Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:13, курсовая работа
Учебное занятие в условиях интеграции создает благоприятные условия для продуктивного формирования информационной культуры. В ходе учебного занятия в условиях интеграции решаются задачи изучения содержания дисциплин, направленных на освоение информационной области знаний и содержания других общеобразовательных, общепрофессиональных, специальных и практических дисциплин.
Некоторые ученые (Ж.-Ж.Серван Шрайбер — Франция, А. Тоф~ флер, А. Кинг — США и другие) видят обновленную школу широко оснащенной электронным оборудованием, с богатыми банками обучающих программ.
В развитых странах мира разрабатываются максимально обобщенные концепции использования новейшей техники в школе в общенациональном масштабе. Планируется организовать систематическую подготовку-школьных преподавателей к использованию новых технологий. Постепенно создаются общенациональные, разветвленные структуры ресурсов информатики, аудио- телесредств для учебных заведений. Подобные структуры должны активизировать инновации в школе, по крайней мере, в двух направлениях: создании качественно нового уровня использования технических средств и интегрированного использования различных видов таких средств. В первом случае это будет означать появление специализированных учреждений — хранилищ информативной документации, аудио- и видеокомпьютерных центров, специальных классов с новейшим оборудованием. Во втором случае речь идет о создании общенациональных электронных центров с банками данных, которыми могут оперативно пользоваться все учебные заведения.
Продолжается политика партнерства школ и предпринимателей при применении новейших технологий. В ведущих странах мира в больших или меньших масштабах учебные заведения используют на условиях аренды новейшие технологии предприятий при организации учебного процесса. Официальные власти стремятся инициировать производство электронной учебной продукции. Так, французское Министерство образования, чтобы поддержать производство и приобретение новейших учебных технологий, практикует процедуру «смешанных лицензий», означающую, что предприниматели на сравнительно выгодных условиях производят, а школы приобретают учебные ЭВМ.
Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса. Школа приобрела в таких средствах мощный ускоритель развития. Перед ней открылись невиданные ранее перспективы. Электронная техника позволяет снять множество сложностей и решать важные задачи повышения эффективности учебного процесса.
Среди новых технических средств, которые используются в школе, приоритетными являются компьютеры и видеосистемы. Лучшие учебные компьютерные программы составлены с расчетом, чтобы неверный ответ был непременно скорректирован машиной. Такое учение превращается в увлекательную игру: чем больше верных ответов, тем острее желание узнать новое и правильно ответить машине. Современные ЭВМ позволяют осуществлять подобное игровое обучение в персональном ритме.
Компьютерные игры — принципиально новый путь обучения. На экране компьютера оживают любые фантазии школьника, предметы окружающего мира, цифры и буквы. Возникает особый виртуальный мир, похожий на реальный и в то же время отличающийся от него. Школьник может управлять возникающими на дисплее предметами, то есть почувствовать их реальность. Компьютерные игры позволяют получить обобщенное представление о сходных ситуациях или предметах и, следовательно, развивают обобщение и классификацию как важнейшие операции мышления. Таким образом, едва ли не основная функция компьютерных игр — обучающая. Идет развитие логического мышления, поскольку школьник осознает, что предметны на экране — лишь знаки соответствующих реальных предметов. Улучшаются память и внимание детей. Игровая мотивация постепенно переходит в учебную мотивацию, когда возникает интерес к содержанию задания.
Кроме обшеразвивающих компьютерных игр, существуют специальные игры для обучения школьников математике, языку, логике. Ценность таких игр состоит в том, что они в весьма наглядной форме доносят содержание указанных предметов, что позволяет легче и быстрее овладевать учебным материалом.
При использовании
учебных компьютеров
Работа на компьютерах
и телесистемах позволяет выполнять
две капитальные
Вторая функция позволяет активизировать учебный процесс. Разные по уровню ученики могут выполнять на компьютере персональные учебные задания. Перспективно применение новейших технических средств в частных методиках. На уроках родного и иностранного языков есть возможность работать с помощью «электронного редактора». Прекрасным подспорьем может оказаться ЭВМ, в памяти которой заложены соответствующие данные, на занятиях по литературе, истории, географии. Важным способом наглядного обучения оказывается видеотехника на занятиях по физике, биологии, географии, иностранным языкам.
