Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:10, контрольная работа
Методы выявления проблем разнообразны и выбираются, исходя из целей исследования проблем и характера источников информации.
Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса: как решить имеющиеся проблемы организации и сделать стратегическое видение реальностью?
Введение
Описание проблемной ситуации
Формулировка проблемы
Анализ проблемной ситуации
Задачи разработки стратегии
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ
ФИЛИАЛ
Экономики и менеджмента
6.050200 «Менеджмент организаций»
СМ№1(ПЗ№1)
Вопрос Сущность и содержание проблемной ситуации
Дисциплина
Ситуационный менеджмент
Выполнил(а):
Студенка гр.У41д Масель
Я.В
Руководитель:
Нестеров В.И
Севастополь
2011 г.
Содержание:
Введение
Описание проблемной ситуации
Формулировка проблемы
Анализ проблемной ситуации
Задачи разработки стратегии
Заключение
Список литературы
Пример
При
описании проблемных ситуаций необходимо
выявить полный объем знаний о
потребности организации и о
возможных средствах ее удовлетворения.
Сбор информации не может продолжаться
до бесконечности и должен быть подчинен
конечной цели - решению проблемы, поэтому
в течение всего процесса сбора информации
целесообразно корректировать понимание
проблемной ситуации, что позволяет отсечь
избыточную информацию и сократить поиск.
Если
представить себе проблему как иерархически
упорядоченную совокупность вопросов,
то ядром проблемной ситуации являются
противоречия, установить иерархию которых
и выявить центральное
Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса: как решить имеющиеся проблемы организации и сделать стратегическое видение реальностью?
Процесс описания проблемной ситуации состоит из таких этапов:
Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения.
Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Как правило, эта область лежит между консультантом по управлению и работником организации, задача которых выработать новую информацию на основе имеющейся.
Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступает в виде переформулировки описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.
При
переформулировке надо учесть, что
описание проблемной ситуации фиксирует
не только элементы и структуру, но
и эмпирический базис, целевые установки,
познавательные средства. Надо поставить
вопрос: как еще можно составить описание
проблемной ситуации, какими средствами,
с учетом каких мотивов и установок.
Рис.
1. Модель преобразования описания
проблемной ситуации в иерархическую
структуру
Графической иллюстрацией подобной процедуры является изображенное на рисунке 1. преобразование первоначальной структуры описания проблемной ситуации (состояние А) в систематизированную иерархически структуру (состояние Б).
Таким
образом, либо описание проблемной ситуации
дополняется новыми вопросами, которые
возникают в процессе анализа
описания, либо совокупность вопросов
систематизируется посредством выявления
новых отношений между ними. Оперируя
первым или вторым приемами, работники
организации (эксперты или консультанты)
могут находить новые элементы и структуры
проблемной ситуации.
Наиболее важными факторами, определяющими процесс формулирования проблемы, являются методологические установки (разграничение старого и нового, проблемного знания, содержащегося в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации (методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы).
Таким образом, генезис проблемы представляет собой последовательную реализацию следующих процедур:
Однако нужно отдавать себе отчет в том, что на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и само существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; трудности по преодолению трудностей.
По типологии А.И. Пригожина проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а их формулировки - на назывные, причинно-следственные и антитезные. Пример сочетания названных типов проблем приведен в таблице 1.
Встроенные
в организацию проблемы представляют
собой противоречия присущие организациям:
между стабильностью
Социокультурные
проблемы организации представляют
собой проблемы, вызванные средой,
в которой находится
Ситуативные проблемы зависят от ситуации в организации и ее окружении, поэтому они всякий раз – разные.
Назывные проблемы на слух напоминают жалобы и по своей остроте и актуальности не очень значимы. В причинно-следственных типах формулировок присутствует и причина, и ее следствие проблемной ситуации. Антитезный тип формулировки фиксирует противоречие и является самой развитой из числа формулировок проблем, поскольку позволяет формулировать задачи.
Типы формулировок | Встроенные | Социо-культурные | Ситуационные |
Назывные | Работники хотят много получать, мало работая. | Работники часто пьют чай. | Отдел сбыта дублирует работу отдела маркетинга. |
Причинно-следственные | Слабая связь между трудовым вкладом и заработной платой не заинтересовывает работников в большей трудовой отдаче. | Традиционное чаепитие отнимает много рабочего времени. | Отделы дублируют друг друга, т.к. не разработаны должностные инструкции. |
Антитезные | Производительность труда падает, а заработная плата работников растет. | Чаепитие во внеурочное время приводит к потере имиджа фирмы. | В новой структуре организации предусмотрен отдел маркетинга, но компетенция отдела сбыта не изменена. |
Основные методы исследования проблем приведены в таблице 2.
Структуризация
проблемного поля позволяет выделить
среди всего перечня проблем
проблемы значимые (узловые - которые являются
причиной возникновения других проблем
из каталога) и проблемы, которые решаются
автоматически при решении других проблем
каталога (результирующие проблемы). Особую
ценность структуризации проблемного
поля представляет определение главной
(корневой, ключевой) проблемы, от решения
которой зависят другие проблемы каталога,
а она сама ни от одной из них не зависит.
Таблица 2.
Методы
выявления проблем организации
Наименование класса метода | Наименование метода | Обозначение литературного источника |
Исследование операций | Регрессионный анализ | [2, с.23] |
Кластер-анализ | ||
Контент-анализ | ||
Факторный анализ | ||
Системный анализ | Функциональный анализ | [3, сс.23-67] |
Морфологический анализ | ||
Информационный анализ | ||
Социологические исследования | Интервью | [6] |
Экспертные оценки | ||
Наблюдения |
Выявление проблем |
Формирование перечня |
Дополнение каталога |
Сокращение каталога |