Мастерство воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя - это искусство ориентироваться в детских отношениях. Учащиеся каждый день встречаются друг с другом в школе, они вместе радуются, огорчаются, переживают большие и маленькие обиды.

Файлы: 1 файл

Мастерство воспитателя.docx

— 32.67 Кб (Скачать)

Введение 

     Воспитатель осуществляет воспитание детей и  подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма, педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны.

     С точки зрения педагогики, самый проблемный период в жизни человека - детство. Поэтому так важно, каким будет первый педагог в жизни ребенка.

     На  финальном конкурсе «Воспитатель года-2010»  ведущая мероприятия Елена Миткалева отметила, что воспитатели - это первые педагоги в жизни ребенка, это люди, профессионально принимающие на себя ответственность за развитие другого человека.

     Воспитатели - это люди необыкновенные: удивительно обаятельные, талантливые, одухотворенные, беззаветно преданные своему делу. В их душах горит яркий огонь истинной любви к детям, бескорыстия и творческого поиска. Случайных людей в этой профессии нет, потому что воспитатель - это призвание.

     Идейно - политическое воспитание работников осуществляется в духе ленинских требований к педагогическим кадрам. «Теперь мы должны,- указывал В. И. Ленин, - воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом...».

     Политическая  зрелость воспитателя помогает ему  осознавать свою ответственность перед  Родиной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить  к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту товарищей по работе.

     Знание  марксистско-ленинской теории, понимание  закономерностей развития природы  и общества, общественно-политическая активность, владение общей и дошкольной педагогикой, детской психологией и физиологией позволяют воспитателю с подлинно научных позиций подходить к анализу педагогических явлений и успешно осуществлять всестороннее развитие ребенка.

     Лучшие  воспитатели обобщают свой опыт и  делятся им на научно-практических кенференциях, Педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики дошкольного  воспитания.

     Воспитатель - это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для советского педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, коммунистическое отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью.

     Широк круг общественных дел воспитателя - от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.

     Педагогическое  мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям.

     Искусством  воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет  и обладающий педагогическим тактом.

    1. Основные умения воспитателя

   Знания и основанные на них умения - это основа содержания мастерства воспитателя.

     К важным умениям воспитателя  относятся: «умение правильно  воспринимать те процессы, которые  происходят в мире детей, каждого  отдельного ребенка в различных  педагогических ситуациях; умение  анализировать соотношение «цель  - средства - результат» применительно  к выбору ситуации; умение требовать  и доверять; умение быстро ориентироваться  и переключать внимание; умение  играть с детьми; умение оценивать  ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических  фактов выделить существенное; умение  в случайном факте увидеть  существенное; умение в одной  и той же ситуации пользоваться  разнородным и приемами воздействия;  умение точно передавать свои  настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».

   Неразрывно  связаны с перечисленными умениями и такие: умение устанавливать контакты с детьми в процессе учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности; умение осyществлять индивидуальный подход; умение развивать инициативу детей; умение помочь детям в трудные  минуты; умение доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий; умение щадить самолюбие школьников, оберегать  слабых, застенчивых от насмешек их товарищей; умение разумно использовать различные формы самоуправления; умение не злоупотреблять доверием ученика; умение в каждом ученике искать и  нахо­дить положительные качества и именно на них строить свои отношения; умение не делить учеников на любимых  и нелюбимых; умение непримиримо  относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности; умение формировать у школьников нравственные ориентации; умение развивать  у школьников способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

    1. Мастерство воспитателя

     Мастерство  воспитателя в каждом отдельном  случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения  в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.

     Приведем  пример. На перемене ученики VI класса подошли  к своему классному руководителю и рассказали о событии, взволновавшем  их.

     - Алексей Петрович! Какой Саша  смелый! Он ничего не боится!

     - Вот это да!

     - Это наш герой!

     - Правда, Алексей Петрович, ведь он  храбрый?

     Выяснилось, что Саша вылез из окна и, пройдя по карнизу (класс помещался на втором этаже), влез в другое окно. Классный руководитель видел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление  произвел на них поступок Саши. Он понимал, что найдутся среди ребят последователи  и подражатели «героя». В то же время ему было ясно, что Саша действительно совершил смелый поступок.

     Учитель сказал ребятам, что поступок Саши смелый, но бессмысленный. Рисковать здоровьем  и жизнью допустимо тогда, когда  это нужно и полезно людям. Он разъяснил, какое прекрасное качество смелость, привел характерные случаи, когда люди спасали других во время  пожаров, спасали Родину от гитлеризма. Алексей Петрович убежденно говорил, что только такая смелость оправданна. И если даже человек погибает при  этом, в памяти людей он живет  как герой. Но когда человек проявляет  смелость в рискованных, но никому не нужных, бессмысленных поступках, его  только осуждают.

     Едва  ли был бы прав воспитатель, который  стал бы рассказывать ученикам, что  он отвечает за жизнь каждого из них, что если бы Саша упал, то его, как  классного руководителя, судили бы. И если они уважают его, то не позволят больше себе никаких опасных поступков. Учитель доказал бы свою несостоятельность, если бы побранил и напомнил Саше, что  у него есть родители, которым он своим безрассудством мог причинить  огромное горе. И еще хуже, если бы наказал Сашу за нарушение правил поведения и сообщил родителям, а ученикам сделал внушение, что своим одобрением Сашиного поступка они толкают его на повторение «героических» проделок, способствуют развитию у него ложного героизма, что может привести их товарища к гибели.

     Почему  же нередко именно так поступает  молодой воспитатель, ведь у него есть педагогические знания? Потому, вероятно, что нет опыта, небогата еще личная творческая ориентировка. Чтобы квалифицированно руководить воспитанием школьников, надо постоянно искать нестандартные  пути решения педагогических задач.

     Мастерство  воспитателя ярче всего проявляется  в организации самостоятельной  деятельности детей. Как направить  каждого ребенка на полезную и  интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой  комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как  устранять возникающие между  ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы  зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется  много методов и приемов воздействия  на детей, выбор которых зависит  от конкретной ситуации. Иногда воспитатели  при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра  открытых занятий, игр) обнаруживают новые  приемы руководства и оформления игровых зон и механически  переносят их в свою работу, не получая  при этом желаемого результата.

     Методические  приемы приносят результат в тех  случаях, если воспитатель применяет  их системно, учитывает общие тенденции  психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог  хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

     Спокойное место в группе отводится для  самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают  книги.

       Более сложные дидактические  игрушки, игрушки-забавы должны  быть видны детям. Лучше, если  они будут лежать на полке  выше роста ребенка, чтобы взрослый  мог не только помочь взять  игрушку, но и проследить за  игрой ребенка.

     С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя  играют самостоятельно или с небольшой  помощью взрослого. Так у малышей  закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

     Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно  хранить в закрытом шкафу, так  как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

     Малышам нужны и живые объекты для  наблюдения (рыбки, птицы), и природный  материал (шишки, желуди, каштаны).

     Для развития ходьбы, бега и подвижных  игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки  и пособия размещают так, чтобы  дети легко могли проходить между  ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

     После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки  в необычных местах, целесообразно  ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

     Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее  малыша к самостоятельной игре.

     Развитие  самостоятельной деятельности детей  зависит от содержания и формы  непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно  ни осуществлялось, должно протекать  в форме равноправного доброжелательного  сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение  знаний, умений, способов действия с  предметами, полученное на занятиях и  в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки  детей.

     Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы  не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного  всем детям. Ребенка надо назвать  по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна  монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Информация о работе Мастерство воспитания