Методика организаторского мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Организатор хороший, и пользуется личными симпатиями - достаточно ли этого, чтобы повести за собой ребят? Не всегда. Ведь специфика деятельности молодежной и детской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежденность, отношение к учению и др. Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений» в одном из старших классов. В классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь, — говорили учителя, — что они могут выкинуть завтра». И это несмотря на то, что «староста — серьезный парень, пример для всех в учебе».

Файлы: 1 файл

Методика организаторского мастерства.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

У каждого класс может быть свой путь к коллективу. Как это выглядит на практике?

Мы обратились с необычной просьбой ко многим старшеклассникам-организаторам школ Костромской области: рассказать о своем классе так, будто они рассказывают об отдельном человеке с его характером, способностями, сильными и слабыми сторонами, его радостями и огорчениями. Кроме того, мы попросили юношей и девушек попытаться определить, на какой ступени развития находятся их классы. О наших станциях все они знали.

Были написаны сотни сочинений на тему «Мой класс и я». Среди портретных характеристик классов не оказалось двух одинаковых. Да и не могло быть. Для одних ребят класс выступал добрым, симпатичным и целеустремленным, для других он открывался малопривлекательным, трудным, рассерженным... В сочинениях старшеклассники пытались разобраться во взаимоотношениях, выяснить причины успехов и неудач.  Вчитайтесь внимательно в эти строчки: «Мой класс не блещет ничем среди других в школе. Класс не дружный, дружат только два-три человека, а остальные не находят себе друзей не только в своем классе, но даже в школе. Некоторые даже враждуют.

Есть у  нас хорошие организаторы, они  ведут за собой ребят, но не на хорошие дела… Немало ребят думают только о себе, если что и делают, то лишь бы прославиться, утверждая, что если бы не они, то в классе ничего бы не было. Сколько раз я пытался собрать ребят вокруг себя, сдружить их — ничего не получалось. Мы на «Песчаной россыпи», и не мешало бы нам добавить цементу и воды для скрепления» (Виктор Г., VIII  класс).

«В этот класс  я пришла четыре года назад из другой школы. Всех держал в руках главный заводила Сергей Р.  Класс был страшно неорганизованным, я даже испугалась. Все изменилось в VII классе. Многие ребята и девочки вступили в организацию. А Сергей Р. стал дружить с одной девочкой и изменил свое отношение к нам. Остальные мальчишки, может, глядя на него, стали  гоже относиться к нам по-хорошему.

Хотя   класс  сейчас у нас и дружный,  но иногда еще очень много старшеклассников не задумываются серьезно о своем классе как коллективе, еще недостаточно осознают роль коллектива в жизни класса. Свидетельство тому — сочинения «Мой класс и я». В них подавляющее большинство юношей и девушек откровенно признавали, что впервые задумываются над тем, насколько зрелым является их класс, почему «так получается», можно ли самим развивать, строить и поднимать коллектив. Очень хорошо, что в коллективной дискуссии на самоаттестации ребята могут аргументировать свои мнения но поводу уровня развития класса, сами разбираться в некоторых «секретах» коллектива, законах его движения.

Каждый уровень  развития классного коллектива требует своих способов организации и руководства им. Согласитесь, что действия организатора должны отличаться, если он работает с людьми в группе, где нет

настоящей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «все равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом.

Свойство  хорошего организатора — учитывать  все изменения, происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится зрелым коллективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этою не делать, может пострадать не только коллектив, не только авторитет организатора, но и дело. Приведем пример.

На комсомольском  собрании секретарем бюро в классе, который считался в школе одним из трудных, была избрана энергичная и волевая девушка. Хотя ребята к ней не питали особых симпатий, она привлекала их своей «цепкостью», умением доводить дело до конца, чего бы это ни стоило. Работала она с удовольствием, немного жестковато, себя не жалела, но и другим сидеть сложа руки не давала. Ей было очень трудно, но результаты не заставили себя ждать. В течение года классная организация стала одной из лучших в школе, класс ставили в пример, а комсорг стала популярной личностью в школе.

На следующий  год ее избрали комсоргом вторично. Она также энергично взялась за работу. Через некоторое время в ее адрес все чаще стала раздаваться критика на собраниях, в разговорах одноклассников. Ее упрекали во властолюбии, нежелании советоваться с людьми, в  стремлении   действовать   приказом,   а   не   убеждением (узнаете стиль «Разящие стрелы»?). Стали возникать конфликты. Часть ребят стала требовать вывести ее из бюро, не дожидаясь отчетно-выборного собрания.

