Моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литературы в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Цель исследования – изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения.

Методы проблемного обучения
Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации
Выводы
Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах
2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литерату готовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

Третья группа размышляет над вопросами, связанными с образами Иешуа и  Левия Матвея.

1.Почему Иешуа отказался выпить перед смертью напиток, который мог облегчить страдания, и сказал, " что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость" ?

2. Зачем Булгаков дает увидеть  казнь глазами Левия Матвея?

3. Почему Левий проклинает Бога  и отказывается от благодеяний Пилата?

4. Почему Иешуа никого не винит  в своей смерти и утешает  Пилата в мире духов?

5. Сравните сцены смерти Иешуа  и Мастера ( главы 16, 25 и 30). В  чем различно их отношение  к страданию и к людям?

Затем, когда группы готовы к ответам, выводы обсуждаются всем классом и учитель вносит в них свои дополнения, замечая, например, что при всем несходстве ситуаций поединок Иешуа и Пилата, их спор о добре и зле напоминает трагедию Пушкина " Моцарт и Сальери". Учитель сопоставляет освещение ершалаимских и московских глав в романе, грозу в Ершалаиме и Москве. После всего сказанного, заканчивая свой урок, он задает снова вопрос: " Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира?" И предлагает им выполнить на выбор одно из предложенных заданий, тем самым закрепляя и усваивая суть произведения:

1. Почему Иван Бездомный из  бесталанного поэта превратился  в ученика Мастера? Какова цена  его прозрения?

2. Какие ошибки или преступления  и во имя чего совершила Маргарита? Чем героиня М.Булгакова отличается от героини Маргариты из " Фауста" Гете?

3. Справедлив ли приговор Левия  Матвея Мастеру: " Он не заслужил  света, он заслужил покой"? Исполнен  ли этот приговор?

4. Почему Воланд со своей свитой  исчез в провале?

5. Изменилась ли Москва с уходом  Воланда? [20, с.26- 27 ]

Так, этот же автор, предлагает строить  проблемный анализ произведения на уроке  по способу соподчинения и последовательного  подчинения частных вопросов общему. Данный путь соподчинения частных проблемных ситуаций общему проблемному вопросу Маранцман В.Г. избрал для анализа романа М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени". Для этого романа центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: действительно ли Печорин- герой нашего времени? Вопрос этот носит социально- психологический характер, поэтому автор подключает к нему проблемные ситуации, посвященные каждой части романа. Эти занятия организованы как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана своим проблемным вопросом:

1-й урок. Странный человек (повесть "Бэла"). Кто Печорин — виновник или жертва трагедии? 2-й урок. "Об чем было нам говорить?" ("Максим Максимыч"). Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч? 3-й урок. "Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань"), Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4-й урок. "За что они все меня ненавидят?" ("Княжна Мери"). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5-й урок. "Неужели зло так привлекательно?" ("Княжна Мери"). Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6-й урок. "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). К кому относится название последней части романа? 7-й урок. "Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?" (предисловие к роману и предисловие к "Журналу Печорина"). В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин- герой  нашего времени?[ 21 ]

Маранцман В.Г предлагает также отдельные вопросы и задания для проблемного анализа романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание", разделив их на три блока.

" Двоящийся мир" :

  1. Найдите противоречивые черты в портретах героев романа, выписав слова, спорящие друг с другом.
  2. Найдите в романе сцены разоблачений, когда действия одного персонажа опровергают утверждения другого. Для начального примера проанализируйте сцену разоблачения Лужина Лебезятниковым и Раскольниковым, выступившим в роли верховного судьи( ч. 5, гл. 3).
  3. Приведите примеры того, как меняется оценка людей в речах Катерины Ивановны.
  4. Перечитайте 4 главу, часть 3 и объясните, почему Раскольникову приснился страшный сон о старушонке.

" Явка без покаяния" :

  1. Какие добрые дела Разумихин пытается сделать для Раскольникова и как они принимаются?
  2. Почему Свидригайлов добивается встреч с Раскольниковым?
  3. Как Соня содействовала тому, что Раскольников сделал " явку с повинной"?
  4. Верите ли вы в воскресение Раскольникова к новой жизни?

