Методы самооценки результатов воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 05:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования
2. Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
3. Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Оглавление

Введение 4
1 Методы и средства воспитания 6
1.1 Методы воспитания 9
1.2 Средства и формы воспитания 12
1.3 Понятия методики и технологии воспитания 12
2 Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании 14
2.1 Организация процесса самовоспитания учащихся и его
важнейшие методы 15
3 Методы анализов результатов воспитательного процесса 21
3.1 Принципы эффективности процесса воспитания 21
3.2 Уровень развития коллектива как критерий эффективного воспитания 22
3.3 Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..docx

— 92.38 Кб (Скачать)

Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический  климат в нем, для изучения которого за основу берутся следующие показатели:

1) удовлетворенность членов коллектива  взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;

2) преобладающее настроение;

3) взаимопонимание руководителей  и подчиненных, старших и младших,  взрослых и детей; 

4) степень участия членов коллектива  в управлении, уровень развития  самоуправления;

5) сплоченность, продуктивность совместной  деятельности;

6) чувство собственного достоинства  у каждого члена коллектива, гордость  за свой коллектив; 

7) защищенность всех членов коллектива.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов, осуществляемого на нескольких уровнях: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «педагог – педагог», «старший – младший», «родитель – педагог», «родитель – ученик», «родитель – родитель». Непосредственным показателем эффективности взаимодействия участников педагогического процесса является развитие основных его характеристик:

• по взаимопознанию (объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга; обоюдный интерес друг к другу);

• по взаимопониманию (понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность);

• по взаимоотношениям (проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей);

• по взаимным действиям (осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга);

• по взаимовлиянию (способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания)

3.3 Алгоритм  изучения эффективности воспитательного процесса

 

Алгоритм изучения эффективности  процесса воспитания можно представить следующим образом:

• определение цели и  задач изучения;

• подбор критериев и  показателей для определения  результативности процесса воспитания учащихся;

• выбор методик изучения;

• подготовка диагностического инструментария;

• исследование испытуемых;

• обработка и интерпретация  результатов исследования;

 • анализ, оценка и  обсуждение результатов изучения.

Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы  деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.

Определение цели и задач  изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

• выявить уровень воспитанности  выпускников учебного заведения;

• выяснить степень влияния  отдельных педагогических средств  на личность ребенка и процесс  его развития;

• получить информацию о  результативности работы классных руководителей;

• определить степень удовлетворенности  учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Подбор критериев и  показателей. Данный этап является одним  из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Так как целевые ориентиры и  другие компоненты воспитательной деятельности направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Например, в одной сельской школе для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии были избраны следующие критерии и показатели.

Критерии

Показатели

I. Интеллектуальная развитость учащегося.

1. Освоенность учащимися  образовательной программы.

2. Развитость познавательных  процессов и интересов личности.

3. Сформированность учебной деятельности

II. Нравственная развитость учащегося.

1. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка.

2. Социальная активность  учащихся.

III. Физическая развитость учащегося.

1. Состояние здоровья  ребенка. 

2. Овладение навыками  личной гигиены.

3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.


 

Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.

 

Критерии

Показатели

I. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника.

1. Обученность учащихся.

2. Развитость мышления.

3. Познавательная активность.

II. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника.

1. Нравственная направленность.

2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду.

III.Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.

1. Коммуникабельность.

2.Сформированность коммуникативной культуры учащегося.

IV. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника.

Развитость чувства прекрасного  и других эстетических чувств.

V. Сформированность физического потенциала личности выпускника.

1. Состояние здоровья  учащихся выпускных классов.

2. Развитость физических  качеств.


 

Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

 

Аспекты изучения

Диагностические средства

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

1. Статистический анализ  текущей и итоговой успеваемости.

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

3. Школьный тест умственного  развития (ШТУР).

4. Методы экспертной оценки  педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

II.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

2. Методика С.М. Петровой  «Пословицы» для определения направленности личности.

3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

4. Методы экспертной оценки  педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

III.Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение,

IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.

1. Методы экспертной оценки  педагогов и самооценки учащихся.

2. Педагогическое наблюдение.

V. Сформированность физического потенциала личности учащегося.

1. Статистический медицинский  анализ состояния здоровья учащихся.

2. Выполнение контрольных  нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки).

3. Методы экспертной оценки  педагогов и самооценки учащихся.

VI.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

1. Методика А.А. Андреева  «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

2. Методики Е.Н. Степанова  для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

VII.Сформированность общешкольного коллектива.

1.Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».

2. Методика М.И. Рожкова  «Определение уровня развития ученического самоуправления».

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.


 

Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем — время изучения и обработки результатов. Поэтому по данной и другим причинам следует признать целесообразным вовлечение большего количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный психолог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники.

Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов  исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. Прианализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить:

в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обоснованно оценить ее эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать учащихся и родителей.

Информация о работе Методы самооценки результатов воспитательной работы