История словообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Продуктивными являются модели с первой частью видео- (видеоскоп, видеозапись, видеомагнитофон), фото- (фотоателье, фотоживопись, фотофизика), мини- (усечение прилагательного минимальный) и макси- (усечение прилагательного максимальный): мини-кар, мини-кинескоп, мини-мобиль, минитермоядерный, мини-функция.

В период Великой Отечественной войны были созданы слоговые аббревиатуры: медсанбат, замполит, санпоезд и др. Ряд из них имеет подвижную первую часть: арт-, бое- ком-, зам-, сан- (сандружинник, санпоезд, санбат, санобработка, санпропускник), эвако-(эвакопункт, эвакогоспиталь, эвакоприемник) и др.

Появляется ряд инициальных аббревиатур буквенного типа: ЦК, ВКП (б), КПСС, ВЛКСМ, РСФСР, СССР, ВЦСПС; инициальные сокращения звукового типа: ЦИК, ГУМ, ЗИЛ, дот, дзот, КП и т. п.

Инициальные аббревиатуры создаются и в послевоенное время: ООН, ПАЗ - противоатомная защита, АУОС - автоматическая универсально-орбитальная станция, ВИА - вокально-инструментальный ансамбль, ВОК - Всесоюзное общество книголюбов, КВН, АМС - автоматическая межпланетная станция, АЭС - атомная электрическая станция и др.

В XX в., особенно в последние десятилетия, словарный состав литературного языка пополняется новыми заимствованными словами.

Из английского языка были заимствованы слова: автокар, акваланг, бизнес, блайзер, блюминг, демпинг, детектив, диспетчер, джемпер, джинсы, комикс, комбайн, круиз, лазер, лайнер, миксер, пикап, радар, рок, свитер, сервис, снайпер, спининг, троллейбус, фильм, хобби и др.; из французского языка: авангардизм, ас, демарш, демонтаж, диспансер, диспропорция; дубль, комбинезон, метро, метрополитен, пике, призер, репортаж, табло, торшер, шезлонг и др.; из немецкого языка: автобус, агрессор, диктат, кино, оккупант, приоритет, радио и др.

На сравнительно быструю адаптацию иноязычных слов указывает их возможность становиться базой образования новых русских слов: комбайн - комбайновый, комбайнерка, комбайнерша, комбайнирование, комбайнерский, комбайностроение, комбайностроительный, зернокомбайн, льнокомбайн, кухонный комбайн; метро - метростроевец, метростроевский, метрострой, метромост, метровокзал; экскаватор - экскаваторщик, экскаваторщица, экскаваторный, экскаваторщицкий и т. п.

В послевоенные годы, особенно в 60-80-е и в настоящее время, появилось в русском литературном языке много интернациональных научных терминов, связанных с развитием техники, экономических наук: электроника, кибернетика, циклотрон, лазер, мазер, нейтрон, радар, компьютер, синхрофазотрон, приватизация, индексация и др.


2 Средство и способ словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

- производная (ПН) основа,

- производящая (ПЩ) основа (или основы),

- средство словообразования,

- способ словообразования,

- процессы, сопровождающие словообразование.

Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): столик > стол, столик - 'маленький стол'.

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист < спец;

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин < универмаг;

3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная - только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать < земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:

1) приставочный: делать < пере-делать;

2) суффиксальный: синий < син-ев-а;

3) постфиксальный: мыть < мыть-ся;

4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник;

5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся;

6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся;

7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся.

2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:

1) сокращение: заместитель < зам,

2) сложение:

а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать,

б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший < сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший.

в) сложение с сокращением (аббревиация): сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз), букв (МГУ), начальных частей (завхоз), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования < гороно), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство < торгпредство).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация - переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) < столовая (сущ.).

3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить < орден(о)нос-ец (сложение производящих основ + суффиксация).

Случаи типа бежать < бег, называемый в в школьной грамматике бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег> бежать.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

1) чередование гласных и согласных:

кошка < кошеч-к-а, лев < льв-иц-а.

