Мастерство воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

Мастерство воспитателя - это искусство ориентироваться в детских отношениях. Учащиеся каждый день встречаются друг с другом в школе, они вместе радуются, огорчаются, переживают большие и маленькие обиды.

Файлы: 1 файл

Мастерство воспитателя.docx

— 32.67 Кб (Скачать)

     Опытный воспитатель внимательно наблюдает  за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую  позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение  самостоятельной игры можно подойти  и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим  ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

     Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает  формированию доброжелательных отношений  между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические  и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

     С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя  и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец  для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит  его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий  не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к  организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры  на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей  целесообразно входить, обращаясь  к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю  и другим сотрудникам детского сада.

     Планирование  системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.

     Знания  детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого  усложнения способов и средств решения  игровых задач зависит формирование самой игры.

     Расширение  знаний детей предусматривается  на занятиях или во время специальных  наблюдений. При этом устанавливается  связь между прошлым опытом детей  и новыми знаниями. Приобретенные  сведения и впечатления детей  учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

    1. Сущность мастерства воспитателя

     Выпускники  педагогических вузов, говоря о достаточной  в целом подготовке к организации  учебного процесса, часто жалуются на неумение вести воспитательную работу в школе.

     Становление мастерства воспитателя является для  многих учителей более трудным процессом, чем мастерство обучения. В основе этого, конечно, лежит объективная  причина: самовоспитание - более широкое  понятие, нежели обучение, которое выступает  одним из средств воспитания личности, развития ее интеллектуального по­тенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности, трудолюбия и умения трудиться.

     Однако  затрудняют формирование основ мастерства воспитания и субъективные установки  педагогов на понимание его сущности, а также связанные с ними усилия молодого учителя по овладению целостной  системой профессионально значимых свойств личности.

     Ни  одно успешное действие никогда не является полностью неосознанным и  стихийным.

     Существенным  и исходным звеном эффективного приема выступает всегда знание цели, путей  и средств достижения этой цели, т. е. знание закономерностей воспитательного процесса. И все же мастерство воспитания - это не только знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизни детского коллектива.

     А. С. Макаренко утверждал: «Умение  воспитывать - это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком  или токарем.

     Нельзя  научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет  инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что  научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек  успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда  не будет хорошим педагогом».

     4. Структура мастерства воспитателя

     Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям.

     Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и  действовать, теснейшим образом  связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного  к абстрактному, который может  протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях.

       Доведение умения до теоретического уровня анализа это одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

     В педагогике мастерство воспитателя  как целостная структура подразделяется на три взаимосвязанные подсистемы: технологическую, социально-психологическую (отношения) и этическую. Технологическая  подсистема, или, как ее иногда называют технологией, представляет собой систему  «точных средств воздействия  на личность и коллектив, позволяющих  педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов».

     Важное  место в технологической подсистеме мастерства воспитателя занимают мероприятия. По поводу их много спорят, но на примерах работы мастеров-воспитателей можно  видеть, что мероприятия способствуют умственному развитию учащихся, формированию правильных представлений, суждений, понятий, дают много полезного для воспитания коммунистического отношения к  труду, нравственных качеств личности школьника, их физического развития.

     Мудрость  и мастерство воспитателя заключаются  в том, чтобы найти подход к  каждому школьнику, разбудить его  активность в той сфере деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его задатки, способности, наклонности; чтобы утвердить в детском  коллективе подлинно гуманную систему  отношений между учащимися.

     Особое  место в структуре мастерства воспитателя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. Владение основами педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения. 
 

     Заключение 

      Воспитатель - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Воспитатель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью  своей, своими знаниями и любовью, своим  отношением к миру.

     Однако, воспитатель в гораздо более  высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать  формированию мировоззрения своих  подопечных, дать им научную картину  мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.

          Мастерство воспитателя - это искусство ориентироваться в детских отношениях. Учащиеся каждый день встречаются друг с другом в школе, они вместе радуются, огорчаются, переживают большие и маленькие обиды.  

          Опытные воспитатели разбираются в тонкостях человеческих отношений, знать которые - их важный долг. Однако каким бы чутким и вдумчивым ни был воспитатель, ключ к сердцу ученика он сможет найти при условии, если создан детский коллектив. Именно коллектив как средоточие всей совокупности социалистических общественных отношений приобретает значение главного, ведущего фактора формирования сущности детской личности и индивидуальности.

        Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия воспитателя - это одна из древнейших в мире.

      Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов в  соответствие требованиям жизни. В  этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение.

     Воспитание - задача комплексная, охватывающая все  сферы жизни ребенка. Поэтому  она интересует не только родителей  и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.

          Разумно организованное воспитание  должно приспосабливаться к возрастным  особенностям. С возрастом изменяются  отношения растущей личности  к учению, к самому себе, к окружающей  действительности, потому что изменяются  потребности, интересы, убеждения  человека, изменяются его взгляды  и отношения ко всему окружающему  и к самому себе.

     Игнорирование или  отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному утверждению  возможности усвоить  любой социальный опыт, любые знания, навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей  методики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

1.Н. Морева, к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МПГУ//Дошкольное воспитание. - №10. - 2002. - С.110-114.

2.И. Курочкина, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ//Дошкольное воспитание. - № 5. - 2001. - С.103-107.

3.Л. Барсукова, педучилище//Дошкольное воспитание. - №11. - 1991. - С.77- 80.

4.Л. Григорович, ассистент кафедры дошкольного воспитания, начального обучения и дефектологии МИПКРО//Дошкольное воспитание. - № 1. - 1993. - С.36-40.

5.Ю. Афонькина, к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Мурманский государственный пединститут//Дошкольное воспитание. - № 12. - 2002. - С.76-78.

6.Г. Урунтаева, к.п.н., доцент, завкафедрой психологии Мурманского государственного пединститута//Дошкольное воспитание. - № 4. - 1997. - С.80-82.

7.Е.  Котова, психолог пролицея искусств №67 "Радость", г. Тольятти//Ребенок в детском саду. - №4. - 2002. - С. 86-87.

8.Н. Помораева. Современные подходы в подготовке студентов к работе с дошкольниками// Дошкольное воспитание. - № 4. - 2001. - С.93-95.

9.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.

10.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

11.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

12.Панько Е.А. Психология профессиональной деятельности воспитателя детского сада. 1988.

М., 2001.

Информация о работе Мастерство воспитания