Методика организаторского мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:16, реферат

Краткое описание

Организатор хороший, и пользуется личными симпатиями - достаточно ли этого, чтобы повести за собой ребят? Не всегда. Ведь специфика деятельности молодежной и детской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежденность, отношение к учению и др. Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений» в одном из старших классов. В классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь, — говорили учителя, — что они могут выкинуть завтра». И это несмотря на то, что «староста — серьезный парень, пример для всех в учебе».

Файлы: 1 файл

Методика организаторского мастерства.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Методика организаторского мастерства

Кто есть кто?

 Организатор хороший, и пользуется личными симпатиями - достаточно ли этого, чтобы повести за собой ребят? Не всегда. Ведь специфика деятельности молодежной и детской организации заключается также и в том, что здесь не последнее место должны занимать определенные нравственные позиции ребят, их убежденность, отношение к учению и др.

Как-то в школе мне пришлось услышать жалобы по поводу «анархических настроений»  в одном из старших классов. В  классе, как удалось узнать, делается немало интересного, но все это как-то неорганизованно, стихийно. «Не знаешь, — говорили учителя, — что они могут выкинуть завтра». И это несмотря на то, что «староста — серьезный парень, пример для всех в учебе».

Действительно,   в  чем   же   дело?   Пришлось   идти   в класс   для   «выяснения   отношений».   В   самом   прямом смысле. После откровенного разговора я раздал ребятам этого класса небольшие листочки и попросил их ответить на два вопроса:

  1. Если   классу   вдруг   приказали   бы   отправиться   в разведку в тыл   врага,   кого  ты   хотел  бы  иметь  своим командиром?
  2. Кому из одноклассников ты мог бы доверить очень личную тайну или в трудную минуту прийти за советом?

Отвечая, каждый из учащихся мог записать на листке три фамилии по степени предпочтительности. Имейте в виду, что, ставя так вопросы, я хотел в первом случае выяснить организаторские возможности одноклассников, во втором — личные симпатии.

Результаты оказались несколько  неожиданными. Из 36 человек 32 назвали  своим вожаком Виктора М., причем 26 учащихся выразили ему и свои личные симпатии. Вторым по организаторским возможностям и личной популярности шел Сергей М. Но ни тот, ни другой официально в классном активе не значились, никуда не избирались. Самым поразительным оказалось то, что ни один из учащихся, судя по ответам, не выбрал бы командиром своего старосту.

Виктор и Сергей —  два друга. Интересные и способные ребята: один хорошо рисует, другой увлекается литературой и математикой. Всегда готовы бескорыстно помочь другим, горазды на всякие оригинальные, неожиданные выдумки. В актив же, по мнению классного руководителя, их избирать нельзя: учатся неровно, иногда получают «двойки», один к тому же второгодник, и оба «анархисты» — напридумывают что ни попало и других с толку сбивают.

А старостой  избрали другого, потому что хорошо учится и «серьезный». Вот и получилось, что есть официальный руководитель, а фактически класс подчинили своему влиянию другие ребята - лидеры-организаторы, лидеры межличностных отношений. В данном случае я не утверждаю, что этих двух парней необходимо избирать в актив класса. Но актив класса мог бы использовать сильное влияние Виктора и Сергея на ребят, сделать так, чтобы они действовали по поручению и плану школьной  организации. А в том, что у руководства оказался неавторитетный человек, виноваты сами ребята. Они выбирают себе вожака, они и должны предъявлять к нему необходимые требования. А формальный вожак — зачем он?

Мы уже  говорили о том, что в классах  образуются различные группировки ребят, связанные общими интересами, симпатиями. Бытует ошибочное мнение, что отдельные группировки наносят вред сплочению класса, не способствуют объединению учащихся в единый коллектив.

Человеческие  привязанности очень избирательны: к одному я отношусь как к другу, к другому — как к своему товарищу, третий для меня просто одноклассник — я не питаю к нему антипатий, но и не дружу с ним. Человек человеку может также просто не нравиться. Тут бывают разные причины. Поэтому создание дружеских или приятельских компаний, группировок, — явление     естественное.

