Методы самооценки результатов воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования
2. Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
3. Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Оглавление

Введение 4
1 Методы и средства воспитания 6
1.1 Методы воспитания 9
1.2 Средства и формы воспитания 12
1.3 Понятия методики и технологии воспитания 12
2 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании 14
2.1 Организация процесса самовоспитания учащихся и его
важнейшие методы 15
3 Методы анализов результатов воспитательного процесса 21
3.1 Принципы эффективности процесса воспитания 21
3.2 Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания 22
3.3 Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..docx

— 92.38 Кб (Скачать)

Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Метод самокритики. Сущность его в  том, что ученик, который выявил у  себя тот или иной недостаток и  поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например, вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует  из его названия, он применяется  тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился, как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре  можно выделить следующие компоненты:

а) критический анализ, оценка своих  недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

б) разработка программы самовоспитания;

в) определение его методов; 

г) аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;

д) самоконтроль.

Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут  быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя  компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и  пользе самовоспитания;

б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

в) практическая помощь учащимся в  разработке программ самовоспитания и  их реализации.

Какой же должна быть эта работа на практике?

Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. «Да, с собой надо бороться, – писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. – Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне кажется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это несколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям. ...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель – иди к ней твердо!»

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических  собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и  т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации  самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем  их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Во многих школах для организации  самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции и т.д.

Однако нельзя ограничивать эту  работу только организацией познавательно-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания по преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспитанию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что  самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

 

 

 

3  Методы анализов результатов  воспитательного процесса

 

Важным аспектом деятельности педагога является изучение результатов и эффективности воспитательного процесса, направленное на решение ряда задач:

а) выявление реального состояния  воспитательного процесса (эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач);

б) анализ изменений, произошедших в  воспитательном процессе, изучение влияния  различных условий и средств  на результаты работы, а также их эффективности и педагогической целесообразности;

в) выявление возможностей развития воспитательного процесса;

г) изучение состояния и динамики развития воспитательного процесса для поиска путей и средств его совершенствования;

д) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

 

3.1 Принципы эффективности процесса воспитания

 

Деятельность педагога по изучению эффективности процесса воспитания должна опираться на ряд принципов (главных требований, основных правил).

1. Методологическим основанием  деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

2. При отборе критериев,  показателей и методик изучения  эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика.

3. Диагностика результатов  развития личности учащегося  является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.

4. Диагностика изменений  ситуации развития ребенка в  течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение. нескольких лет информации.

5. В ходе диагностики  необходимо определить наиболее  эффективные педагогические средства  и те формы и способы организации  воспитательного процесса, которые  в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся,

6. Оценочно-результативный  компонент воспитательной деятельности  в конкретном учебном заведении  должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношений в нем.

7. Диагностический инструментарий  не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.

8. Необходима максимальная  включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

9. Процесс изучения эффективности  воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

На основе перечисленных  положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

 

3.2 Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания 

 

Одним из основных критериев, позволяющих определить эффективность  воспитательного процесса, является уровень развития коллектива и характер отношений в нем.

Информация о работе Методы самооценки результатов воспитательной работы