Приведем в качестве примера компьютерную программу «Я читаю и пишу» (Франция). В ней заложены два типа упражнений. Упражнение первого типа состоит в том, что, когда на экране проплывают слова с иллюстрациями, на этапе запоминания и контроля необходимо с помощью оптического карандаша восстановить слово, подходящее к оставшейся на дисплее иллюстрации. Упражнение второго типа предлагает нажать нужные клавиши, чтобы образовать слово, адекватное рисунку на экране. Программа предусматривает постепенное усложнение упражнений. К примеру, вначале нужное слово появляется на несколько секунд, после чего исчезает, оставив хаотически разбросанные буквы, из которых оно состоит. Ученику следует восстановить это слово. Затем идет более сложное упражнение — то же слово появляется под рисунком, а затем полностью исчезает. Ученик должен вновь восстановить слово. И наконец, на экране дают лишь рисунок и предлагают набрать к нему нужное слово.
Запад и Япония занимают ведущие позиции в использовании электронного и иного современного школьного оборудования
Первыми вступили на путь освоения новейшей школьной техники США. «Компьютерное» поколение школьников появилось в Америке в начале 60-х годов. Это было связано с интересом к видеоиграм, которые открыли новые возможности самостоятельно ставить и решать познавательные задачи. В 50-х годах началось оснащение учебных заведений новейшей техникой. В некоторых школ ах-пилотах появились учебные центры, оборудованные такой техникой. Например, в школе-пилоте Луисвилля (штат Техас) в учебном центре соорудили купол с изображением звездного неба, посреди центра расположили пульт — «космическую станцию» для учителя, по периметру — персональные компьютеры для учеников.
В 70-х годах в одном из проектов «Школа будущего» было выработано целостное компьютерное программное обеспечение для общеобразовательных учебных заведений («Проект Эй-Си-И»). Планировалось, что выпускник начальной школы овладеет клавиатурой компьютера, сможет использовать его в процессе обучения, учащийся младшей средней школы получит подготовку, достаточную для работы по прикладным программам, будет использовать текстовой процессор при занятиях по всем разделам учебной программы, учащийся старшей средней школы научится работать с электронными таблицами, системами телекоммуникаций. На рубеже 80—90-х годов компьютеризация американской школы приобрела всеохватный характер. В 1988 г. 95% заведений располагали ЭВМ. Многие школьники выполняют домашние задания на собственных компьютерах. Ученики 10-12-летнего возраста уверенно пользуются компьютерами. В начальной школе обучение компьютерной грамоте ведется с 1-го класса. Дети поначалу просто ишают, затем выполняют несложные упражнения и программы.
Оказалось, однако, что одно лишь наличие компьютеров еще не гарантирует эффективного образования. Как следует из подготовленного в конгрессе доклада «Новые средства для обучения и познания» (1988), американская школа ощущает острую нехватку преподавателей, владеющих новой техникой. Для того, чтобы решить эту проблему, власти отдельных штатов запускают целенаправленные программы. Так, в 1988 г. штат Нью-Йорк предоставил безвозмездно 2 тыс. учителей персональные компьютеры, чтобы те смогли овладеть новейшей техникой и сделаться квалифицированными инструкторами учеников.
В Великобритании
практически все учебные
В Германии также растет интерес к компьютерному обучению. Программы-редакторы применяют, например, при упражнениях по немецкому и иностранным языкам.
Во Франции внедрение новых технологий в школу является важным направлением государственной политики. Новая техника представлена во всех структурах и уровнях образования.
В 70-х годах был создан национальный банк компьютерного обучения, где можно получить консультацию, учебную документацию. Исследовались возможности применения ЭВМ в начальной школе на уроках математики (эксперимент под руководством С. Пап ера). Приоритетным вниманием пользовалась средняя школа. В 58 лицеях были применены различные новые технические средства на уроках истории, географии, французского и иностранных языков, физики. Преподаватели лицеев прошли подготовку для владения новой техникой. Участники эксперимента составили методические разработки, которые положили начало фонду в Национальном центре педагогической документации.
