Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:50, контрольная работа
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.
Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Процесс моделирования . . . . . . . 5
2. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 9
Заключение . . . . . . . . . 12 3. Практическая часть . . . . . . . . 13
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . 3
1. Процесс моделирования . . . . . . . 5
2. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 9
Заключение . . . . . . . . . 12 3. Практическая часть . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . 22
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Методология моделирования ситуаций и разработки управленческих решений базируется на системном и комплексном использовании основных положений материалистической диалектики применительно к объекту управления.
Моделирование – это концепция, которой уделено много внимания в нашем обсуждении. Моделирование является основным методом исследования во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в различных сферах социальной деятельности.
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к социальной сфере, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации.
Методологическая основа моделирования. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом. Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.
Обобщенно моделирование можно определить как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект – оригинал находится в некотором соответствии с другим объектом – моделью, при чем модель способна в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса. Стадии познания, на которых происходит такая замена, а также формы соответствия модели и оригинала могут быть различными:
1) моделирование как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, соответствующие объектам;
2) моделирование, заключающееся в построении некоторой системы – модели , связанной определенными соотношениями подобия с системой – оригиналом, причем в этом случае отображение одной системы в другую является средством выявления зависимости между двумя системами, отраженными в соотношениях подобия, а не результатом непосредственного изучения поступающей информации.
Актуальность выбранной темы заключается в рассмотрении моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно – следственной оценки альтернатив. Моделирование является неотъемлемой частью прогнозирования, а уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления.
Целью данной работы является рассмотрение методологии и методик разработки и факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений.
1. ПРОЦЕС МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Модель – это условный образ объекта управления (исследования), она концентрируется субъектом управления (исследования) так, чтобы отобразить характеристики объекта – свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры, существенные для цели управления (исследования). [1, c.47]
Схема организации это и есть модель, представляющая ее структуру. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.
Содержание метода моделирования составляет конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, экспериментальный или теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели.
Как уже говорилось ранее, методология моделирования ситуаций и разработки управленческих решений базируется на комплексном использовании основных положений материалистической диалектики.
Положения материалистической диалектики определяют характерные черты методологии моделирования ситуаций и разработки управленческих решений. Этими положениями являются:
1) Моделирование возможных состояний объекта управления в пространстве и во времени определяется положением материалистической диалектики о необходимости рассмотрения всех явлений и процессов в постоянном движении, изменении и развитии;
2) Изучение положительных и отрицательных сторон каждого моделируемого явления и процесса в управляемой системе определяется необходимостью рассмотрения каждого из них в единстве и борьбе противоположностей;
3) Моделирование деятельности объектов управления должно производиться с учетом всех внутренних и внешних взаимосвязей;
4) Исследования причинно – следственных связей в процесс моделирования должно сопровождаться определением их количественных характеристик, обеспечивая измерение влияния факторов на результаты деятельности;
5) Изучение и измерение причинных связей в процессе моделирования может осуществляться методом индукции и дедукции;
6) Использование системного подхода к изучению объектов управления предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, их систематизацию и синтез.
7) Разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно – следственных связей моделируемых явлений. [3, с132-133].
Таким образом, моделирование ситуаций и разработки управленческих решений представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение предполагаемого влияния факторов на результаты деятельности объекта управления путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности деятельности организации.
Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Первый и наиболее важный этап построения модели состоит в постановке задачи. Этот этап способен обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, в чем она состоит. Определяется связь с другими системами и взаимосвязь между отдельными элементами, функционирующими внутри системы.
На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуются элементы, взаимосвязи и условия существования объекта анализа.
Построение модели является вторым этапом процесса после построения задачи. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему.
После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Разрабатывается общая схема изучаемой системы, где элементы характеризуются блоками, связь между которыми демонстрирует наличие и направление внутренних и внешних связей. Собирается и подготавливается к анализу необходимая информация.
После проверки на достоверность модель готова к использованию. Основная причина недоиспользования моделей руководителями, которые должны их применить, возможно, заключается в том, что они их опасаются или не понимают. На этом этапе строится экономико – математическая модель системы в общем виде, при этом на основе качественного анализа определяются математические формы и коэффициенты всех уровней и неравенств системы, характеризующих систему, целевую функцию и ресурсные ограничения. Проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий.
На пятом этапе осуществляется работа с моделью. При этом путем замены отдельных параметров экономико – математической модели, которые характеризуют те или иные факторы, определяется значение функции. Другими словами можно сказать, что применение модели даже если оказалось успешным, наверняка потребует обновления. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, модель необходимо модифицировать. Такой подход к анализу обеспечивает:
- комплексность и целенаправленность исследования;
- объективную оценку результатов хозяйствования;
- методологически обоснованную схему поиска резервов повышения эффективности производства, а также точность анализа.
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
Решения являются одной из важнейших составных частей процесса управления. Весь процесс управления представляет собой непрерывную цепь решений разной сложности и важности, различающихся по своему характеру, продолжительности влияния, затрачиваемым уровнем и выполненным функциям.
Принятие решений – это каждодневная работа менеджера, отражающаяся на всех аспектах управления. По словам Френка Харисона «Принятие решений – это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что – либо другое компетентность в данной области отличает менеджера от неменеджера и, что еще важнее, эффективно работающего менеджера от его не эффективно работающего менеджера – коллеги.»
Поскольку принятие решений зависит как от личности и его психологических особенностей, так и от объективных условий, в которых он находится, все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы – личностные (субъективные) и ситуационные (объективные). [3, с. 136]
Личностные факторы определяются своеобразным психическим процессом. Их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические процессы обычно разделяют на три основных вида: познавательные, волевые и эмоциональные. Наиболее важную роль среди них в процессе принятия решений играют познавательные, или когнитивные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, память, воображение. Кроме того, в отдельную группу можно выделить мотивационные процессы, которые предопределяют направленность и влияют на формирование целей деятельности человека. Эти процессы оказывают значительное влияние на принятие решений, который рассматривается как регулятивный психический процесс, включающий все «базовые» или психические процессы.
Психические состояния понимают как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата.
Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку. Они полностью характеризуют содержание психики людей, но в различные моменты и периоды времени. Отсюда можно выявить, что психические состояния зависят как от конкретной ситуации, в которой находится человек, так и от его индивидуальных психических особенностей.
Всю совокупность психических свойств можно разделить на два класса, общие и индивидуальные.
К общим свойствам относятся наиболее типичные и фундаментальные особенности психики, присущие всем людям, и прежде всего, ограничение индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации.
К индивидуальным свойствам относятся уровень предпочтений и уровень притязаний личности. Под системой предпочтений понимают совокупность взглядов, ценностей, убеждений, с помощью которых человек сравнивает альтернативы и принимает решения.
Другой важнейший фактор, влияющий на принятие решений и связанный с индивидуальными психическими свойствами, носит название уровень притязаний личности. Это понятие характеризует стремление человека к достижению целей такой степени сложности, на которую он сам считает себя способным. Уровень притязаний не является врожденной характеристикой, а формируется постепенно под влиянием предпочтений, способностей, опыта человека. Принятие решений зависит также от ситуационных факторов, то есть конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение. Эта группа включает в себя факторы внешней и внутренней среды организации, которые влияют на разработку, оценивание, выбор и реализацию альтернатив.
Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят название макроокружение и деловая сфера организации.