Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Учебное занятие в условиях интеграции создает благоприятные условия для продуктивного формирования информационной культуры. В ходе учебного занятия в условиях интеграции решаются задачи изучения содержания дисциплин, направленных на освоение информационной области знаний и содержания других общеобразовательных, общепрофессиональных, специальных и практических дисциплин.

Файлы: 1 файл

курсовая Юрик.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

В связи с  этим использование в школе новой техники породило немало трудностей и проблем. Недостаточно квалифицированных педагогов, владеюших новой техникой. Нет ясного понимания, каковы педагогические возможности плодов технологической революции. Остается открытым вопрос о приоритетности новейшей техники при решении проблем повышения качества образования. Большинство педагогов, как показал, например, коллоквиум «Информатика и образование» (Париж, 1983) не имеет определенных ответов по всем этим проблемам и вопросам.

Высказываются сомнения в однозначно позитивном эффекте применения в школе новейшей техники. Японский педагог С. Судзуки указывает в этой связи, что, с одной стороны, ЭВМ помогают развивать интеллект школьника, но, с другой, — не дают гарантий прочного закрепления знаний. Французский педагог Л. Легран также не спешит с выводами. Рассматривая феномен мотивации ученика при работе с компьютером, он предлагает уточнить, является ли возникающая при этом игра учебной. Не видит особой отдачи при освоении новейшей учебной техники американский журнал «Тайм», писавший в 1977 г., что, хотя школьные классы стали походить на пульт космического корабля, школьники отнюдь не лучше овладевают знаниями и умениями, чем их предшественники.

Не закрыта  проблема соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников при работе на телекомпьютерных устройствах. Занятия на таких устройствах наносят ущерб здоровью детей. Повсеместно у школьников случаются неврозы, ухудшается зрение.

Среди педагогов  растет пессимизм относительно педагогического потенциала новейших технических средств. Похоже, эйфория, вызванная надеждами произвести с помощью таких средств революцию школьного обучения, позади. В Японии, например, компьютерные классы часто пустуют. Всеобщее компьютерное обучение преподавателей во многих странах не стоит в числе приоритетов школьной политики.

Применяющиеся в школе принципиально новые  технические средства вызывают необходимость опережающих педагогических исследований, которые позволят выявить положительные и отрицательные последствия их применения в учебно-воспитательном процессе. Вовлечение школы в технологическую революцию требует своевременной и полноценной подготовки учителей, тесного сотрудничества ученых, учителей, специалистов в области новейших технологий.

 

Вывод

 

Следует отметить, что в настоящее время усиливается тенденция разрабатывать целые комплексы учебных и наглядных пособий по курсу. Это означает, что учитель будет получать комплект материалов, состоящий из учебника для ученика, пособия для  учителя,  рабочих тетрадей,  набора  печатных  наглядных  пособий (схем, таблиц, иллюстраций), экранных пособий — диафильмов, диапозитивов, учебных кинофильмов,  записей  на  магнитной ленте, звуковых иллюстраций или упражнений, набора контрольных работ   и заданий   и   прочих   дидактических   материалов   к   курсу. Наличие дидактических материалов к ТСО по предметам отражено в  соответствующих  учебных  программах.   Есть  специальная  литература по их применению по отдельным предметам.

       Технические средства обучения в арсенале современных средств и методов обучения могут и должны найти себе определенное место в учебном процессе во всех классах. Очень важными условиями эффективности использования технических средств обучения в учебном процессе является как подготовленность и отношение к ТСО самого учителя, так и сформированность заинтересованного, уважительного и бережного отношения учащихся к обучающей технике.                      

    Дидактическая  сущность ТСО состоит в том,  что они позволяют осуществлять разностороннее,  комплексное воздействие на учащихся. Применение ТСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует у них внутреннюю учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к предмету. Использование ТСО позволяет полностью соблюдать дидактические принципы  наглядности,  систематичности,  постепенности  и  др. При помощи ТСО можно создать искусственную языковую среду для изучения иностранного языка, увеличить объем индивидуальной самостоятельной работы учащихся;

     При многоцелевом назначении в учебном процессе ТСО имеют доминирующие функции - они служат главным образом осознанному усвоению научно-теоретических знании. В предметах, где главным является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. Последнее должно быть во всех учебных предметах.

Можно еще отметить, что технические средства обучения служат - как средством повышения  эффективности учебного труда преподавателей и учащихся, так и средством практической и психологической подготовки учащихся к жизни и труду в мире техники. Привлечение учащихся к изготовлению простейших технических средств обучения, лабораторного оборудования, приборов и другого технического оснащения учебного процесса служит стимулом развития у них интереса к техническому творчеству и изобретательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

  1. Кирилова, Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании /// Educational Technology & Society 4(1) 2000 ISSN 1436-4522
  2. Кирилова, Г.И. Содержание информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе. – Казань, 2001.
  3. Нурмеева, Н.Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Казань, 2004.
  4. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. - Москва, 2002.
  5. Разинкина, Е.М. Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста // Информатика и образование.  –2003. -№6.
  6. Кирилова, Г.И., Ахметов Л.Г., Нурмеева Н.Р. Системная интеграция как принцип информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. – Казань, 2009.
  7. Нурмеева, Н.Р. Комплексное методическое обеспечение формирования  информационной культуры на интегрированных уроках // Educational Technology & Society ISSN 1436-4522, 2009.
  8. Большакова, З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: Монография / З.М.Большакова. - Челябинск: Изд-во: «Факел» ЧГПУ, 1998. – 292 с.
  9. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А.Бордовский, В.А.Извозчиков // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16.
  10. Вилотиевич, М. От традиционной к информационной дидактике / М.Вилотиевич // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. - №1. – С.20.
  11. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - №1 - С. 246-264.
  12. Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты / К.Колин // Alma Mater. – 2002. - №2. – С.16.
  13. Новожилова, Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В.Новожилова // Завуч. – 2003. - №8. - С.118-125.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
  15. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С.В.Панюкова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 165 с.
  16. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П.Беляева [и др.]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1995. – 228 с.
  17. Путляева, Л.В. Вопросы развивающего обучения с использованием ЭВМ / В.В.Путляева // Вопросы психологии. - М., 1987. - №1. - С. 65- 66.
  18. Свистунова, Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования / Е.Л.Свистунова // Школа и производство. – 2004. – №8. – С.18-21.
  19. Смирнов, Е.П. Функции компьютера в учебной деятельности и учебное программное обеспечение // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm 
  20. Смульсон, М.Л. Решение задач с помощью компьютера // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm 
  21. Собиров, И.Т. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения школьников // www.voppsy.ru/issues/1987/871/871060.htm  

 


Информация о работе Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании