Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 00:25, контрольная работа
Были люди которые положили себя на алтарь за идею, идею освобождения Украины. Долгим и трудным был путь Украины к независимости, но дух освобождения, который жил в сердце украинского народа в течении веков, поднимал на борьбу его лучшие силы, растил государственных деятелей, военночальников, мудрих рыцарей. Среди них особое место занимает образ Богдана Хмельницкого, неотъемлемая от найзаповеднейших стремлений украинского народа к воле, счастью, справедливости.
Введение…………………………………………………………….........3
Обстановка предшествовавшая восстанию на украинских землях......4
Величайший украинский полководец………………………………….7
Начало освободительного восстания…………………………………...8
Главные события освободительной войны украинского народа……10
Выводы…………………………………………………………………..20
Список используемых источников.……………………………………
Содержание
Выбранная
мною тема не случайна, так как будущим
юристам и защитникам прав независимых
граждан нашей страны необходимо знать
и помнить с чего всё начиналось. Как наш
народ ещё в те далёкие годы пытался создать
независимую державу и поднимался на борьбу.
Сколько раз землю поливала кров христианская…
Ми ж пишем кров'ю на своїй землі.
Ми пишем плугом, шаблею, мечем,
піснями і невільницьким плачем.
Могилами у полі без імен…1
Были люди которые
положили себя на алтарь за идею, идею
освобождения Украины. Долгим и трудным
был путь Украины к независимости, но дух
освобождения, который жил в сердце украинского
народа в течении веков, поднимал на борьбу
его лучшие силы, растил государственных
деятелей, военночальников, мудрих рыцарей.
Среди них особое место занимает образ
Богдана Хмельницкого, неотъемлемая от
найзаповеднейших стремлений украинского
народа к воле, счастью, справедливости.
Именно с Богданом Хмельницким связывается
становление украинской державности,
формирование украинской нации. Его вклад
в историю родного народа, освобождение
приднепровских земель от ярма польских
магнатов, сбережение языка и культуры,
строительство Украинского государства.
В первой половине
XVII века почти все заселённыё украинским
народом земли отошли в состав Речи Посполитой,
которая не только угнетала украинский
народ, но и всё больше усиливала социальное,
религиозное и национальное угнетение.
Лишала народ, каких либо людских прав.
Свободолюбивый украинский народ не один
раз поднимал восстания, но они были жестоко
подавлены.
Нужна была
искра, чтобы вспыхнуло пламя Национально–освободительной
войны. Ожидаемым лидером стал Богдан
Хмельницкий. В Истории Украины нет человека
легендарнее гетмана Хмельницкого. Врождённый
дипломат, талантливый полководец, пользовавшийся
огромным авторитетом у казаков, был знатоком
военного дела. Он хорошо разбирался в
тактике и стратегии, был хорошо знаком
с военной тактикой поляков и татар. Именно
такой лидер и мог поднять на борьбу народ,
и обстановка сложившаяся в то время очень
этому способствовала…
1Лина Костенко,
«Маруся Чурай», [http://poetry.uazone.net/
2.
Обстановка предшествовавшая
восстанию на украинских
землях
Люблин известен как город, в котором в 1569 году произошло важное политическое событие: была заключена государственная уния между королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Вследствии этой унии образовалось огромное государство Речь Посполитая2, которое протянулось от Балтийского до Черного моря. В результате Люблинской унии значительная часть украинских земель, прежде всего, Волынь и Киевщина, отошли к Польской Короне. Люблинская уния в корне изменила взаимоотношение Литвы и Польши. Совместный выбор Короля Великого Князя на совместном сейме фактически сливал два государства в одно, делал связь между ними прочной и постоянной.