В чем дело? Почему комсомольская организация вдруг отвергла те качества, которые ранее ценила в комсорге? Ведь девушка, в сущности, не изменила своего поведения во взаимоотношениях с группой. Все дело в том, что за это время изменилась сама группа. Когда-то она была на уровне «Мягкой глины», но постепенно развивалась, сплачивалась под руководством своего комсорга и становилась зрелой — подошла к «Алому парусу». А здесь «разящие стрелы» комсорга стали тормозом. Группа на этой ступени требовала других, более демократических способов руководства. Комсорг, к сожалению, не почувствовала этих качественных перемен.

Помню, как  на заседании комитета комсомола  школы члены комитета горячо выступили в поддержку комсорга, обвиняя - «неблагодарный класс» в предвзятости, необъективности.   Копья  ломались   тогда   отчаянно.  

Разобрались в этом конфликте с трудом. Kто-то предложил не горячиться и спокойно поговорить обо всем в классе. Так и сделали. Разговор пошел на пользу и классу, и его комсоргу, которая честно и откровенно пообещала пересмотреть свой организаторский багаж.

Одна из основных задач  организатора состоит в том, чтобы, сплачивая и поднимая группу, расти вместе с ней, совершенствовать свой стиль руководства и всю организаторскую работу в целом.

Организатору,   работающему   с   классными   или другими    группами,    находящимися    на    разных ступенях развития, мы можем  посоветовать  следующее:

В группах на уровне «Песчаная  россыпь» предпочтительнее может оказаться стиль руководства «Разящие стрелы» (настаивающий, требующий, приказывающий). Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, подробный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы. Другие стили руководства могут иметь вспомогательное значение.

В группах  «Мягкая глина» стиль «Разящих стрел» может еще преобладать, но сюда все активнее вводятся «бумеранговые» приемы (напоминаем, это — стиль коллегиальный, советующийся, консультирующийся и требующий): создание актива, опора на него, привлечение одноклассников к обсуждению вопросов жизни и работы класса. Здесь организатор, исходя из знания личных и деловых качеств одноклассников, предоставляет активу, помощникам возможность самим принимать решение, оказывает им помощь.

Если существуют серьезные конфликтные отношения, I надо выяснить, на чем они основаны. Могут не помешать «челночные»   рейды   организатора    по    примирению    на основе  общих  дел  конфликтующих   группировок  и  личностей.

В группах  «Мерцающий маяк» эффективно сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стрелы». Как правило, на этой ступени органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути.

В целях создания положительного эмоционального климата коллектива в отдельных случаях можно использовать как вспомогательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчивым,   при   необходимости   идти    на    компромисс.

Организация и руководство группой через  органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Стиль руководства «Возвращающийся бумеранг» является ведущим на этом этапе работы с коллективом.

В основе взаимоотношений  организатора и группы — взаимное доверие. Сплоченность и сработанность группы освобождают организатора от необходимости всякого рода напоминаний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела и т. д. На этом этапе организатор выполняет чаще функции «мозгового центра», разрабатывающего идеи, подающего инициативу, поддерживающего начинания других ребят. Это не значит, что надо «плыть по течению», но и сковывать инициативу многочисленного актива тоже не следует.

 В   основе   руководства   группами,   находящимися   на  ступени «Горящий  факел», — самоуправление, опора  на группy  в   целом.   Требования   организатора   к личности предъявляются от имени коллектива. Основное внимание организатора направлено на установление связей с другими группами, на формирование активной позиции своего    коллектива    в    школе,    среди    других    объединений, распорядительные действия организатора  носят вспомогательный   характер. К   общим   делам,   к   руководству привлекаются   в   разной форме   все   члены   коллектива.

 

 

Тема: «Психологический климат»

 

Встретился прохожий, посмотрел, улыбнулся. Хорошо. Выпал  первый снег. Все запорошило, все по-новому. Приятно.  Поскользнулся  на первом льду. Шлепнулся. Больно. Плохо. Поднялся, увидел, что ко мне спешит на помощь незнакомый человек. Спасибо, обошелся. Хорошо. Чего было сегодня больше — хорошего или плохого, приятного или неприятного? Мы, как правило, над этим не задумываемся. Но, помимо нашего сознания, эмоции делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат — наше настроение.


Обширна гамма душевных состояний человека. Иногда не хватает  слов, чтобы выразить свою взволнованность. И прав М. Ю. Лермонтов, утверждавший,   что

Холодной буквой трудно объяснить 

Боренье дум. Нет звуков у людей 

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл  страстей

Возвышенных  я  чувствую:  но слов

Не нахожу…

Настроения людей в  коллективе, их душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения, отношение к работе, к окружающей жизни, сливаясь вместе, образуют психологический климат коллектива.

  Психологический климат, как зеркало, отражает в себе полную забот и тревог, радостей и печалей жизнь коллектива. Теперь давайте представим на минуту, что перед нами действительно круглое «психологическое» зеркало  (см. схему 1).

Вы видите, что «зеркало»  разделяют две пересекающиеся линии: горизонтальная — ось тональности настроения (приятное - неприятное) и вертикальная — ось активности. Они разделяют «зеркало» на зоны.

Теперь попросим «психологическое зеркальце», как в доброй старой сказке, о себе «все сказать и всю правду рассказать». Героиня сказки услышала бы в ответ примерно такие слова: «На право посмотришь - радость почувствуешь; налево взглянешь — печаль захватит; вверх глазами поведешь — взбодришься сразу; вниз взгляд опустишь — вялость охватит; прямо посмотришь — спокойно будет на душе».

Я прокомментировал бы такой ответ следующим образом: в любой данный момент настроение людей может находиться в какой-то одной из зон. Каждая зона обладает своими особенностями, влияющими на поведение людей.

I зона — приподнятость настроений,  бодрый,  мажорный   тон,   проявление   энтузиазма,   подъема,   инициатив, стремление к действию, доброжелательность  во  взаимоотношениях.  При повышенной активности  и тональности возможна    чрезмерная    возбужденность,   доходящая    до истеричных проявлений, понижение критичности к своим действиям,  ослабление  внимания  к  индивидуальным  состояниям окружающих людей.

II зона — общая   неудовлетворенность,   тревожность, напряженность,   повышенная   активность   из-за   стремления   добиться   лучшего   результата,   исправить   сложившееся тяжелое положение. Возможны проявление агрессивности, возникновение конфликтов, потеря контроля над чувствами, сопротивление действию со стороны.

III зона    —   спокойные   уравновешенные   состояния с различными незначительными колебаниями, спокойный деловой    тон    взаимоотношений,    взаимная    терпимость к недостаткам, отсутствие обострений в отношениях.

  1. зона — приятные состояния умиротворения, благодушия,   пассивность  в   выражении  чувств,   в  действиях, замедленность в реакциях на воздействие, милый, доброжелательный   тон   отношений,   отсутствие   волнений   по какому-либо поводу.
  2. зона   —   состояния   неудовлетворенности,   упадка, уныния,   пассивное   сочувствие,   потеря   интереса  к деятельности   к взаимодействию, апатия.

 

Если вы вдруг решите ежедневно в течение 3—4 недель отмечать в «зеркале» точкой то место в одной из зон, которое соответствует настроению коллектива в этот день, то в результате у вас образуется «облако» точек (если существует «климат», то пусть будет и «облако»). В зависимости от того, какие зоны будет закрывать это «облако», вы можете говорить о благоприятности или неблагоприятности психологического климата.

Однако «благоприятность»,   как   это   ни   покажется  странным, не обязательно должна быть связана с наличием радостных настроений. Представьте себе — в коллективе царит радостный настрой, неприятное самочувствие только у двух-трех человек. Это руководители коллектива. А накануне произошло вот что. По вине большей части класса был сорван урок. По мере того как дирекция школы и комитет комсомола разбирались с этим происшествием, в классе складывалась напряженная обстановка. Что-то будет?    И    вот    решение: наказать руководителей коллектива. Как мы видим, для остальных вроде все закончилось благополучно. Их лично не подвергли наказанию. Вот они и рады этому. Если отвлечься от того, что здесь произошло накануне, то в классе полное «благополучие»: бодрый тон, приподнятое настроение. На самом же деле этот радостный настрой — показатель неблагополучия в коллективе: отсутствует переживание неприятного события, нет сопереживания с товарищами,  взявшими на себя ответственность за случившееся, не проявилось единство коллектива.

Информация о работе Методика организаторского мастерства