История словообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


5 Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение.

С другой же стороны, словообразовательные средства служат отнесению мотивированных слов к определенным грамматическим классам, разрядам: например, словообразовательные префиксы активно участвуют в формировании разряда глаголов сов. вида; суффиксы существительных относят мотивированное слово к определенному роду и типу склонения (так, все существительные с суффиксом -тель относятся к муж. р. I скл., а существительные с суффиксом -ость - к жен. р. III скл.); суффиксы абстрактных и собирательных существительных относят слово к разряду слов, не выражающих формами числа количественного противопоставления; суффиксы притяжательных прилагательных связаны с отнесением прилагательного к особому типу склонения. И в словообразовании, и в морфологии мы имеем дело с морфемами, поскольку и словообразовательные, и грамматические (морфологические) значения слов выражаются чаще всего аффиксами. Морфемный строй языка - его морфемика - охватывает, таким образом, морфологию и словообразование.


Заключение

Предметом исследования в данной работе стали основные традиционные и современные способы словообразования. В курсовой работе были продемонстрированы основные способы словообразования в современном русском языке; выявлены наиболее общие тенденции развития словообразовательной системы русского языка.

Проблемой словообразования занимались многие ученые: Г.О. Винокур, А.И. Смирницкий, Н.И. Фельдман, В.В. Виноградов, и занимаются: Е.А. Земская, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, М.С. Зайченковой, И.С. Улуханова и другие. Благодаря их работам в последнее время словообразовательные правила стали включаться в состав различных моделей языка либо как самостоятельный компонент, либо в рамках других компонентов, а сама словообразовательная семантика заняла подобающее ей место в семантической теории.

Определение места словообразования в общей модели языка, а точнее, определение его связей с другими частями этой модели представляет собой определенную проблему. Словообразованию как лингвистической деятельности присущи и автономность, и даже некоторая замкнутость. Так, говоря о современных семантических исследованиях в области русского языка, обычно имеют в виду прежде всего исследование лексики и текста. При этом морфемная семантика, существующая достаточно давно, до самого недавнего времени во многом оставалась «вещью в себе». В области семантики словообразования существовали свой собственный метаязык, свои специфические задачи, так что полученные результаты часто никак не соотносились с результатами в соседних областях семантики. На теорию словообразования почти не влияли современные теории и модели языка, поскольку, как правило, они вообще не рассматривали словообразования. Иначе говоря, словообразование не слишком «интересовалось» новыми общетеоретическими веяниями, поскольку сами новые теории не слишком интересовались словообразованием.

Лишь в последнее время в этом отношении произошел определенный теоретический сдвиг. Словообразовательные правила стали включаться в состав различных моделей языка либо как самостоятельный компонент, либо в рамках других компонентов, а сама словообразовательная семантика заняла подобающее ей место в семантической теории.

Необходимо отметить, что в современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного языка в целом. Среди способов словообразования новых слов суффиксация и именная префиксация обнаруживают высокую продуктивность. Новые социально значимые процессы действительности довольно активно именуются существительными с суффиксами -щик / -чик, -ист / -изм, -ец / -овец, -ик. Причём существительные на -ция стоят на первом месте по продуктивности. Характерной особенностью современного словопроизводства является рост именной префиксации. Активизировались приставки, малопродуктивные в прошлом: «псевдо-», «квази-» со значением не истинности, ложности; префиксы ультра-, сверх-, гипер- со значением интенсивности, превосходства, а также форманты недо- и полу-.

Активизация данных суффиксов и префиксов нашла отражение в пополнении номинативного фонда новообразованиями с данными формантами. Аббревиация как способ образования новых слов прочно входит в русский язык. Одной из общих причин продуктивности аббревиатур является то, что данные образования – эффективное средство экономии языковых средств. Однако анализ способов словообразования ставит перед исследователями множество вопросов: лингвокультурологические, социолингвистические, лингвоэкономические и др., которые составляют перспективу дальнейшего исследования.

Под влиянием социальных факторов происходят изменения в словарном составе русского литературного языка: появляются новые слова, образованные традиционными словообразовательными способами (аффиксацией, словосложением), активизируется аббревиатурное образование новых слов; продолжается заимствование иноязычных слов; словарный состав литературного языка пополняется просторечной, диалектной, профессиональной лексикой; изменяется стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска многих слов; слова, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.

Русский литературный язык представляет собой бесконечно движущийся поток. Одни слова отмирают, как отмирают реалии их обозначающие. На смену приходят новые слова новой эпохи. Эти слова приживаются и обретают способность образовывать деривационные ряды по ранее существующим моделям. Способы словообразования  аффиксальный, аббревиация, стяжение, словосложение имеют место быть в современном русском литературном языке.

Современные средства массовой информации оказались средоточием тех процессов, которые происходят в русском языке, в том числе вето словообразовании. Более того, именно газета, резко изменившая свой облик и направленность, стимулирует эти процессы, расшатывая привычные рамки сложившейся системы. И хотя способы, типы и средства словообразования в принципе остаются прежними, активно изменяется характер именований, которые образуются с помощью этих способов и средств. В известные словообразовательные типы вливается все новый и новый лексический материал. Характерно и то, что функционально этот материал значительно расширился - используются единицы, находящиеся на границе литературного языка (разговорный литературный язык), и единицы, выходящие далеко за пределы литературного языка (просторечие, жаргоны).

Итак, словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, который оказывает определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.

Проблема продуктивного словообразования наиболее актуальна в настоящее время. Изучение всех факторов, оказывающих влияние и обусловливающих процесс создания слова, в их совокупности позволяет не только ответить на вопрос, как делаются новые слова, но и проанализировать сам процесс создания слов в будущем. Для выполнения этой задачи потребуются усилия многих исследователей, причем наиболее эффективными были бы комплексные исследования с привлечением специалистов по социологической, психологической и логической проблемам языкознания.


Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2005

2. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 2006

3. Кубрякова Е.С. Теория номинации и словообразования. В кн.: Языковая номинация. Виды наименований. М., 2003. С. 222-303

4. Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шелякин М.А. Современный русский язык.

5. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 2001

6. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1999

7. Русская грамматика. М., 2004. Раздел «Основные понятия морфемики. Словообразование». С. 123-452

8. Соболев П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М., 1996

9. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1994. Раздел III. Словообразование. С. 133-239; 2-е издание, 1996. Словообразование. С. 237-379

10. Тихонов А.Н. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 1987

11. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 2002


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


1.       Допишите знаменатели:

 

2.       Вставьте пропущенные буквы в работе. Определите, производными или непроизводными являются слова с буквосочетаниями при-, пре-.

НА ПРИЕМЕ У ПР_ЗИДЕНТА.

На приеме у пр_зидента было много пр_морских гостей. Пр_зидента пр_ветствовали пр_поднятыми руками. Пр_зидент пр_сел на пр_чудливый стул. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, переругивались, пр_вставали, пр_седали. Пр_зидент пр_кратил заседание. Оно возобновилось, когда все попр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_морским гостям за пр_стройку, которую они пр_делали к пр_зидентскому дворцу. Пр_морские гости захлопали так, что пр_зидент аж пр_вскочил со своего пр_восходного стула. Заседание пр_зидиума закончилось, все разошлись, и пр_зидент пр_лег отдохнуть на роскошном мягком-пр_мягком диване.

 

3.       Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом.

1. Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.

2. У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни за раз на ноги поднимал.

3. – Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.

4. На другой день снежный дождик стал сильнее.

5. Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.

 

4.       Восстановите звенья в цепочке от конечного производного – к первоначальному исходному:

Переоцен-к-а ← пере-оценить ← о-ценить ← цен-и-ть ← цена;

цитрусовый ← ?;

колонка ← ?;

колоссально ← ? ← ?;

катастрофичность ← ? ← ?;

сжигание ← ? ← ? ← ?;

переживание ← ? ← ? ← ?;

пережевывание ← ? ← ? ← ?;

подпоясываться ← ? ← ? ← ?;

непреодолимость ← ? ← ? ← ? ← ?;

непоследовательность ← ? ← ? ← ? ← ? ← ?.

3

 



Информация о работе История словообразования