Другое    дело,     как  эти      группировки       в классе  (да и не только  в   классе)    взаимодействуют      друг  с другом. Если их взаимоотношения строятся  на  стремлении к     сотрудничеству, взаимопомощи, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно. Но если группировки враждуют между собой, соперничают из-за раздела «зон влияния» в классе, отказываются найти общий язык, то тут есть над, чем поработать организатору.

Обычно   более   или   менее   сложное   дело   выполняют несколько человек. Одни группы создаются  на длительный   срок   (совет старшеклассников,   актив класса   и т. д.), другие существуют короткое время и расформировываются после выполнения задания (творческие группы по проведению    вечера,    совет    дела,    оргкомитет    спартакиады и др.). Классный коллектив существует длительный срок — до десяти лет.

В одном случае организатору приходится работать с уже подобранным  составом и сложившейся структурой группы или коллектива, в другом — он комплектует их сам.

В организаторской  работе очень важно суметь подобрать группу участников дела так,  чтобы  они  решали   свою задачу слаженно, быстро, эффективно. Вот почему знание основ психологической совместимости людей так  важно для организатора.

Известно, что людей  в группы подбирают прежде всего  для выполнения какого-то дела. Именно деловые, профессиональные свойства учитываются в первую очередь. А затем уже ставится вопрос об оптимальном, наиболее удобном варианте подбора и расстановки людей по участкам. Согласитесь, что организация  школьного оркестра   или   баскетбольной  команды   начинается   с   подбора  музыкантов  или  спортсменов,  а  не  с  поиска  душевных приятелей, понимающих друг друга с полуслова.

Людей может объединять общность характеров интересов, способностей - эти люди находят быстрее общий  язык, взаимопонимание.  Но люди могут  объединяться и по принципу дополнительности (взаимодополняемости) — каждый ищет в другом человеке то, чего ему  самому не хватает. В этом случае отсутствие каких-либо  качеств у одного человеку компенсируется их наличием  у другого. Например, импульсивность, порывистость и горячность холерика могут уравновешиваться в работающей группе самообладанием, рассудительностью флегматика.

Coвместимость или не совместимость обнаруживается  в практической – деятельности. Но опытный организатор, зная ребят, может уже заранее сделать прикидку на их совместимость. Каждое дело требует от участников определенных свойств, и поэтому о совместимости надо думать в связи с конкретным делом.

При подборе групп  для выполнения организаторских  задач полезно иметь в виду, что участники дела могут по-разному  относиться к общей работе. Психологи в связи с этим обращают внимание на существование трех крайних типов людей.

Первый тип — люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу. Как правило, они трудолюбивы, инициативны; самостоятельны. Такие люди больше заботятся о деле, чем о собственной выгоде, требуют того же от других. Их мало беспокоят взаимоотношения между людьми, разве только те, что непосредственно сказываются на результате работы.

Второй тип — люди, ориентированные на взаимодействие с другими людьми, на общение с ними. С такими  легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнениям окружающих. Выполнение задачи их интересует  постольку,   поскольку  ее  можно  выполнять  сообща. Забота о результате работы отходит для них как бы на второй план.

Третий тип - люди, ориентированные на себя. У них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, предъявляют повышенные претензии, боязливы, не всегда уверены в себе, завистливы. Но, желая выделиться, обратить на себя внимание, могут создавать большое напряжение и достигать неплохих результатов. Подобные крайние типы в жизни встречаются редко.  Часто в людях представлено сочетание этих ориентации  преобладанием какой-либо из них. Когда социальные психологи в порядке эксперимента стали создавать группы из людей только одной ориентации, выяснилось, что они несовместимы: ориентированные на задачу ссорились между собой столько же, сколько ориентированные на себя. В группах людей, ориентированных на взаимодействие, обстановка была настолько «миролюбивая», что люди, занятые заботами друг о друге, забывали о том,  им  надо еще и хорошо работать. Лучший вариант, когда группы  смешенные.

 

'--



 

Тема: «Организаторские способности».

Дело в том, что в  словаре   русского   языка   насчитывается   несколько терминов, раскрывающих те или иные свойства личности  и большинство из них  вполне могло быть у моего воображаемого  героя-организатора.  Они могли присутствовать и у любого другого человека, не проявляющего чудес в организаторской работе.

Чем же тогда отличаются способные  организаторы от неспособных?   Какие  качества  нужно в себе  развивать, чтобы стать настоящим вожаком?