" На рубеже добра и зла":

  1. Найдите в романе места, где идет речь о Шиллере. Каково отношение разных героев к творчеству немецкого драматурга?
  2. Какие ситуации, мысли романа напомнили вам " Гамлета" Шекспира? Найдите аналогии страниц романа в пьесе Шекспира.
  3. Чем " маленький человек" в романе Достоевского отличается от Акакия Акакиевича и героев " Петербургских повестей" Гоголя?
  4. Какие черты пародии заметны в романе " Преступление и наказание"?
  5. Чем отличается отношение к человеку у Пушкина и Достоевского?[ 24 ]

Также элементы проблемного обучения мы можем увидеть в педагогической деятельности Айзермана Л.С., известного московского учителя- словесника, который, например, предлагает сравнить две редакции одной фразы Катерины, являющейся одной из главных героинь пьесы Островского " Гроза" для того, чтобы ученики лучше поняли характер и поведение героини. Было: " То-то и беда моя, что я скрыть ничего не могу". Стало: " Обманывать- то я не умею, скрыть- то ничего не могу". В чем различия этих реплик? Почему Островский изменил текст? Как в связи с этим изменилась и сама Катерина? [ 1, с. 25] Из собственного небольшого педагогического опыта мы можем сделать вывод о том, что большинство десятиклассников не в состоянии ответить на данный вопрос.

Из всех вышеперечисленных позиций, нам близок подход проведения уроков по произведению М.Булгакова " Мастер и Маргарита", разработанный Маранцманом В.Г. Данный подход мы считаем наиболее интересным к организации проблемного обучения на уроках литературы.

Таким образом, Рез З.Я. отмечает, что  на уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:

  1. Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста, и выбор между различными вариантами решения проблемного вопроса далеко не всегда может быть доведен до категорического решения.
  2. Проблемная ситуация на уроках литературы часто разрешается не по принципу исключения конфликтных мнений, а по принципу дополнительности, когда одна позиция дополняется другими.
  3. В изучении литературы эмоциональная деятельность учащихся играет столь же значительную роль, как интеллектуальная, ибо художественное произведение требует сопереживания. Исключительно рациональное ( " головное") разрешение проблемных ситуаций обедняет восприятие и отделяет учеников от искусства. Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и воображение учеников [ 32,с. 112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опытно-экспериментальная  работа по использованию проблемного  обучения на уроках литературы  в 9-ом классе

 

Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).

Перед нами стояла цель: выявить, как  введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.

Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.

На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно  применялись элементы проблемного  обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:

  1. самостоятельные задания
  2. творческие задания
  3. вопросы проблемного характера
  4. репродуктивные вопросы

 

Опросы проводились в письменной форме, варианты оставались неизменными, менялось лишь время их проведения.

Подсчет ответов проводился следующим  образом: по каждому виду заданий  и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю  оценку каждого варианта ответа.

Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.

 

  1. самостоятельные задания
  2. творческие задания
  3. вопросы проблемного характера
  4. репродуктивные вопросы

 

После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.

 

тема и тип урока

задачи урока

методы проблемного обучения

вопросы проблемного  характера

Ж.- Б. Мольер "Мещанин  во дворянстве".

урок объяснения нового материала

1.познакомить учеников  с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера;

2.повторить ранее изученный  материал: жанры классицизма;

3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера;

4.прочитать и проанализировать

афишу пьесы

" Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее.

метод монологического  изложения,

диалогический метод  обучения, эвристический метод изложения.

Что является главной  ценностью человека?

С какой целью в  своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического  и трагического? Прав ли он был?

Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета?

Проблема подражания в комедии

" Мещанин во дворянстве".

комбинированный урок

1.проверить в письменной  форме прочтение пьесы;

2.выявить тему и  идею произведения;

3.проанализировать поступки  и поведение героев;

4.рассмотреть композицию  пьесы " Мещанин во дворянстве";

5.выявить признаки  классицизма в комедии.

диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Есть ли общее и  различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали  вы?

Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу?

Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным?

М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.

урок объяснения нового материала

1.познакомить учащихся  с судьбой и деятельностью  М В. Ломоносова;

2.выявить суть реформирования  усского языка и стихосложения;

3.раскрыть ценность  трудов деятельности М.В.Ломоносова

метод монологического  изложения, эвристический метод  изложения.

Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским?

Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода  как ведущий жанр М.В.Ломоносова.

комбинированный урок

1.проверить ранее изученный  материал;

2.дать понятие жанра  оды, ее характеристику;

3.выразительное чтение " Оды на день восшествия  на престол Елисаветы Петровны 1747 года";

4.проанализировать " Оду  … 1747 года";

5.выявить главную мысль этого произведения;

6. продолжить развитие  логического мышления.

рассуждающий метод  обучения, метод монологического  изложения, эвристический метод  изложения, диалогический метод  обучения.

Почему именно ода  стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова?

Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется  Петру Первому?

" Жизнь и творчество  М.В.Ломоносова"

конкурс знатоков. урок- конкурс

1.проверить и оценить  знания учащихся по пройденной  теме.

метод программированных

заданий.

см. варианты заданий  данного конкурса в приложении № 2

Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века.

урок объяснения нового материала

1.познакомить учащихся  с судьбой и творчеством Г.Р.Державина;

2. чтение од " Фелица",

" Властителям и судиям";

3.проанализировать оду  " Властителям и судиям";

4.выявить особенности  жанра оды в творчестве Г.Р.Державина.

метод монологического  изложения, диалогический метод  обучения, рассуждающий метод.

Почему одни исследователи  творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение?

Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала?

Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина.

комбинированный урок

1.вспомнить ранее изученный материал;

2.познакомить учащихся  с темами, к которым обращался  поэт;

3.вдумчивое чтение  стихотворения " Памятник";

4.выявить особенности  поэзии Г.Р.Державина;

5.подготовить учащихся  к тесту по классицизму.

метод монологического  изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Почему именно Г.Р.Державина  считают первым признанным русским  поэтом 18 века?

По какой причине  Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему?

тест по теме " классицизм"

урок проверки и оценки знаний

1.проверить и оценить  знания по теме " классицизм".

   

Мир Простаковых и  Скотининых.

урок углубленной работы над текстом

1.вспомнить материал  прошлого урока;

2.проанализировать поведение  и поступки героев;

3.чтение отрывков из  произведения;

4.выявить, в чем заключается конфликт произведения;

5.сделать выводы по  пройденному

материалу.

рассуждающий, диалогический  методы обучения.

Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией?

Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его  в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"?

Д.И.Фонвизин и его  время. Создание комедии

" Недоросль".

урок объяснения нового материала

1.проанализировать тестовые  работы учащихся;

2.познакомить учащихся  с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина;

3.вспомнить историческую  обстановку России во 2 пол. 18 века;

4.повторить теорию: особенности  драматических произведений, что такое сатира;

5.охарактеризовать комедию  как драматический жанр;

6.познакомиться с действующими  лицами комедии;

7.дать определение  "говорящие фамилии и имена";

8.выявить признаки  классицизма в комедии;

9.выявить три основные  темы произведения;

10.чтение 1 действия, явлений  1-3.

метод монологического  изложения, эвристический метод  изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод.

Почему некоторые исследователи  называют

"Недоросль" первой  реалистической комедией русской  литературы?

Почему в афише у  Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой?

Кто является главным  героем комедии?

С какой целью автор вводит в комедию крестьян?


 

После проведения данных уроков мы снова  провели опрос в классе, и результаты были уже немного другими, о чем  свидетельствует рис.2

 

  1. самостоятельные задания
  2. творческие задания
  3. вопросы проблемного характера
  4. репродуктивные вопросы

 

Внимательно посмотрев на результаты опросов, и сравнив их, мы можем  сделать вывод о том, что, интерес  к вопросам проблемного характера  и творческим заданиям вырос у  учеников, при этом интерес к репродуктивным вопросам и самостоятельным заданиям спал. Все это говорит о том, что учеников заинтересовали вопросы и задания, предложенные им нами на уроках литературы. И эта заинтересованность повлияла на то, что ученики тщательнее готовились к урокам, к домашним заданиям, о чем свидетельствует повышение уровня успеваемости класса по данному учебному предмету в первой четверти.

Наглядно это можно увидеть  в таблице 2 и приложении №1.

 

успеваемость

итоговая оценка за 8 класс

 Итоговая оценка  за 1 четверть 9 класса

количество учащихся

процентное соотношение

количество учащихся

процентное соотношение

" 5"

10

33%

15

50%

" 4"

15

50%

11

37%

" 3"

5

17%

4

13%


 

Таким образом, цель нашей экспериментальной  работы достигнута. Проведенные нами уроки литературы положительно повлияли на развитие интереса к предмету, на активность учащихся, а также на их предпочтения по отношению к типам учебных заданий. Заметно повысилось и качество их знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В настоящее время методисты  и педагоги все больше внимания уделяют  вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, о путях его реализации на уроках литературы, об эффективности применения данного вида обучения. Также остро стоит вопрос о том, что задание проблемного характера приобретает целый ряд специфических особенностей на уроках литературы, обусловленных природой искусства, так как данный учебный предмет отличен от других спецификой своего содержания. Только этот предмет в полной мере способствует формированию мировоззрения учащихся, их взгляда на мир.

Информация о работе Моделирование проблемных ситуаций в процессе изучения литературы в старших классах