Моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литературы в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Цель исследования – изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения.

Методы проблемного обучения
Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации
Выводы
Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах
2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литерату готовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Таким образом, проанализировав  опыт учителей и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что проблемное обучение имеет место быть на уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению позволил определить дидактические  основы, психолого-педагогические предпосылки изучения проблемного обучения как эффективного вида обучения на уроках литературы в 9-м классе. Необходимость применения элементов проблемного обучения обусловлена исключительной важностью их в формировании у школьников логического мышления, положительной мотивации, познавательной потребности, в развитии творческих способностей. Проблемное обучение, используемое в качестве основного вида обучения, способствует развитию коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждений, доказательств лежит умозаключение в форме предложения, построенного в соответствии с законами формальной логики.

Эффективность проблемного обучения зависит от педагогических условий  и правильной реализации его на уроках литературы. Проведенное исследование позволило выявить следующие педагогические условия эффективного использования проблемного обучения:

- использование потенциальных  возможностей учебного предмета " литература" для развития  логического мышления учащихся;

- обеспечение связи теории и практики, обучения и развития учащихся путем реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроках литературы;

- использование вопросов и заданий  проблемного характера на уроках  литературы;

- включение учащихся в решение  поставленной проблемы;

- позитивный настрой учащихся  и учителя в процессе решения  проблемы;

- сотрудничество учителя и учеников  в процессе обучения.

 

Для реализации проблемного обучения используются такие методы, как монологическое изложение, рассуждающий метод, диалогический метод, эвристический метод изложения, исследовательский метод. Особое место отводится рассуждающему и эвристическому методам.

Нами была разработана и апробирована система уроков, где непосредственно  реализовывалось проблемное обучение. С помощью данных уроков мы изучили возможности использования проблемного обучения на уроках литературы и можем сделать выводы о том, что данный вид обучения необходим и возможен на уроках литературы, что он способствует развитию умения аргументированно и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, развитию умений и навыков коммуникативного общения, ведения правильно выстроенной дискуссии, отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, можно считать, что  высказанное в гипотезе предположение  подтвердилось. Действительно, система  уроков, включающих вопросы и задания  проблемного характера, позволила  оживить и активизировать учебный  процесс, повысить успеваемость учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Айзерман Л.С. Посев и жатва.  Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе.- 2002.- № 4 .- С. 24- 28.

2. Аркин И.И. Уроки литературы  в 9 классе. Практическая методика: книга для учителя / Аркин И.И..- М.: Просвещение,2003.- 223 с.

3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного  обучения / Д. Ахметова // Высшее образование  в России.- 2007.- №3.- С. 57- 62.

4. Баксанский О.Е., Чистова М.В.  Проблемное обучение: обоснование  и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25.

5. Богданова О.Ю. и др. МПЛ:  учебник для студентов пед.  вузов / О.Ю.Богданова.- М.: Академия, 2004.- 400с.

6. Браже Т.Г. К изучению романа  И.С.Тургенева " Отцы и дети" / Т.Г.Браже // Литература в школе.- 1967.- №4.- С. 16- 19

7. Брушлинский А.В. Психология  мышления и проблемное обучение /А.В.Брушлинский.- М.: Знание, 1983.-96 с.

8. Брызгалова С.И. Проблемное  обучение в начальной школе:  Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И.Брызгалова.- Калининград: Калинингр. ун- т, 1998.- 91 с.

9. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в  6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982

10. Гайфуллин Г. и др. Вступая  в 21 век: учебные компьютерные  модели в проблемном обучении/ Г.Гайфуллин и др. // Наука и  школа(т).- 2000.- № 5 .- С. 30- 32

11. Голубков В.В. Методика преподавания  литературы: уч. Пособие для пед.  вузов / В.В.Голубков.- М.: Учпедиз, 1952.- 464 с.

12. Изучение русской литературы  в 9 кл. Метод. пособие.- М.: Просвещение, 1971.- 399 с .

13. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А.Ильина.- М.: Просвещение,1984.

14. Какрамова К., Терещенко Н.  Проблемное обучение: проблема образования  или общества? / К. Карамова, Н.  Терещенко // Наука и школа (т).- 2002.-№ 11.- С. 35- 37.

15. Кордуэлл М. Психология. А-Я:  Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко / М.Кордуэл.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 448 с.

16. Кудряшев Н.И. К итогам дискуссии  / Н.И.Кудряшев // Литература в школе.- 1972.- №2.- С. 27.

17. Лернер И.Я. Вопросы проблемного  обучения на Всесоюзных педагогических  чтениях / И.Я.Лернер // Советская педагогика.- 1968.-№7.- С.18- 21.

18. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер.- М.: Знание,1974.-64 с.

19. Маранцман В.Г. Проблемный  анализ романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" / В.Г.Маранцман  // Литература в школе.- 2005.- № 12.- С. 21- 23.

20. Маранцман В.Г. Проблемный  анализ романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита" / В.Г.Маранцман  // Литература в школе.-2002.-№ 7.-С. 23- 27.

21. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.  Проблемное изучение литературного  произведения в школе. Пособие для учителей / В.Г.Маранцман, Т.В.Чирковская.- М.: Просвещение, 1930.- 135 с.

22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации  в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин.- М.: Педагогика,1972.

23. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И.Махмутов.- М.: Педагогика,1975.-367 с.

24. Махмутов М.И. Организация  проблемного обучения в школе.  Книга для учителей / М.И.Махмутов.- М.: Просвещение,1977.-240 с.

25. Махмутов М.И. Теория и практика  проблемного обучения / М.И.Махмутов.- Казань: Таткнигоиздат,1972.- 551 с.

26. Мочалов Н.М. Методы проблемного  обучения и границы из применимости / Н.М.Мочалов.- Казань: Таткнигоиздат, 1979.-282 с.

 

27. Оконь В. Основы проблемного  обучения / Пер. с польск. / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.

28. Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1990.

29. Поддубный А.В. Еще раз о  проблемном обучении / А.В.Поддубный  // Биология в школе.- 1997.- №5.- С. 31- 34.

30. Проблемное преподавание литературы  в школе- сборник статей / Сост. Г.А. Кисилева.- Казань: Таткнигоиздат, 1971.- 152 с.

31. Проблемное преподавание литературы  в школе: пособие для учителей / Т.Ф.Курдюмова, Ч.С.Збарский, В.П.Пошнина  и др./ Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с.

32. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. Изд.2-ое, испр. и доп. / З.Я.Рез.- М.: Просвещение,1985.- 368 с.

33. Рыбникова М.А. Методика преподавания  литературы / М.А.Рыбникова.- М., 1930.- 362 с.

34. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.- 2006.- № 2.-С. 61- 65.

35. Цейтлин М.А. Опроблемном изучении  романа Л.Н.Толстого " Война и  мир" / М.А.Цейтлин // Литература  в школе.- 1967.- №4 .-С. 16- 19.

36. www.psylist.net

37. www.pedsovet.org.ruД


Информация о работе Моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литературы в старших классах