  Организаторские  способности — это  такое   сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей  на выполнение какого-либо дела.

Когда звучит музыкальный  аккорд, то бывает очень трудно определить на слух, из каких отдельных звуков он состоит. Когда работает организатор, заметить, обнаружить каждое «звучащее» качество еще трудней.

Советский ученый, профессор Л. И. Уманский много лет посвятил расшифровке этих организаторских «аккордов». Он выделил главные свойства, те, что ведут «мелодию» организаторской работы, и «аккомпанирующие» качества.

 Начнем с «аккомпанемента»— общих качеств личности организатора. Общими эти качества личности мы называем: потому, что их можно обнаружить не только у хороших организаторов, но и у тех, кому пока еще хочется таковыми стать.

В нашем «организаторском рояле» одиннадцать «клавишей». Ударяя по каждой, мы будем получать следующие «звуки»:

компетентность      - знание   того   дела,   которое   требуется   организовать;

 активность             - умение   действовать   энергично,   напористо   при решении практических задач;

инициативность     - особое   творческое   проявление  активности,   выдвижение идей, предложений;

общительность        - открытость   для   других,   готовность   общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность - способность доходить до сущности явлений,  видеть их причины  и следствия, определять главное;

настойчивость        - проявление  силы   воли,  упорства,  умение  доводить дело до конца;

самообладание        - способность  контролировать свои   чувства,  свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность - выносливость,   способность   вести   напряженную работу, длительное время не уставать;

наблюдательность  - умение   видеть,    мимоходом    отметить    примечательное, сохранить в памяти детали;

самостоятельность -независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя  ответственность;

организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Эти перечисленные качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но и не должны переходить в свою противоположность (слабоволие, безынициативность, замкнутость, неорганизованность и др.).

Задание. Внимательно еще раз прочтите перечень этих качеств и попытайтесь «прикинуть», как они развиты у вас. Для удобства можете воспользоваться пятибалльной шкалой.

  Теперь о главных, специфических свойствах, индикаторах организаторского таланта. Что составляет «мелодию» организаторских способностей?

Первое – это организаторская проницательность. Для того чтобы понять другого человека, нужно как бы проникнуть в его внутренний мир, чутко уловить его настроение, самочувствие.

В повседневном общении можно и не обратить внимания на существование в человеке этого качества. Но «пробьет час» организатора, возникнет организаторская ситуация, вот тогда и сверкнет эта редкостная грань личности — тонкая психологическая избирательность, чуткость, зеркальная способность отражать в себе неуловимые для глаз душевные волнения других людей.

За чашкой чая, за разговорами можно открыть  душевного человека, чуткого товарища, но не организатора. Лишь в организаторской работе раскрываются сполна качества настоящего вожака.

Организаторская проницательность не только ключ к душе человека. Главное все же — умение найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, быстро определить, кто, на что способен чего можно от кого ожидать. Когда хорошо чувствуешь состояние  другого  человека,   легче   найти   к  нему  свой подход.

Способный организатор  моментально находит тропиночки понимания к своим товарищам, знает, как лучше на кого повлиять. Одного он может пожурить, другого отругать наедине, третьего похвалить принародно, а в ином случае, где, казалось, нужно реагировать очень бурно, он промолчит...

 Еще   одно   специфическое свойство организатора – способность к активному психологическому воздействию. Это значит, что организатор оказывает влияние на других людей, используя разнообразные средства  - от иронической улыбки до строгого приказа. В одном случае организатор увлекает собственным примером, заражает всех своей активностью, энергичностью. В другом — он предъявляет четкие требования — убежденно, решительно, бескомпромиссно. Все зависит от умения организатора правильно оценить сложившуюся ситуацию и воспользоваться ею. Правильно сделать это помогает критичность организатора — своеобразный контролер работы, страховка против самоуспокоенности и самодовольства. Критика у толкового организатора аргументирована, самостоятельна и доброжелательна.

Напомним  и о самокритичности, без которой  все ценные свойства организатора могут быть сведены к нулю. Отсутствие самокритичности — тормоз развития личности организатора. Без критической оценки своих действий организатор рано или поздно потерпит неудачу.

Информация о работе Методика организаторского мастерства