2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса):

пар + ходить < пар(о)ход,

3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово):

реза-ть < рез-к-а,

4) в некоторых случаях во избежание повтора одинаковых сегментов может происходить наложение морфем:

лилов-ый + -оват-< лиловатый (вместо лилов-оват-ый).


3 Способы образования самостоятельных частей речи

3.1 Существительное

 

При образовании существительных в русском языке используются все из перечисленных выше способов словообразования: образование слов при помощи присоединения аффиксов, сокращение, сложение, субстантивация, соединение сложения с аффиксацией.

Аффиксальные способы образования существительных.

1. Приставочным способом существительные могут быть образованы только от существительных, так как присоединение одной только приставки не может изменить частеречную принадлежность слова.

Для образования существительных используются следующие приставки: не- (удача < неудача), при- (город < пригород), под- класс < подкласс), сверх- (прибыль < сверхприбыль), супер- (игра < суперигра), ультра- (звук < ультразвук), анти- (частица < античастица), контр- (удар < контрудар), противо- (действие < противодействие) и др.

2. Наиболее активна при образовании существительных суффиксация. Посредством суффиксов существительные могут образованы от существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий.

Образование существительных от существительных происходит при помощи суффиксов: -ик (ключ < ключик), -ек (замок < замочек), -к (книга < книжка), -чик/-щик (барабан < барабанчик, газета < газетчик), -ник (школа < школьник, чай < чайник), -ин (горох < горошина), -онок (тигр < тигренок), -иц (тигр < тигрица) и др.

От прилагательных существительные образуются при помощи суффиксов: -ость (строгий < строгость), -изн (белый < белизна), -ин (глубокий < глубина), -от (добрый < доброта), -ец (беглый < беглец), -ик (умный < умник), -ак (бедный < бедняк) и др.

Для суффиксального словообразования существительных от глаголов характерны следующие суффиксы: -ние (петь < пение), -к (строить < стройка), -тельств (строить < строительство), -тель (читать < читатель, включать < включатель), -чик / -щик (перевозить < перевозчик, выдумать < выдумщик), -ец (бороться < борец), -ун (врать < врун) и др.

При образовании существительных от числительных используются, например, суффикс -н (сто < сотня).

От наречий существительные образуются с помощью суффиксов -ник (сообща < сообщник) и -чк (почему < почемучка).

3. Многие существительные образованы приставочно-суффиксальным способом.

При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-е (море < приморье), за-...-е (река < заречье), меж-...-е (гора < межгорье), без-...-е (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).

Иногда приставочно-суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).

Неаффиксальные способы образования существительных.

1. Многие существительные образованы сложением, в том числе с сокращением: лес + степь < лесостепь, сберегательный банк < сбербанк, Московский государственный университет < МГУ.

2. Существительные могут быть образованы сокращением: специалист < спец, заместитель < зам.

3. При образовании существительных активна субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий, чаевые (речь идет о тех словах, которые осознаются носителями как существительные в языке, а не только в конкретном тексте - ср. с причастием, употребленным в функции существительного: Все посмотрели на вошедшего).

Смешанные способы.

Существительные образуются сложением с суффиксацией. Наиболее часто при этом используются суффиксы: -ец (земля + делать < земледел-ец), -ник (тепло + обменивать < теплообменник), -тель (море + плавать < мореплаватель).

3.2 Прилагательное

Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением.

Аффиксальные способы образования прилагательных.

1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов этой части речи. При это используются следующие приставки: не- (веселый < невеселый), пре- (огромный < преогромный), раз- (веселый < развеселый), анти- (научный < антинаучный), противо- (естественный < противоестественный), сверх- (быстрый < сверхбыстрый), архи- (сложный < архисложный), супер- (модный < супермодный).

2. Суффиксальный способ используется для образования прилагательных от прилагательных, существительных, глаголов, числительных и наречий.

При образовании прилагательных от прилагательных используются суффиксы:

-оньк-/-еньк- (синий < син-еньк-ий, плохой < плохонький), -ущ- (большой < большущий), -енн- (высокий < высоченный), -оват-/-еват- (белый < беловатый, синий < синеватый).

Информация о работе История словообразования