Сейчас же после Унии, в том же 1569 году, по просьбе Польши, из Рима были посланы в Польшу иезуиты, которые вскоре и взяли в свои руки дело распространения католичества на восток, а одновременно с этим и полонизации населения Украины. Принудительно насаждался католицизм (закрывались существовавшие, запрещалось возводить новые православные церкви и монастыри, а их владения и имущество конфисковывалось католическим и униатским духовенством; взамен сооружались костёлы и католические монастыри), увеличивалось количество иезуитских коллегиумов, распространялось их влияние, суживались сферы употребления украинского языка.
Польские же магнаты и шляхта, хлынувшие после Люблинской Унии на восток, начали ускоренными темпами вводить на Украине польский социальный порядок, известный полным бесправием крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и своеволием шляхты.
Щедрою рукою
начали короли раздавать магнатам и
шляхте земли. Эти земли не были пустыми,
на них, в условиях относительной свободы,
жили крестьяне, но в Польше той эпохи
владеть землей имела право только шляхта
и монастыри. Поэтому вместе с пожалованием
земли в зависимости от новых владельцев
попадали и жившие на ней люди. Желая извлечь
больше дохода из своих владений, новые
владельцы начали изощряться в накладывании
и взыскании с крестьян всяких налогов
и поборов, как в деньгах, так и в натуре
и в бесплатном принудительном труде.
Крестьянство
искало выхода в бегстве на восток, за
Днепр, но волна шляхетско-католической
агрессии быстро его настигала и устанавливала
над ним свою власть и порядки.
2В точном переводе новое название польского государства означало «республика», «общее дело».
После Люблинской
унии в 1596 году была подписана Брестская
уния. Смысл её был в объединение католической
и православной церквей на территории
Речи Посполитой. Она была принята на церковном
сборе в Бресте. Заключение Брестской
унии было вызвано стремлением высшего
православного духовенства укрепить своё
привилегированное положение, а также
боязнью со стороны господствующего класса
усиления антифеодальной борьбы украинского
и белорусского народов, укрепления их
религиозных и культурных связей с русским
народом. Согласно Брестской унии, православная
церковь Украины и Белоруссии признавала
своим главой римского папу, но сохраняла
богослужение на славянском языке и обряды
православной церкви. Так, в результате
унии, вместо слияния Украины с Польшей,
о котором мечтали инициаторы и проводники
унии, произошло, окончательное и бесповоротное
отмежевание - религиозное, национальное
и социальное, не только Украины от Польши,
но и от проводников ее колониальной политики
на Украине, несмотря на их, часто украинское
происхождение.
На одной стороне
стояли угнетаемые и притесняемые крестьяне,
мещане, низшее духовенство и часть сохранившей
православие шляхты; на другой – притеснители
и угнетатели, поляки, окатоличенная украинская
местная шляхта, и католическое духовенство,
и в значительной части высшее православное
духовенство, которому был выгоден существующий
социальный порядок.
Не в лучшем положении находились и мещане, жители городов и местечек. Несмотря на “Магдебургское право”3, дарованное многим городам и связанное с ним самоуправление, жители городов мещане, ремесленники и
мелкие торговцы фактически всецело зависели от прихоти своевольных магнатов. К тому же из года в год все усиливались притеснения православных ремесленников со стороны католиков.
Православные
горожане должны были селиться лишь в
специально отведённых кварталах; их ограничивали
в занятиях ремеслом и торговлей, отстраняли
от участия в местном самоуправлении,
обременяли различными налогами и повинностями.
Веские основания для участия в общенародном
выступлении против Польши имели и казаки:
ограничение прав казачества, введение
мер, направленных на ликвидацию его как
сословия.
3 Магдебургское право (возникло в 13 столетии в городе Магдебурге - Германия), феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.
Особняком,
но определенно не на стороне угнетателей,
стояло и большинство украинского казачества,
своеобразной, неизвестной в остальных
частях Речи Посполитой общественной
группы, хорошо и крепко организованной
и вооруженной. Оно и сыграло решающую
роль в наступившей вскоре после введения
Унии освободительной борьбы Украины
от польско-католического владычества.
Поэтому на вопросе об украинском казачестве
надо остановиться подробнее, чтобы понять
смысл и развитие дальнейших исторических
событий.