В 80-х годах руководители французской системы образования объявили курс на всеобщее компьютерное обучение, внедрение новейших технологий как способ преподавания и путь формирования общей культуры. Была определена программа оснащения к 1988 г. средних школ 100 тыс. электронных устройств. Программу заменил более обширный план «Информатика для всех» (1985), который предусматривал поставку компьютеров во все учебные заведения, пятидневные компьютерные курсы для преподавателей, подготовку компьютерных учебных программ в университетских центрах. В плане «Информатика для всех» были реализованы проекты «Видеоплан» и «Взаимодействующие изображения», согласно которым предусматривалось обеспечить коллежи видеомагнитофонами и видеокамерами, а также установить в некоторых средних учебных заведениях телетерминалы. В конце 80-х годов было намечено оборудовать все учебные заведения аудиовизуальными средствами.
К началу 90-х годов в учебных заведениях Франции установлено около 1 млн. единиц электронного оборудования. Все школы снабжены средствами информатики, аудиовидения и электронных коммуникаций. В 1990/91 учебном году в 8 тыс. средних учебных заведений насчитывалось до 150 тыс. компьютеров. В школах работают около I тыс. операторов ЭВМ. Большинство средних школ располагает новейшей телеаппаратурой. Сотни учебных заведений получили в свое распоряжение параболические телеантенны, модемы, видеокамеры, лазерные устройства, другую новейшую технику.
В Японии все учебные заведения оснащены компьютерной техникой. Свыше 90% средних школ имеют специально оборудованные классы, где учащихся ждут персональные компьютеры. Оснащение школы компьютерной техникой происходит весьма быстро. К 1994 г. в каждую начальную школу поставлено не менее 3 компьютеров, в младшую среднюю школу — 22, в старшую среднюю — 23. 20% средних учебных заведений обладают доступом в информационные банки и сети.
Японских школьников начинают учить пользоваться компьютерами в четвертом классе, т.е. в десятилетнем возрасте. Как утверждает, например, Юдзо Мэра — директор одной из первых начальных школ, где было введено преподавание информатики, учащиеся не проявляют и тени робости при обращении с компьютерами, с которыми чувствуют себя так же свободно, как с фломастерами или красками. Технические новинки — электронные калькуляторы, словари и пр. существенно обогатили арсенал обучающих средств.
Как и в других странах, в Японии есть расхождение между насыщенностью школ компьютерами и квалификацией преподавателей. 96% преподавателей не в состоянии толково показать, как пользоваться новой техникой.
В России школы также оснащаются новейшей техникой. Однако темпы заметно ниже, чем на Западе и в Японии. Так, к 1991 г. кабинеты информатики и вычислительной техники были созданы только в 14% средних школ бывшего СССР.
Новые технические средства доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, перестав быть экзотикой, довеском к традиционному преподаванию и учению, будучи мощным источником информации, самообразования. Врастание новейшей техники в традиционные формы и методы обучения питает надежды на повышение производительности труда учащихся и учащих. Новейшие технические средства несут в школу живительную струю. Появляется возможность существенно скорректировать классно-урочную систему, отказавшись, например, частично от домашних заданий и используя освободившееся время для разнообразной творческой деятельности учащихся. Применение техники ломает стереотипы урока; учитель просто не в состоянии сохранять статичную позу, быть ментором; ведь ему необходимо постоянно манипулировать с техникой. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
С новейшими техническими средствами связаны надежды более эффективного умственного воспитания, формирования навыков самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Новые технологии обещают увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса, диверсификации образования, игрового и скоростного обучения.
Опыт подсказывает, что проблемы внедрения новых технологий в школу не сводятся лишь к их эксплуатации. В центре внимания должен быть школьник, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники как инструмента познания, вписанного в учебный процесс.
Информация о работе Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании