Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:13, курсовая работа
В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.
Цель исследования – изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения.
Методы проблемного обучения
Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации
Выводы
Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах
2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Третья группа размышляет над вопросами, связанными с образами Иешуа и Левия Матвея.
1.Почему Иешуа отказался выпить перед смертью напиток, который мог облегчить страдания, и сказал, " что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость" ?
2. Зачем Булгаков дает увидеть казнь глазами Левия Матвея?
3. Почему Левий проклинает Бога и отказывается от благодеяний Пилата?
4. Почему Иешуа никого не винит в своей смерти и утешает Пилата в мире духов?
5. Сравните сцены смерти Иешуа и Мастера ( главы 16, 25 и 30). В чем различно их отношение к страданию и к людям?
Затем, когда группы готовы к ответам, выводы обсуждаются всем классом и учитель вносит в них свои дополнения, замечая, например, что при всем несходстве ситуаций поединок Иешуа и Пилата, их спор о добре и зле напоминает трагедию Пушкина " Моцарт и Сальери". Учитель сопоставляет освещение ершалаимских и московских глав в романе, грозу в Ершалаиме и Москве. После всего сказанного, заканчивая свой урок, он задает снова вопрос: " Но только ли ершалаимские главы романа утверждают, что добро не может быть вытравлено из мира?" И предлагает им выполнить на выбор одно из предложенных заданий, тем самым закрепляя и усваивая суть произведения:
1. Почему Иван Бездомный из
бесталанного поэта
2. Какие ошибки или преступления и во имя чего совершила Маргарита? Чем героиня М.Булгакова отличается от героини Маргариты из " Фауста" Гете?
3. Справедлив ли приговор Левия Матвея Мастеру: " Он не заслужил света, он заслужил покой"? Исполнен ли этот приговор?
4. Почему Воланд со своей свитой исчез в провале?
5. Изменилась ли Москва с уходом Воланда? [20, с.26- 27 ]
Так, этот же автор, предлагает строить проблемный анализ произведения на уроке по способу соподчинения и последовательного подчинения частных вопросов общему. Данный путь соподчинения частных проблемных ситуаций общему проблемному вопросу Маранцман В.Г. избрал для анализа романа М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени". Для этого романа центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: действительно ли Печорин- герой нашего времени? Вопрос этот носит социально- психологический характер, поэтому автор подключает к нему проблемные ситуации, посвященные каждой части романа. Эти занятия организованы как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана своим проблемным вопросом:
1-й урок. Странный человек (повесть "Бэла"). Кто Печорин — виновник или жертва трагедии? 2-й урок. "Об чем было нам говорить?" ("Максим Максимыч"). Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч? 3-й урок. "Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань"), Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4-й урок. "За что они все меня ненавидят?" ("Княжна Мери"). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5-й урок. "Неужели зло так привлекательно?" ("Княжна Мери"). Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6-й урок. "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). К кому относится название последней части романа? 7-й урок. "Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?" (предисловие к роману и предисловие к "Журналу Печорина"). В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?
Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин- герой нашего времени?[ 21 ]
Маранцман В.Г предлагает также отдельные вопросы и задания для проблемного анализа романа Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание", разделив их на три блока.
" Двоящийся мир" :
" Явка без покаяния" :
" На рубеже добра и зла":
Также элементы проблемного обучения мы можем увидеть в педагогической деятельности Айзермана Л.С., известного московского учителя- словесника, который, например, предлагает сравнить две редакции одной фразы Катерины, являющейся одной из главных героинь пьесы Островского " Гроза" для того, чтобы ученики лучше поняли характер и поведение героини. Было: " То-то и беда моя, что я скрыть ничего не могу". Стало: " Обманывать- то я не умею, скрыть- то ничего не могу". В чем различия этих реплик? Почему Островский изменил текст? Как в связи с этим изменилась и сама Катерина? [ 1, с. 25] Из собственного небольшого педагогического опыта мы можем сделать вывод о том, что большинство десятиклассников не в состоянии ответить на данный вопрос.
Из всех вышеперечисленных позиций, нам близок подход проведения уроков по произведению М.Булгакова " Мастер и Маргарита", разработанный Маранцманом В.Г. Данный подход мы считаем наиболее интересным к организации проблемного обучения на уроках литературы.
Таким образом, Рез З.Я. отмечает, что на уроках литературы проблемная ситуация приобретает целый ряд специфических свойств, обусловленных природой искусства:
2.2 Опытно-экспериментальная
работа по использованию
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1).
Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках литературы влияет на развитие активности учащихся, повышение их интереса к предмету, отношение учащихся к различным типам заданий на уроке, и в итоге на качество их знаний.
Во время данной работы были использованы различные задания: вопросы и задания проблемного характера, тестовые работы, задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Все это достигалось посредством использования методов проблемного обучения: метода монологического изложения, рассуждающего метода обучения, диалогического, эвристического методов изложения.
На протяжении всей нашей работы происходило наблюдение за учащимися, было проведено 10 уроков литературы, из которых на 9-ти непосредственно применялись элементы проблемного обучения. Также было проведено два опроса в экспериментальном классе. Первый опрос проводился на начальном этапе нашей экспериментальной работы, а второй - по ее окончанию. Целью данных двух опросов было выявить, вопросы и задания какого характера являются наиболее интересными для учеников. На этот вопрос в опросах содержалось 4 варианта ответов, на которые ученики отвечали исходя из пятибалльной шкалы:
Опросы проводились в письменно
Подсчет ответов проводился следующим образом: по каждому виду заданий и вопросов, мы суммировали оценки и разделили на количество учеников. Таким образом, выявили среднюю оценку каждого варианта ответа.
Результаты первого опроса наглядно продемонстрированы на рис. 1., где ось " Х"- вид задания, вопроса, ось " У" -средний балл.
После проведения первого опроса, нами были проведены 10 уроков, общая цель которых - применение элементов проблемного обучения, также мы стремились к развитию логического мышления, творческих способностей, к формированию положительной мотивации у учащихся, к их осознанному отношению к знаниям, стремились заинтересовать учащихся в процессе обучения. Типы, темы, задачи всех проводимых уроков, а также методы и вопросы проблемного характера, можно наглядно посмотреть в таблице 1.
тема и тип урока |
задачи урока |
методы проблемного обучения |
вопросы проблемного характера |
Ж.- Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". урок объяснения нового материала |
1.познакомить учеников с судьбой и творчеством Ж.- Б. Мольера; 2.повторить ранее изученный материал: жанры классицизма; 3.познакомить с особенностями драматургии Ж.- Б. Мольера; 4.прочитать и проанализировать афишу пьесы " Мещанин во дворянстве" и проанализировать ее. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, эвристический метод изложения. |
Что является главной ценностью человека? С какой целью в своих произведениях Ж.- Б.Мольер допускает единство комического и трагического? Прав ли он был? Почему автор поместил в афишу действующих лиц список балета? |
Проблема подражания в комедии " Мещанин во дворянстве". комбинированный урок |
1.проверить в письменной форме прочтение пьесы; 2.выявить тему и идею произведения; 3.проанализировать поступки и поведение героев; 4.рассмотреть композицию пьесы " Мещанин во дворянстве"; 5.выявить признаки классицизма в комедии. |
диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Есть ли общее и различное между г- ном Журденом и Дорантом? Какой бы путь выбрали вы? Осуждаете ли вы г- жу Журден, Люсиль и Клеонта за их интригу? Почему эпиграфом нашего урока являются слова: подражай достойным? |
М.Ю. Ломоносов- реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. урок объяснения нового материала |
1.познакомить учащихся с судьбой и деятельностью М В. Ломоносова; 2.выявить суть реформирования усского языка и стихосложения; 3.раскрыть ценность трудов деятельности М.В.Ломоносова |
метод монологического изложения, эвристический метод изложения. |
Какова причина реформирования русского языка и стихосложения, начатого Тредиаковским? |
Прославление просвещения, науки в поэзии М.В.Ломоносова. Ода как ведущий жанр М.В.Ломоносова. комбинированный урок |
1.проверить ранее изученный материал; 2.дать понятие жанра оды, ее характеристику; 3.выразительное чтение " Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года"; 4.проанализировать " Оду … 1747 года"; 5.выявить главную мысль этого произведения; 6. продолжить развитие логического мышления. |
рассуждающий метод обучения, метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения. |
Почему именно ода стала ведущим жанром в творчестве М.В.Ломоносова? Почему в " Оде … 1747 года", посвященной Елизавете, так много внимания уделяется Петру Первому? |
" Жизнь и творчество М.В.Ломоносова" конкурс знатоков. урок- конкурс |
1.проверить и оценить знания учащихся по пройденной теме. |
метод программированных заданий. |
см. варианты заданий данного конкурса в приложении № 2 |
Г.Р.Державин – первый русский признанный поэт 18 века. урок объяснения нового материала |
1.познакомить учащихся
с судьбой и творчеством Г.Р. 2. чтение од " Фелица", " Властителям и судиям"; 3.проанализировать оду " Властителям и судиям"; 4.выявить особенности
жанра оды в творчестве Г.Р. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему одни исследователи творчества Г.Р.Державина считают, что произведение " Властителям и судиям " - ода, а другие- стихотворение? Г.Р.Державин обожествляет земных богов или же напротив, сводит их с пьедестала? |
Новаторский характер поэзии Г.Р.Державина. комбинированный урок |
1.вспомнить ранее изученный материал; 2.познакомить учащихся с темами, к которым обращался поэт; 3.вдумчивое чтение стихотворения " Памятник"; 4.выявить особенности поэзии Г.Р.Державина; 5.подготовить учащихся к тесту по классицизму. |
метод монологического изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему именно Г.Р.Державина считают первым признанным русским поэтом 18 века? По какой причине Г.Р.Державин писал произведения на военно– патриотическую тему? |
тест по теме " классицизм" урок проверки и оценки знаний |
1.проверить и оценить знания по теме " классицизм". |
||
Мир Простаковых и Скотининых. урок углубленной работы над текстом |
1.вспомнить материал прошлого урока; 2.проанализировать поведение и поступки героев; 3.чтение отрывков из произведения; 4.выявить, в чем заключается конфликт произведения; 5.сделать выводы по пройденному материалу. |
рассуждающий, диалогический методы обучения. |
Можем ли мы однозначно называть г-жу Простакову презрелой фурией? Почему Митрофанушка вырос таким, каким мы видим его в конце пьесы? Как вы можете связать это со словами Стародума: " вот злонравия достойные плоды"? |
Д.И.Фонвизин и его время. Создание комедии " Недоросль". урок объяснения нового материала |
1.проанализировать тестовые работы учащихся; 2.познакомить учащихся с судьбой и творчеством Д.И.Фонвизина; 3.вспомнить историческую обстановку России во 2 пол. 18 века; 4.повторить теорию: особенности драматических произведений, что такое сатира; 5.охарактеризовать комедию как драматический жанр; 6.познакомиться с 7.дать определение "говорящие фамилии и имена"; 8.выявить признаки классицизма в комедии; 9.выявить три основные темы произведения; 10.чтение 1 действия, явлений 1-3. |
метод монологического изложения, эвристический метод изложения, диалогический метод обучения, рассуждающий метод. |
Почему некоторые "Недоросль" первой
реалистической комедией Почему в афише у Простакова нет г- н, а его жену называют г-жой Простаковой? Кто является главным героем комедии? С какой целью автор вводит в комедию крестьян? |
После проведения данных уроков мы снова провели опрос в классе, и результаты были уже немного другими, о чем свидетельствует рис.2
Внимательно посмотрев на результаты опросов, и сравнив их, мы можем сделать вывод о том, что, интерес к вопросам проблемного характера и творческим заданиям вырос у учеников, при этом интерес к репродуктивным вопросам и самостоятельным заданиям спал. Все это говорит о том, что учеников заинтересовали вопросы и задания, предложенные им нами на уроках литературы. И эта заинтересованность повлияла на то, что ученики тщательнее готовились к урокам, к домашним заданиям, о чем свидетельствует повышение уровня успеваемости класса по данному учебному предмету в первой четверти.
Наглядно это можно увидеть в таблице 2 и приложении №1.
успеваемость |
итоговая оценка за 8 класс |
Итоговая оценка за 1 четверть 9 класса | ||
количество учащихся |
процентное соотношение |
количество учащихся |
процентное соотношение | |
" 5" |
10 |
33% |
15 |
50% |
" 4" |
15 |
50% |
11 |
37% |
" 3" |
5 |
17% |
4 |
13% |
Таким образом, цель нашей экспериментальной работы достигнута. Проведенные нами уроки литературы положительно повлияли на развитие интереса к предмету, на активность учащихся, а также на их предпочтения по отношению к типам учебных заданий. Заметно повысилось и качество их знаний.
Выводы
В настоящее время методисты и педагоги все больше внимания уделяют вопросу о месте и роли проблемного обучения в школе, о путях его реализации на уроках литературы, об эффективности применения данного вида обучения. Также остро стоит вопрос о том, что задание проблемного характера приобретает целый ряд специфических особенностей на уроках литературы, обусловленных природой искусства, так как данный учебный предмет отличен от других спецификой своего содержания. Только этот предмет в полной мере способствует формированию мировоззрения учащихся, их взгляда на мир.