«Ординация Войска Запорожского» в 1638 году, навязанная казакам после поражения восстания Я. Остряницы и К. Скидана 1638 года, резко ухудшила положение казачества. А именно все реестровые казаки, за исключением 6000 реестра, с того времени составной части польского войска, превращались в крепостных; реестровцев лишали права избирать гетмана и старшину, их должны были назначать польское правительство из шляхты. Полковники со своими полками обязаны было поочередно нести сторожевую службу на Запорожье, чтобы препятствовать, запорожцам самовольно организовать походы против татар и турок. А для того, чтобы воспрепятствовать пополнению Запорожья беглыми из крепостных, заново была отстроена крепость Кодак и снабжена сильным польским гарнизоном.
Польское правительство
рассчитывало, что с проведением в жизнь
пунктов «Ординации» наступит, наконец,
спокойствие на Украине и создадутся
предпосылки для ее окончательного порабощения.
Правда, это всё-таки на какой-то период
принесло облегчение польской шляхте.
Однако они просчитались. И уже через несколько
лет казаки побороли оцепенение и вспомнили
про рыцарскую славу, они стали собирать
силы для нового выступления против польского
панства.
Мещане, как
и крестьяне, все больше и отчетливее начинали
себя чувствовать другим, отдельным народом,
отличным от правящего класса, который
народ в своем сознании отождествлял с
поляками и католиками, хотя среди него
еще и была некоторая часть православных
и украинцев по происхождению.
Период этот, когда за одно столетие произошло разделение всего населения
Украины на классы, при котором класс правящий оказался польским или
ополяченным и
католическим, а народные массы, крестьянство
и мещанство украинцам и православным,
не без основания можно считать периодом
пробуждения самосознания Украины. Позднее
это пробужденное национальное самосознание,
соединенное с борьбой против существующего
социального порядка, привело к ряду непрекращающихся
народных восстаний, которые переросли
в Национально-освободительную войну
1648—1657 гг.
3. Величайший украинский полководец
Прежде чем перейти к описанию дальнейших событий, необходимо написать несколько слов о самом Богдане Хмельницком, возглавлявшем восстание и руководившем событиями тех славных времён.
История великого полководца Украины до лета 1946 года ничем примечательным не отличалась. Родившись в семье чигиринского сотника 27 декабря 1595 года. Начальное образование он получил дома, а потом его послали учиться в Киевскую братскую школу. Продолжил образование он в Иезуитской коллегии, а затем пять лет проучился в Львовской школе, где изучал иностранные языки. Талантливый от природы, с хорошим образованием, знанием шести языков (польского, русского, латыни, турецкого, татарского, французского) он вступает в казацкое войско.
В войне с 1620г. по 1621г. Польши с Турцией, в битве под Цецорою, в сентябре 1620 года попадает в турецкий плен, где и пробыл два года. Получив свободу, Хмельницкий начал устраивать морские походы запорожцев на турецкие города. Известен поход 1629 г., когда казаки побывали, под начальством Хмельницкого, под самым Константинополем и вернулись с богатой добычей. После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся на родину в Чигирин, женился на Анне Сомковне и получил уряд сотника чигиринского.
С 1638 года он осваивал плодородные земли за хутором Суботовым и слободой Новоселицей. Немалый доход ему приносила ловля рыбы в четырёх крупных прудах, ветряные мельницы, пасеки, торговля зерновыми.
Вероломное
нападение шляхтича Чаплинского на хутор,
нежелание польских властей, судебных
органов и сейма справедливо решить жалобу
Хмельницкого во многом изменила течение
его жизни. Трудно представить, что случай
из личной жизни так изменит течение истории.
Доведённый до отчаяния безысходностью,
он поднимет украинский народ и станет
во главе этого восстания, подготовленного
всей политикой польского государства
относительно казачества и вообще русского
православного населения в пределах Речи
Посполитой.