Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Цель исследования – изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения.
Методы проблемного обучения
Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации
Выводы
Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах
2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, проанализировав опыт учителей и свой личный педагогический опыт, мы можем говорить о том, что проблемное обучение имеет место быть на уроках литературы, так как оно не только способствует развитию логического мышления, творческих способностей учащихся, но и позволяет лучше, полнее понять главную мысль произведений, что отражается на развитии и качестве знаний учеников.
Заключение
Анализ психолого-
Эффективность проблемного обучения зависит от педагогических условий и правильной реализации его на уроках литературы. Проведенное исследование позволило выявить следующие педагогические условия эффективного использования проблемного обучения:
- использование потенциальных возможностей учебного предмета " литература" для развития логического мышления учащихся;
- обеспечение связи теории и практики, обучения и развития учащихся путем реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроках литературы;
- использование вопросов и
- включение учащихся в решение поставленной проблемы;
- позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;
- сотрудничество учителя и
Для реализации проблемного обучения используются такие методы, как монологическое изложение, рассуждающий метод, диалогический метод, эвристический метод изложения, исследовательский метод. Особое место отводится рассуждающему и эвристическому методам.
Нами была разработана и апробирована система уроков, где непосредственно реализовывалось проблемное обучение. С помощью данных уроков мы изучили возможности использования проблемного обучения на уроках литературы и можем сделать выводы о том, что данный вид обучения необходим и возможен на уроках литературы, что он способствует развитию умения аргументированно и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует формированию нравственного воспитания учащихся, их мировоззрения, развитию умений и навыков коммуникативного общения, ведения правильно выстроенной дискуссии, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Таким образом, можно считать, что высказанное в гипотезе предположение подтвердилось. Действительно, система уроков, включающих вопросы и задания проблемного характера, позволила оживить и активизировать учебный процесс, повысить успеваемость учеников.
Список использованной литературы
1. Айзерман Л.С. Посев и жатва.
Что происходит с уроками
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика: книга для учителя / Аркин И.И..- М.: Просвещение,2003.- 223 с.
3. Ахметова Д. Парадоксы
4. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.- 2000.- №1.- С. 19-25.
5. Богданова О.Ю. и др. МПЛ: учебник для студентов пед. вузов / О.Ю.Богданова.- М.: Академия, 2004.- 400с.
6. Браже Т.Г. К изучению романа И.С.Тургенева " Отцы и дети" / Т.Г.Браже // Литература в школе.- 1967.- №4.- С. 16- 19
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В.Брушлинский.- М.: Знание, 1983.-96 с.
8. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд.2-е, испр. и доп./ С.И.Брызгалова.- Калининград: Калинингр. ун- т, 1998.- 91 с.
9. Выготский Л.С. Собр.сочин.: в 6 т. / Л.С.Выготский.- М., 1982
10. Гайфуллин Г. и др. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении/ Г.Гайфуллин и др. // Наука и школа(т).- 2000.- № 5 .- С. 30- 32
11. Голубков В.В. Методика
12. Изучение русской литературы в 9 кл. Метод. пособие.- М.: Просвещение, 1971.- 399 с .
13. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций / Т.А.Ильина.- М.: Просвещение,1984.
14. Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? / К. Карамова, Н. Терещенко // Наука и школа (т).- 2002.-№ 11.- С. 35- 37.
15. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко / М.Кордуэл.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 448 с.
16. Кудряшев Н.И. К итогам
17. Лернер И.Я. Вопросы
18. Лернер И.Я. Проблемное
19. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание" / В.Г.Маранцман // Литература в школе.- 2005.- № 12.- С. 21- 23.
20. Маранцман В.Г. Проблемный
анализ романа М.Булгакова "
Мастер и Маргарита" / В.Г.Маранцман
// Литература в школе.-2002.-№ 7.
21. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В.
Проблемное изучение
22. Матюшкин А.М. Проблемные
23. Махмутов М.И. Проблемное
24. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И.Махмутов.- М.: Просвещение,1977.-240 с.
25. Махмутов М.И. Теория и
26. Мочалов Н.М. Методы
27. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 208 с.
28. Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь.- М.: Просвещение, 1990.
29. Поддубный А.В. Еще раз о проблемном обучении / А.В.Поддубный // Биология в школе.- 1997.- №5.- С. 31- 34.
30. Проблемное преподавание
31. Проблемное преподавание
32. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. Изд.2-ое, испр. и доп. / З.Я.Рез.- М.: Просвещение,1985.- 368 с.
33. Рыбникова М.А. Методика
34. Селевко Г.К. Проблемное
35. Цейтлин М.А. Опроблемном
36. www.psylist.net
37. www.pedsovet.org.ruД