Методы самооценки результатов воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования
2. Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
3. Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Оглавление

Введение 4
1 Методы и средства воспитания 6
1.1 Методы воспитания 9
1.2 Средства и формы воспитания 12
1.3 Понятия методики и технологии воспитания 12
2 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании 14
2.1 Организация процесса самовоспитания учащихся и его
важнейшие методы 15
3 Методы анализов результатов воспитательного процесса 21
3.1 Принципы эффективности процесса воспитания 21
3.2 Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания 22
3.3 Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..docx

— 92.38 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение              4

  1. Методы и средства воспитания                                                                            6

    1. Методы воспитания                                                                                             9

    1. Средства и формы воспитания                                                                         12

    1. Понятия методики и технологии воспитания                                                 12

  1. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании                       14

    1. Организация процесса самовоспитания учащихся и его

 важнейшие методы                                                                                                 15

  1. Методы анализов результатов воспитательного процесса                              21

    1. Принципы эффективности процесса воспитания                                           21

    1. Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания     22

    1. Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса                  24

Заключение                                                                                                            29

Список используемой литературы                                                                       30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Педагогика-это наука  о воспитании человека.

Свое название педагогика получила от греческих слов ‘‘пайдос’’ – дитя и ‘‘аго’’ – вести. В дословном переводе ‘‘пайдагос’’ означает ‘‘детоводитель’’. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово ‘‘педагогика’’ стало употребляться в более  общем смысле для обозначения  искусства ‘‘вести ребенка по жизни’’, т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.  Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.  Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Понятие ‘‘воспитание’’ здесь  употребляется в самом широком  смысле, включая образование, обучение, развитие.

Несмотря на то, что педагогика занимается ‘‘вечными’’ проблемами, ее предмет – это воспитательная деятельность (воспитательный процесс).

Воспитательный процесс  – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими  категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.   

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие ‘‘воспитание’’ употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к  младшим. Под опытом понимают известные  людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с  человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

В узком социальном смысле под воспитанием  понимается направленное воздействие  на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.


Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные  трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно.   

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с  целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и  результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание – процесс  противоречивый и длительный. В нем  возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или в отдельный его этап? Для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному уровню, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия позволяет диагностика, а также методы самооценки результатов проведенной воспитательной работы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.

Объект исследования – воспитательный процесс в учебном заведении.

Предмет исследования – воспитательная работа, методы самооценки.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы по теме исследования
  2. Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
  3. Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  4. Методы анализов результатов воспитательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Методы и средства воспитания

 

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится мной с целью объяснения их сущности.

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в  которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

«Никто не становится хорошим человеком  случайно» Платон.

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки.

Общественная практика передачи социального  опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается  в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция  воспитательного воздействия может  реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Структура воспитательного  процесса представляет собой взаимосвязь  основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние  природная среда, жизненный мир  и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
  • обстоятельства биографии;
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
  • особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого;
  • система отношений с социумом;
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания — это  ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения  человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Информация о работе Методы самооценки результатов воспитательной работы