Методика организаторского мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Организатор хороший, и пользуется личными симпатиями - достаточно ли этого, чтобы повести за собой ребят? Не всегда. Ведь специфика деятельности молодежной и детской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежденность, отношение к учению и др. Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений» в одном из старших классов. В классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь, — говорили учителя, — что они могут выкинуть завтра». И это несмотря на то, что «староста — серьезный парень, пример для всех в учебе».

Файлы: 1 файл

Методика организаторского мастерства.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Другой случай — в  коллективе произошел резкий спад в  настроениях. Состояния неудовлетворенности подавленности, тревожности захватили ребят на несколько дней. Оказалось, что тяжело заболел один из учащихся класса. Искреннее сочувствие товарищу отражает по-настоящему здоровый психологический климат. Ребята переживают несчастье одноклассника как собственное, а это характерно для крепких, сплоченных коллективов.

Таким образом, при оценке психологического климата коллектива важно не только выявить настроения, преобладающие в нем в данный момент, но и знать, какие события с точки зрения их нравственного содержания и как отражаются ребятами. В психологический климат каждый вносит что-то свое, но в то же время ощущает на себе его воздействие в целом. Настроения людей далеко не бесстрастное зеркало, в котором можно рассмотреть некоторые детали лица коллектива.  Благоприятный психологический климат — это увеличивающее стекло. Оно, собирая в себя энергию каждого, возвращает обратно новую силу, способную изменить поведение человека. Вот почему такое большое внимание в наше время уделяется сознательному формированию психологического климата коллектива. Он непосредственный союзник организатора, руководителя коллектива.

У меня дома стоит пианино. Время от времени, когда мое ухо  улавливает фальшь в его звучании, я приглашаю настройщика, который, вооружившись камертоном и специальным ключом, приводит этот музыкальный агрегат в порядок.

Человек, как мы уже  говорит, гоже наделен этим «музыкальным»  свойством расстраиваться, настраиваться и перестраиваться.

 Хотя   в   восприятии  очень  много  субъективного,  зависящего  от  конкретного человека, его  жизненного  опыта,  тем   не   менее  организатор вполне может использовать цветовую «партитуру предлагаемую психологами.


Освещая помещения, делая  подсветки при помощи ламп, различных  светильников, оформляя помещения рисунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»:

красный     цвет — активизирующий,     возбуждающий создающий впечатление жизнерадостности, тревожности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть выражу одним красным цветом;

желтый и  оранжевый цвета и их сочетания создают теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют общительности, откровенности;

светло-коричневый — успокаивающий, смягчающий теплый;

синий и зеленый  цвета — холодные; синий создав дистанцию, настораживает, зеленый вызывает стремления к естественности;

фиолетовый действует несколько беспокойно, создает ощущение глубины, тяжести;

розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.

 

В цветопсихологии существуют такие сочетания цветов, которые способствуют созданию сильной напряженности (желтый и синий), лучезарности (красный и желтый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зелено-синий)   и др.

К сожалению, мы совсем плохо используем удивительные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнятости, активности), торжественных митингов и собраний (состояние собранности, тревожности, серьезности).

Рекомендуем создать  простейший набор осветительной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цветовой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе. Это поможет вам решать проблему настроенности на вечерах, диспутах, конференциях  и   т. д.

Эффективным средством создания заинтересованности делом и внесения в работу соответствующего настроения является использование элементов новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из самых важных   потребностей   человека.   Новое   всегда   привлекает к себе   внимание,   заставляет  реагировать уже   на  факт появления нового. Как говорил римский философ Сенека,   для   нас   естественнее   удивляться   новому,  чем великому.

 Введение, может быть, даже и  небольших, но новых деталей  в приемы и методы работы  организатора, в формы обращения к учащимся, в оформление помещений,  собираются ребята, создает хорошие возможности  психологической атмосферы предстоящей деятельности. В одной из школ готовился музыкально-поэтический вечер. Обычно подобные вечера проводились в актовом зале: на сцену подымались «артисты», внизу, в зале, сидели зрители. И так всегда. На этот раз организаторы вечера все кресла в зале развернули полукругом, и центр оказался у боковой стены. Там стоял столик с вазой, в ней два-три цветка. И все. Больше никаких украшений, ничего лишнего. Да еще два прожектора, два луча — оранжевый и желтый (теплые цвета), направленные на площадку у столика.

Вечер  прошел  очень  интересно, приподнято,  и самое, главное  — в искренней, дружеской атмосфере. Исчезла незримая стена  между  зрителями и сценой. Ребята, рассказывая  о впечатлениях от проведенного вечера, непременно отмечали,  что  первое  их  впечатление  — необычность   убранства   зала.   Когда   им   возражали,   что,   собственно,   никакого   убранства   не   было,   они   повторяли: «Все равно, появилось что-то новое, и мы с нетерпением ждали,  что будет  дальше»;  «Когда мы вошли в зал, то  сразу   поняли,   что   сегодня   будет   не   так,   как   всегда»; «Сначала было непонятно, к чему все это. Но было как-то тревожно и приятно. Почему? Не знаю. Просто так...» Один   небольшой   элемент   —   перестановка   кресел   в зале,  перемещение  источников света, и это нашло отражение   в   настроении    ребят,   создало   необходимую   для дела  психологическую ситуацию.

Среди приемов воздействия на эмоциональные  состояния ребят следует выделить создание соревновательных ситуаций.

 

Литература

  • Лутошкин А.Н. Как вести за собой; Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981г.

Информация о работе Методика организаторского мастерства