их «составные части», но также и правила, по которым данные части соединяются друг с другом. Иначе говоря, процесс словообразования есть создание носителями языка новых слов из заданного материала по заданным моделям.

Языковая ситуация предзастойных 1960-х радикально отличается в исследовательском плане от языковой ситуации наших дней. В последние десятилетия необычайно активизировался процесс пополнения словарного состава русского языка. Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга. Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей.

Словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена.

Способы словообразования, типы и формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе, собственно новыми оказываются только номинации, единицы наименования.

В этих процессах активно обнаруживается связь лексического уровня языка и грамматического, словообразовательного.

В качестве словообразовательного новшества можно признать и повышение продуктивности тех или иных словообразовательных моделей, что, безусловно, вызвано причинами социального плана, а также заимствование компонентов и способов словообразования из других языков. Функционирование их в современном русском языке - исследование актуальное. Поэтому и тема работы является актуальной.

Благодаря словообразованию возникают новые лексемы, словесные знаки, язык развивается, обогащается. А если подходить к словообразованию строго синхронично, с позиций «сиюминутного» речевого акта? Ведь общение – это обмен информацией при помощи знаков, а наиболее типичные знаки – слова? Не получается ли, что словообразование играет по отношению к лексике второстепенную, вспомогательную роль, находясь как бы «на подхвате», служа для подстраховки: если у говорящего не окажется в памяти подходящего слова, тут-то его и можно создать...

Действительно, готовых слов на все случаи жизни просто не напасешься. Поэтому речевую деятельность стоило бы определить не только как использование (воспроизводство) знаков, но и как их создание по имеющимся образцам. И в этом смысле роль, которая отводится словообразованию в деятельности говорящего и слушающего, чрезвычайно велика.

Словообразование «обслуживает» не только лексику – оно связано также с грамматикой. Словообразовательные средства позволяют соотнести слово с определенными грамматическими классами и разрядами: видами глаголов, родами и типами склонения существительных и т.д.

Получается, таким образом, что словообразование выполняет в языке несколько функций. Во-первых, оно служит созданию новых слов, в том числе непосредственно в речевом акте. Во-вторых, оно несет на себе свою долю общей смысловой нагрузки высказывания, и можно даже говорить о ее (доли) относительной самостоятельности. И, в-третьих, поскольку словообразовательное значение (воплощающееся в соответствующей модели) имеет характер более обобщенный, чем значение отдельного слова, то выбор первого может помогать выбору второго. В своих поисках слова мы нередко опираемся на уже известное нам словообразовательное значение.

Определение места словообразования в общей модели языка, а точнее, определение его связей с другими частями этой модели представляет собой определенную проблему. Словообразованию как лингвистической деятельности присущи и автономность, и даже некоторая замкнутость. Так, говоря о современных семантических исследованиях в области русского языка, обычно имеют в виду прежде всего исследование лексики и текста. При этом морфемная семантика, существующая достаточно давно, до самого недавнего времени во многом оставалась «вещью в себе». В области семантики словообразования существовали свой собственный метаязык, свои специфические задачи, так что полученные результаты часто никак не соотносились с результатами в соседних областях семантики. На теорию словообразования почти не влияли современные теории и модели языка, поскольку, как правило, они вообще не рассматривали словообразования. Иначе говоря, словообразование не слишком «интересовалось» новыми общетеоретическими веяниями, поскольку сами новые теории не слишком интересовались словообразованием.

Лишь в последнее время в этом отношении произошел определенный теоретический сдвиг. Словообразовательные правила стали включаться в состав различных моделей языка либо как самостоятельный компонент, либо в рамках других компонентов, а сама словообразовательная семантика заняла подобающее ей место в семантической теории.


1 История создания способов словообразования

 

В связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны появилось много новых слов, устойчивых словосочетаний для обозначения новых понятий, наименования новых предметов.

В 1917-20-е годы расширился круг общественно-политической и социальной лексики: ревком, Советы, советский, Красная гвардия, красноармеец, Красная Армия, комсомол, комсомольский, пионер, пионерский и т. п.

Расширяется круг промышленной, сельскохозяйственной, транспортной лексики: пятилетка, Днепрогэс, колхоз, совхоз, птицеферма, теплоход; военной лексики: дот - долговременная огневая точка, дзот - дерево-земляная огневая точка, зажигалка, миномет, катюша, зенитка, замполит, плащ-палатка и др.

В 50--70-е гг. появились слова КамАЗ, БАМ, целинник, термоядерный, атомоход, землянин и др.

Показательна история слов, связанных с эпохой НТР, развитием науки и техники в 60-е гг., освоением космоса.

В 60-70-е гг. в словарном составе появилось много слов и устойчивых словосочетаний, называющих предметы и понятия, связанные с освоением и использованием атомной энергии: атомный реактор, атомная энергия, атомная электростанция, борьба за запрещение атомного оружия. На базе слова атом в русском языке были образованы новые слова: атомоход, атомоледокол, атомник, атомщик, атомификация. От прилагательного атомный образовались слова: внутриатомный, межатомный, субатомный - «более мелкий, чем атом».

Появились новые словосочетания с опорным словом ядерный: ядерная ракета, ядерное оружие, ядерная политика, ядерная катастрофа, ядерные испытания, ядерное вооружение.

Текст любого памятника, произведения любой жанрово-стилистической закрепленности по языковым элементам, его составляющим, позволяет определить время его создания, дает возможность установить, когда появился тот или иной текст: в 20-е, 30-е, начале 50-х, 70-80-е гг., конец 80-х гг.

Образование новых слов происходило и продолжает происходить в основном традиционными словообразовательными способами: аффиксальным и словосложением.

1) В словарном составе русского языка появилось много слов, которые называют людей по месту жительства, профессии, принадлежности к какой-либо социальной группе, роду занятий.

Эти слова образованы с помощью продуктивных суффиксов лица:

-ец, -ник, -ик, -тель, -ист, -щик, -льщик, -чик: комсомолец, метростроевец; производственник, передовик, фронтовик, хозяйственник, физкультурник, общественник, выпускник, вечерник, заочник, дипломник, целинник, дружинник; активист, моторист, очеркист, бульдозерист, программист; гандболист, аккордеонист, автоматчик, наладчик, ракетчик, перехватчик; регулировщик, подборщик, табуляторщик, тральщик, нагнетальщик, трубопрокатчик.

В «Русской грамматике» 1980 г. зафиксированы существительные с суффиксами:

-ант/-ент: репатриант, адресант, референт, информант;

-ист: танкист, паспортист, чекист, значкист, самбист, пародист;

-ик: отставник, подсобник, международник;

-ец: рабфа-ковец, партиец, студиец, орудовец, огоньковец;

-атор/-итор: рационализатор, классификатор, эвакуатор, мультипликатор и др.

Женское равноправие, возможность работать на производстве, в различных научных учреждениях, заниматься общественной работой обусловили появление новообразований, обозначающих лиц женского пола,- существительных с суффиксами:

-к(а), -ниц(а), -щиц(а): рабфаковка, выдвиженка, активистка, партизанка, чемпионка, корреспондентка; прокатчица, автоматчица, стерженщица, нормировщица, зенитчица, крановщица, заочница, программистка и др.

Появилось много новых слов, называющих конкретные предметы. Эти слова образованы с помощью суффиксов:

-ик, -ник, -щик, -чик, -тель, -к: грузовик, лунник, бомбардировщик, тральщик, передатчик, предохранитель, копнитель, путевка, курсовка, спецовка, зажигалка, фугаска и др.

Образуется ряд новых отглагольных имен с суффиксами:

-ени-, -ани-, -к-, с нулевым суффиксом (безаффиксный способ образования): бурение, вождение, обводнение, прилунение, приводнение; зачистка, заточка, заливка, задувка, штамповка; промыв, начес, перехват, запуск, облет и др.

В рассматриваемый период появилось много имен прилагательных: совхозный, капроновый, ползунковый, мальчиковый, октябрятский; скоростной, вероятностный, контекстный, авиационный, телевизионный, рентабельный, коммуникабельный и др.

Класс глаголов пополнился новыми словами с суффиксами:

-ирова-, -изирова-: акклиматизировать, военизировать, газифицировать, интервьюировать, кинофицировать, микрофильмировать, программировать, экранизировать и т. п.

2) Новые слова создаются префиксальным и префиксально-суффиксальным путем: пересменка, подфарник, подследник, над-бытовой, завысить, озвучить и т. п.

Особенно активизируется создание новых слов с помощью приставок:

анти-: антивещество, антимиры, античастица, антифашист, антидиктаторский, антимилитаристский;

де-: демонтаж, демилитаризация, деквалификация, декомпрессия, дегазировать, демаскировать;

сверх-: сверхскорость, сверхпроводимость, сверхпамять, сверхэнтузиазм, сверхдальний, сверхпрочный, сверхнизкий, сверхдальнобойный, сверхбыстродействующий;

супер-: суперавиация, суперфильтр, суперцентрифуга, суперэкспресс, супертанкер.

3) Новые слова создаются сложением двух основ (с помощью соединительных гласных или без них: самолет, домоуправление, Днепрострой, взрывостойкость, миноискатель, бронетранспортер, новостройка, снегозадержание, свеклоуборочный, звукоулавливатель, луноход, ракетоплан, вездеход, всесоюзный, сеноподъемник и др.).

Начиная с конца 20-х гг. появляются составные слова: изба-читальня, вагон-аптека, телефон-автомат, плащ-палатка, платье-костюм, школа-интернат и др.

4) В XX в. активно создаются новые слова способом аббревиации. Аббревиатуры - это существительные, состоящие из усеченных отрезков слов, входящих в синонимичное словосочетание, последний из которых (опорный компонент) может быть целым, неусеченным словом.

Образование новых слов путем слоговой аббревиации (объединения в один состав слогов двух или нескольких слов) или инициальной аббревиации (объединения в один состав первых букв или первых звуков объединяемых слов) относится к концу XIX - началу XX вв.: РОПИТ (Российское общество пароходства и торговли), эсдек, эсер, Центробалт и др.

20--30-е гг. дают огромное количество сложносокращенных слов, образованных путем сложения начальных частей или слогов слов: совдеп (совет депутатов), совнарком (совет народных комиссаров), колхоз, рабфак, местком, продмаг; полного слова и части слова: парторганизация, партактив, профорганизация, стенгазета, зарплата, запчасти, роддом и др.

С течением времени первая часть многих сложносокращенных слов перестает восприниматься как одна из основ данного сложносокращенного слова, становится регулярным компонентом слов, превращается в служебный аффикс, напоминающий по функции префикс, с помощью которого свободно образуется целая группа лексических единиц: сов- (советский), гос- (государственный), парт- (партийный), воен- (военный), рай- (районный) и т. п.

В нашей стране в 20-30-е годы появилось много слов этой структуры, называющих понятия, связанные с культурой: культработа, культмассовый, культпоход, культотдел и др.; радиовещание, радиоцентр, радиокомментатор, радиопилот и др.; киноведение, киножурнал, кинопрокат, кинофестиваль, киноэкран; телеобозрение, телекомпания, телесериал, телебалет, телекомментатор.

Информация о работе История словообразования